«К тайнам нашего языка»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
«К тайнам нашего языка»
1-й класс
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_idu_na_urok.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«К тайнам нашего языка»
1-й класс
Какие бывают слова?
Урок 2
Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?».
Оборудование. Учебник «Русского языка», таблицы.
I. Введение в тему урока
До начала урока учитель помещает на доску две таблицы: со с. 15 учебника (с пустыми графами) и со с. 13 (без слов-примеров и вопросов).
Учитель. Вам знакомы эти таблицы?
Дети. Да.
У. Мы заполняли их на прошлом уроке. Как вы думаете, сможем ли мы снова собрать таблицы? Попробуем. Примеры слов ставить не будем, а вот вопросы постараемся вернуть на место. Давайте работать так: вы рассказываете по таблице, называете вопросы, а я вписываю их.
Учащиеся по наводящим вопросам учителя повторяют уже знакомые им сведения. Постепенно таблицы заполняются.
– Теперь, когда таблицы готовы, вернемся к рисунку на странице 16 и поищем примеры слов для наших таблиц.
Устно собираются примеры разных групп слов.
– Сегодня мы продолжим разговор о словах-названиях. А вот какие слова мы будем учиться разграничивать, я думаю, вы скажете сами в конце урока.
II. Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?
У. На странице 17 учебника вверху прочитайте хором строчку из известного вам произведения и узнайте его.
Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
У. Кто ее автор?
Д. Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель показывает книгу Пушкина с этой сказкой.
У. Перечитайте строку из сказки и найдите слово, которым названо животное.
Д. Рыбка.
У. Сколько «опасных» мест в слове? Отметьте их.
Дети выполняют задание.
– Это слово мы будем списывать, но сначала пропишем буквы б,к.
Обсуждают написание и пишут по одному разу.
А теперь напишем те же буквы, правильно их соединяя.
Дети прописывают один раз.
– Готовимся к списыванию. Какие действия нам осталось выполнить?
Дети выполняют задание.
– С кем еще мы встречаемся в сказке Александра Сергеевича Пушкина?
Д. Со стариком и старухой.
У. Запишем эти слова-названия в столбик под словом рыбка.
У. Проговорим и запишем первое слово – старик.
На доске карточки, напоминающие о самодиктовке и проверке.
– Прежде чем записать второе слово – старуха, уточним элементы буквы, которая нечасто встречается, – буквы х.
Буква один раз прописывается на той же строке, где были написаны предыдущие.
– Теперь проговорите и, диктуя себе, запишите слово старуха.
Дети записывают.
– Вспомним, что просила и получила старуха от золотой рыбки. Я буду читать строки из сказки (с. 17 учебника, упр. 21), а вы хором дочитывайте выделенные слова.
Прочитываются все три отрывка.
– Нет ли в отрывках слов, о значении которых вы хотели бы спросить?
Д. Нет.
У. Тогда у меня к вам вопрос: «Что называют слова изба и терем?»
Д. Это дома, где живут.
У. Найдите на рисунке избу и терем. Чем они отличаются?
Д. Терем красивый, а изба не очень.
У. Хотите проверить, точно ли мы объяснили значение этих слов? Это можно сделать, обратившись к странице 135 учебника. Откройте ее, и пока прочитаем только последнюю строчку. Какое уточнение надо сделать?
Д. Терем – красивый дом .
– А про слово изба написано, что не очень красивый.
У. Сейчас мы с вами узнали точные значения слов. Так всегда нужно поступать, встречаясь со словами, которые не понятны или не совсем понятны. Дома прочитайте совет авторов в голубой рамке на странице 18.
А теперь вернитесь к тетради и запишите слова изба и терем во второй столбик. Не забудьте пропустить строку и действовать по правилам списывания.
Пока дети работают, учитель пишет на доске два вопроса: кто? что?
– Прочитайте вопросы. Нам надо решить, к какому столбику слов какой из этих вопросов подходит.
Перечитайте слова первого столбика. Кого они называют? Какой вопрос вы для них выберете?
Д. Кто?
У. А на какой вопрос отвечают слова второго столбика?
Д. Что?
У. Давайте проверим наш выбор.
Правильное ли решение мы приняли? Впишите вопросы на оставленную строку – каждый над своим столбиком. Проговариваем их.
Дети пишут под коллективную самодиктовку.
– Какие же слова-названия отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?
III. Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
У. Я буду называть слова, а вы решайте, на какой вопрос слово отвечает: кто? или что? Если на вопрос кто?, хлопните в ладоши один раз, а если на вопрос что? – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, сколько раз хлопнете? А если людей, животных?
Собака,книга.кот,лента,водолаз,кружка.
Посмотрите на рисунок на странице 19 и сами подберите как можно больше слов-названий, которые отвечают на вопрос кто?
Д. Мальчик, корова.конь.ёжик,мама,кошка.
У. А теперь – на вопрос что?
Д. Трава,торт,соль.
У. Как вы думаете, а слово хвост на какой вопрос будет отвечать? А слова лапа, ушки?
Выслушиваются ответы детей.
Вот какой хитрый русский язык! Слово котенок отвечает на вопрос кто?, а слова хвост и лапа – что?
Переверните страницу. Прочитайте слова в первой строчке и найдите одно, отвечающее на вопрос кто?, которое мы, рассматривая рисунок, не назвали.
Д. Малыши.
У. Отметьте в нем «опасные» места, подготовьтесь и запишите в тетрадь. В какой столбик вы его поместите?
Д. В первый.
У. Посмотрите вокруг. Назовите еще слова, которые можно было бы записать в тот же столбик. Какие слова вы будете искать?
Д. Те, которые отвечают на вопрос кто?
Были названы слова: ученики, учительница, Сережа. К последнему слову, естественно, пока особое внимание не привлекалось, поскольку понятие «имена собственные» еще не обсуждалось.
У. А теперь приведите примеры слов-названий, которые отвечали бы на вопрос что?
IV. Подведение итогов урока
У. Какие же слова-названия мы сегодня учились разграничивать?
Дети отвечают.
– Дома выполните совет авторов, выделенный желтой рамкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...
Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Материал презенации поможет обобщить и систематизировать знания по теме "Глагол" в 3 классе...
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...
Урок русского языка по теме "Из прошлого в настоящее" : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс
Урок русского языка по теме "Из прошлого в настоящее" : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс...