Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно,
на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всей темы
в целом, в том числе такие как:
Познакомить с понятием «корень слова»;
формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
находить родственные слова на основе общей части – корня слова;
выделять корень слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тип урока: комплексный. | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Родственные слова. Корень слова»
2-Д класс
Учитель: Чистая Н.В.
Тип урока: комплексный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цель: знакомство с понятием «корень слова»
Образовательные задачи:
- Познакомить с понятием «корень слова»;
- формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
- находить родственные слова на основе общей части – корня слова;
- выделять корень слова.
Развивающие задачи:
- продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;
- продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;
- формулировать тему, цель урока.
Воспитательные задачи:
- расширение кругозора;
- увеличение словарного запаса;
- продолжение воспитания в умении работать в паре;
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные УУД:
- умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли;
- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Оборудование для учителя: презентация по теме «Родственные слова. Корень слова»; карточки со словами «ВЫПИШИ», «ПОДЧЕРКНИ», «ВЫДЕЛИ»; учебник «Русский язык» (1 часть), интерактивная доска.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» (1 часть), ноутбуки (1 на парту), карточки для домашнего задания, сигнальные круги зелёного и красного цвета.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать. Каждый день копилку знаний Непременно пополнять. | Дети говорят хором, получают эмоциональный настрой, включаются в учебную деятельность. | |
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. | - Что вы видите на доске? - Какое задание можно предложить выполнить? (Учитель зачёркивает лишние слова). - Почему слово будет лишним? | «Третий лишний» Найти в каждой строке лишнее слово. Ученики называют лишние слова. Слова в строках не будут являться родственными для двух других | |
Постановка проблемы | - Попробуйте определить тему нашего урока. - Откройте учебник, с. 95 у.66 - Какое задание дано к упражнению? Прочитаем вслух.
- Все ли задания мы выполнили? Что ещё нужно выполнить? - Таким образом, у нас получился план работы над упражнением. | Родственные слова Узнать что-то новое о родственных словах - Прочитать стихотворение. (1 ученик читает вслух) Выписать слова, подчеркнуть основу, выделить общую часть.
Учащиеся самостоятельно выполняют у.66 с опорой на план | |
4. | «Открытие» нового знания. Процессом руководит учитель. | (Прогностическая оценка) - Давайте проверим выполнение задания. -Как вы считаете, правильно ли вы выполнили? Оцените себя с помощью сигнальных кругов. - А теперь давайте проверим вместе. - Что нужно было сделать в первую очередь? - Что выполнить дальше? - Что потом сделать? - Правильно ли мы выполнили задания? - Что нам помогло правильно справиться? - Что пожелаем детям, которые допустили ошибки? - А кто из вас знает, как называется общая часть родственных слов, которую мы обозначили дугой? - А какой помощник у нас с вами есть, чтобы узнавать новые правила? - Давайте проверим ваше предположение и прочитаем на с.96. - Правильно мы предположили? - Прочитаем напоминание летучей мыши и узнаем, как называется общая часть. - Вернёмся к теме нашего урока и дополним её. - Какую цель поставим к нашему уроку? Физминутка | Зеленый - я согласен, я выполнил задание так же. Красный - не согласен, у меня по-другому. Выписать слова. Подчеркнуть основу. Выделить общую часть. Да План работы над упражнением. Повторить правило о родственных словах, быть внимательными, следовать плану. (Дети могут ответить или не ответить). Напоминание летучей мыши. 1 вариант – говорят «Корень слова» 1 уч. читает вслух Да 2 вариант – не знают Читает вслух 1 уч-ся. Родственные слова. Корень слова. -Знать, что такое корень слова и научиться его находить в родственных словах. |
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | 1). Упражнение 68. - Скажите, что нужно сделать? - Что вам поможет в выполнении задания? - Какой первый шаг? - Что потом ещё сделаем? Цель задания: различение родственных слов и слов, которые похоже выглядят, но родственными не являются (слова, близкие к омографам). Выполняя это упражнение, дети выпишут родственные слова и не станут выписывать слова ЛЕСКА и ЛЕСТНИЦА. Важно, чтобы они обязательно проговорили, почему считают эти слова лишними. У каждого из них — другое значение, не имеющее отношение к слову ЛЕС. Пусть попытаются сформулировать сами, что же такое леска, для чего она служит; что такое лестница, как она используется. - Кто желает проанализировать работу соседа по парте? Что у него получилось и над чем нужно ещё поработать? | Работают по тому же плану работы с упражнением. Взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют по плану с опорой на образец на доске) Объясняют, почему слова ЛЕС и ЛЕСКА являются лишними. Спросить 1 ученика | |
Самостоятельная работа в парах. | 2). Работа на ноутбуках, упражнение «Подумай». - Посмотрите на слова. - Как думаете, какое задание нужно выполнить? - Распределите на группы, выделите корень в родственных словах. - Какие слова определили в 1 группу? Назовите корень. - Какие слова определили во 2 группу? Назовите корень. - Какие слова оказались лишними? Почему? - Встаньте те пары, у кого нет ошибок. - Что вам помогло в выполнении? Расскажите это правило. - А кто сомневался при выполнении? - Трудно было или нет? - В чём были затруднения? - Какую цель можем поставить на следующий урок? | Работают в парах Распределить слова на 2 группы сказать Отвечают ДА или НЕТ Могут ответить «работа с компьютером» Продолжить учиться находить корень в родственных словах | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к нашей теме и цели урока. - Что нового сегодня узнали? Как мы это делали? Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения: Я узнал (а)… Я научился (лась)… Я могу научить других… - Запишите домашнее задание: 1). Знать, что такое корень слова на с. 96 (у); 2). Кто хорошо разобрался с темой – задание на карточке; 3). Кто ещё сомневается – у. 37 с. 31 (т). Спасибо за урок! Успехов! | Родственные слова. Корень слова. - Узнать, что такое корень слова и научиться его находить в родственных словах. Оценивают свою работу с опорой на слова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"
Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя различные задания под руководством учителя....
Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"
Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...
Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.
Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....
Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"
УМК «Перспективная начальная школа Русский язык 2 класс Тема : Состав слова Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...
Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...