Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа № 20
Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе
(методическая разработка открытого урока)
Учитель: Ананьева Н.С.
Тема. Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе
Цель: отработка навыков правописания окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
-Прочитайте слова:
Берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа, окно.
-Расшифруйте данные цифры: 1-4-1,используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имён существительных. Сгруппировав слова в соответствии с шифром, в каждом слове второй группы найдёте искомую букву. В каких словах она встречается?
(Буква б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода песок, к третьей –существительное среднего рода пальто. Отсюда шифр: 1-4-1
-Какие оставшиеся в ряду имена существительные вы бы добавили к первой группе, почему? (Глаз,лес –м.р.)
-Какие оставшиеся в ряду имена существительные вы бы добавили ко второй группе, почему?)
-Чем можно пополнить третью группу?(Окно,с.р.)
-Определите порядок следования букв в ряду: Бба Баб Бба Баб
-Напишите.
3.Словарно-орфографическая работа.
-Выпишите из словарика слова, которые относятся к теме «На вокзале»
4.Формулирование темы урока.
Проверка домашнего задания.
-Определите число и падеж выделенных существительных. (В письмах; всадников, в шлемах, из писем).
-Как доказать, что существительное всадников в винительном падеже ? Можно ли опираться на вопросы?
-Предположите тему сегодняшнего урока.
5.Работа по теме.
-Прочитайте слова.
-Сравните слова в столбиках. Что общего? В чём различие?
-Попробуйте сформулировать задание.
1.Шалаш… Чертёж… Трубач… Вещ… Ткач…. Усач…
|
2.Мелоч.. Брош… Бреш… Полноч… Печ… Доч….
|
3Мяч.. Малыш Плач…. Кулич… Багаж… Пейзаж…
|
4.Гореч… Луч… Дрож… Глуш… Пустош… Печ |
5.Решение задач Нет туч Около чащ Много куч
|
Какой вывод сделаете?
-Вывод. В родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется.
-Упражнение «Литературная викторина»
У учащихся карточки с записью фрагментов из детских произведений
1)На краю сундука сидел маленький человек. На голове – широкополая шляпа., чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки.
2)одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать , какого цвета, он отливает то голубым, то зелёным, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми…другой совсем простой, гладкий….
3)Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у неё были колёса, того и гляди она могла шлёпнуться острым носом на мостовую..
-О ком говорится в этих строчках?
-Найдите имена существительные во множественном числе, определите падеж.
-Упражнение «Вставьте слово»
Сегодня я посмотрел несколько интересных …..С….свисали острые сосульки. Вчера я порешал много….Мы часто гуляли около … С высоких ….. речного берега открывается вид на заливные луга. Луч солнца блеснул из-за…
Слова для справок: дачи, задачи, крыши, телепередачи, тучи, кручи.
-Спишите предложения, вставляя существительные.
-Проверка.
-Работа по учебнику.
Упр.265,с.134. Письмо по памяти.
Физкультминутка.
-Диктант с подготовкой .Упр.266, с. 135.
6. Самостоятельная работа.
1 уровень.
-Спишите
Запишите существительные в родительном падеже
Ошибка, картина, газета, художник, завод, город, озеро, поле, село, тетрадь, площадь, задача, роща. Составьте с одним из слов предложение и запишите.
2 уровень
Спишите предложения, вставив окончания. Определите падеж.
Птицы вывели птенц… .Под ворохом листь… мы обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберёзовик… .
3 уровень.
Установление причинно-следственных связей.
Напишите предложения в следующем порядке: причина-следствие.
Белые медведи не страшатся мороза и ледяной воды. У белых медведей замечательная шуба.
-Определите падеж существительных множественного числа.
7. Итог.
-Когда пишется ь после шипящих.
-Почему в словах задач, туч, рощ ь не пишется.
-Как отличить существительное множественного числа в родительном падеже от винительного?
8.Домашнее задание.Упр.267, с. 135.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа № 20
Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе
(методическая разработка открытого урока)
Учитель: Ананьева Н.С.
Тема. Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе
Цель: отработка навыков правописания окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
-Прочитайте слова:
Берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа, окно.
-Расшифруйте данные цифры: 1-4-1,используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имён существительных. Сгруппировав слова в соответствии с шифром, в каждом слове второй группы найдёте искомую букву. В каких словах она встречается?
(Буква б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода песок, к третьей –существительное среднего рода пальто. Отсюда шифр: 1-4-1
-Какие оставшиеся в ряду имена существительные вы бы добавили к первой группе, почему? (Глаз,лес –м.р.)
-Какие оставшиеся в ряду имена существительные вы бы добавили ко второй группе, почему?)
-Чем можно пополнить третью группу?(Окно,с.р.)
-Определите порядок следования букв в ряду: Бба Баб Бба Баб
-Напишите.
3.Словарно-орфографическая работа.
-Выпишите из словарика слова, которые относятся к теме «На вокзале»
4.Формулирование темы урока.
Проверка домашнего задания.
-Определите число и падеж выделенных существительных. (В письмах; всадников, в шлемах, из писем).
-Как доказать, что существительное всадников в винительном падеже ? Можно ли опираться на вопросы?
-Предположите тему сегодняшнего урока.
5.Работа по теме.
-Прочитайте слова.
-Сравните слова в столбиках. Что общего? В чём различие?
-Попробуйте сформулировать задание.
1.Шалаш… Чертёж… Трубач… Вещ… Ткач…. Усач… | 2.Мелоч.. Брош… Бреш… Полноч… Печ… Доч…. | 3Мяч.. Малыш Плач…. Кулич… Багаж… Пейзаж… | 4.Гореч… Луч… Дрож… Глуш… Пустош… Печ | 5.Решение задач Нет туч Около чащ Много куч |
-Вывод. В родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется.
-Упражнение «Литературная викторина»
У учащихся карточки с записью фрагментов из детских произведений
1)На краю сундука сидел маленький человек. На голове – широкополая шляпа., чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки.
2)одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать , какого цвета, он отливает то голубым, то зелёным, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми…другой совсем простой, гладкий….
3)Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у неё были колёса, того и гляди она могла шлёпнуться острым носом на мостовую..
-О ком говорится в этих строчках?
-Найдите имена существительные во множественном числе, определите падеж.
-Упражнение «Вставьте слово»
Сегодня я посмотрел несколько интересных …..С….свисали острые сосульки. Вчера я порешал много….Мы часто гуляли около … С высоких ….. речного берега открывается вид на заливные луга. Луч солнца блеснул из-за…
Слова для справок: дачи, задачи, крыши, телепередачи, тучи, кручи.
-Спишите предложения, вставляя существительные.
-Проверка.
-Работа по учебнику.
Упр.265,с.134. Письмо по памяти.
Физкультминутка.
-Диктант с подготовкой .Упр.266, с. 135.
6. Самостоятельная работа.
1 уровень.
-Спишите
Запишите существительные в родительном падеже
Ошибка, картина, газета, художник, завод, город, озеро, поле, село, тетрадь, площадь, задача, роща. Составьте с одним из слов предложение и запишите.
2 уровень
Спишите предложения, вставив окончания. Определите падеж.
Птицы вывели птенц… .Под ворохом листь… мы обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберёзовик… .
3 уровень.
Установление причинно-следственных связей.
Напишите предложения в следующем порядке: причина-следствие.
Белые медведи не страшатся мороза и ледяной воды. У белых медведей замечательная шуба.
-Определите падеж существительных множественного числа.
7. Итог.
-Когда пишется ь после шипящих.
-Почему в словах задач, туч, рощ ь не пишется.
-Как отличить существительное множественного числа в родительном падеже от винительного?
8.Домашнее задание.Упр.267, с. 135.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....