Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода
статья по русскому языку на тему
Данная статья показывает применение в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishchenko_o._statya._pravila_po_rus.yaz_.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мищенко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Развитие у младших школьников умения применять правила по русскому языку в условиях осуществления деятельностного подхода.
На современном этапе развития начального образования существенные изменения происходят в содержании и методах обучения детей. Одним из таких изменений является применение в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода. Я предлагаю рассмотреть данный аспект применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школе.
На практике я столкнулась с тем, что дети готовы зазубривать правила, но не готовы их применять. Более того, многие учащиеся, понимая суть изучаемой темы по русскому языку не в состоянии воспроизвести правила спустя некоторый промежуток времени, а соответственно с трудом могут воспользоваться ими на практике. Эта проблема и натолкнула меня на мысль иного подхода к процессу обучения детей правилам русского языка.
Цель моей работы заключается в развитии у младших школьников умения применять правила по русскому языку. При реализации поставленной цели я опираюсь на следующие теоретические положения:
Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения. Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она является ведущим фактором развития. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции. В связи с чем, принцип психологической комфортности должен быть соблюден в первую очередь в применении деятельностного подхода. Я должна создать ребенку такие условия погружения в проблемную ситуацию, чтобы добывание знаний стало его потребностью. Для повышения мотивации и интереса к такому сугубо теоретическому материалу, как правила русского языка основной задачей становится расшевелить школьников, разбудить в них искорку желания к познавательной деятельности.
Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на самоовладение знаниями и умениями в процессе учения.
Младшие школьники склонны к механическому запоминанию путем механического повторения без осознания смысловых связей, и это приводит к тому, что дети часто заучивают дословно, отсюда и недостаточность развития некоторых мыслительных процессов: умение дифференцировать задачи запоминания (что запомнить дословно, а что в общих чертах), плохое владение речью, ребенку легче заучить все, чем воспроизвести текст своими словами, дети не могут организовывать смысловое запоминание: не умеют разбить материал на смысловые группы, выделять опорные пункты-слова для запоминания, составлять логический план текста, а также правильно ставить цели для запоминания.
В обучении детей я стараюсь использовать такие приемы работы, которые будут затрагивать его личность, его опыт и поэтому дидактический процесс строится, опираясь на следующие положения: ученики становятся добытчиками знаний, процесс учения носит поисковый характер, важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя, опора идет на 2 основных принципа обучения: доступность и наглядность.
Принципы, которые, по моему мнению, лежат в основе поисков: равенство всех участников; непринудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; речевое развитие. Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становятся инструментом саморазвития.
Понимая значимость работы над усвоением правил по русскому языку, я ищу пути повышения качества обучения на уроках русского языка и часто использую в своей работе опыт ученых, педагогов-новаторов, работающих в области развивающего обучения.
На основе этих теоретических положений я провожу работу с детьми по следующему алгоритму:
Постановка учебной задачи
«Открытие» детьми нового знания
Закрепление
Самостоятельная работа
Контроль и самоконтроль
Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила по русскому языку я использую следующие методы и приемы работы:
Развивающая игра
Творческий диктант
Прием сопоставления правил
Использование схем
Составление плана
Задания, основанные на установлении сходства или различия
Прием рассуждения
Прием «словесной наглядности».
Приведу примеры применения каждого приема.
Развивающая игра – является одним из наиболее действенных средств, так как поддерживает детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Представлю одну из них:
Игра СНЕЖНАЯ ЛАВИНА. Цель: развитие памяти
Ход: называется тема, на которую предстоит подбирать существительные. 1-й игрок назовет слово, 2-й повторит это слово и назовет свое, 3-й – повторит слова первого и второго игроков и тоже добавит слово. Кто не может назвать новое, или забудет предыдущее – выбывает из игры. Соревнование рядами или вариантами.
Творческие диктанты – играют важную роль в формировании познавательных интересов школьников, затрагивают их личный опыт.
1. В начале каждого урока детям предлагается составить 3 предложения с заданным словарным словом – желательно из жизни ребенка.
2. Дается готовый текст.Перед каждым глаголом необходимо добавить частицу НЕ.
Прием сопоставления правил - прием используется, когда дети переходят от репродуктивного метода обучения в 1м классе к частично-поисковому, а затем и к творческому, овладевают такими понятиями как СХОДСТВО и РАЗЛИЧИЕ, стараясь определить общие закономерности и увидеть различия в написании слов при изучении правил по темам. На большом количестве примеров дети учатся составлять правила в сопоставлении - т.е. учащиеся проводят наблюдение на примерах, данных учителем, проводят классификацию слов и пытаются вывести правило, которое учитель впоследствии помогает сформулировать и оформить в таблице.
Таблица по составлению правил по теме «Мягкость и твердость согл.звуков»
Мягкость согласных Твердость согласных
1.Миля, лети, мел 1.Сало, роза, ком.
Гласн.2-го ряда (я е ю и е) Гласные 1-го ряда (а о у ы э)
обозначают мягкость обозначают твердость
впереди стоящего согласного впереди стоящего согласного
2. Моль, пальчик 2. Зуб, парта
Мягкий знак в середине Согласный на конце и в середине
и на конце слова обозначает слова перед твердым согласным
мягкость впереди стоящего согл. слышится твердо
3. Чан, щука, рой 3.Жара, шест, центр.
Звуки [ч щ й] всегда мягкие Звуки [ж ш ц] всегда твердые
__________________________________________________________________
Составление таблицы вместе с учащимися является ярким примером того, как осуществляется проблемное обучение на основе деятельностного метода с опорой на данную схему при работе над правилами по русскому языку.
Использование схем для самостоятельных выводов, а также использования их в дальнейшем как опоры. Для изучения правил по теме ученикам предлагаются схемы, по которым самостоятельно они делают выводы-правила, или напротив, сами составляют подобные схемы, исходя из той информации, которая была выявлена и получена учащимися.
Схемы по теме «Перенос слова»
[][][] – Х
Слова из одного слога не переносится
[Х] – [][][]
[][][] – [Х]
Слог из одной буквы не переносится и не остается на строке.
[][][][ь][][]
[][][][ь] – [][]
Мягкий знак при переносе не отрывается от слога.
Составление плана по содержанию изученного материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. Так, при изучении частей речи получается след. План-опора:
Часть речи…………..
Обозначает…………..
Отвечает…………….
Например…………….
По мере изучения добавляем:
Имеет……………….….(постоянные признаки)
Изменяется…………...(непостоянные признаки)
В предложении…..….(роль, член предложения).
Задания, основанные на установлении сходства или различия. Здесь детям приходится наблюдать над языковыми явлениями, с целью что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть.
По теме «Однокоренные слова» для наблюдения предлагается стихотворение:
Жило-было слово ход,
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
По теме: «Непроизносимые согласные»:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Прием рассуждения и доказательства - используется с целью развития связной научной речи, активизации познавательной деятельности, тренировки мышления, памяти, внимания учащихся. Например, большие возможности для этого есть при обучении видам грамматического разбора с созданием схем-рассуждений. Причем не требуется зазубривать схемы разбора. Многократное произнесение монологов в форме рассуждения помогает добиться поставленных целей. Главное условие успеха в обучении - постоянство использования этого приема. Уже в 1 классе составляется схема предложения:
Посадил дед репку.
/______ _______ _________ .
Разбор предложения детьми: В предложении 3 слова, они связаны между собой по смыслу. Предложение начинается с заглавной буквы, а заканчивается точкой. Предложение выражает законченную мысль. Схема выступает как опора мыслей и практической деятельности учащихся при составлении ими рассуждений и доказательств. По мере накопления знаний о предложении синтаксический разбор усложняется, изменяется содержание анализа, доказательства остаются.
Прием «словесной наглядности» - сюда входит использование различных грамматических сказок, загадок, мнемотехники. Чаще используется для случаев, которые необходимо запомнить. Использование данного приема облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Всякое запоминание (особенно механическое) легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, занимательные, важные темы, ритмику, стихи и т.д.
Например, словарные слова:
Морковь с помидором, а картофель с капустой.
КОСТя пришел в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто.
Другие примеры:
Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Если после корня - А
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Под ударением пишем ГАР, -
Без ударения - ГОР.
К примеру: ЗАГОРЕЛ, ЗАГАР.
Наоборот: ЗАР – ЗОР.
Что делать? Что сделать? учащимся школ.
На эти вопросы ответит глагол.
Не выучил – не делай. Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно частицу «не» пиши.
В заключение хочу сказать, для того чтобы при усвоении правил русского языка проявился интерес и желание поисковой деятельности, а уровень познавательных процессов существенно возрос, необходимо включать в учебно-образовательную деятельность приемы, формы и методы развивающего обучения, учитывать психологические особенности учащихся и создавать атмосферу психологического комфорта и личностной заинтересованности школьников, потому что активная деятельность учащихся – залог успешного обучения на всех уровнях.
Использованная литература:
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Ванькова Г.В. Правила русского языка в сопоставлении //Начальная школа. - 2009. - №2 – с.21
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
Давыдова Л.И. Развивающее обучение в традиционной системе //Начальная школа. - 2008. - №4 – с.3
Маланов С.В. В.В.Давыдов. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения // Начальная школа плюс До и После.- 2007. - №12 – с.63
Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Флинта, 1999.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО Академия развития, 1996.
Тяжелова М.Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка // Начальная школа. - 2007. - №11 –с.19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...
Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода
Презентация к одноименной статье раскрывает основные моменты применения в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода....
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Развитие у младших школьников умения видеть проблемы.
В связи с введением ФГОС НОО второго поколения, перед учителем стоит новая цель - научить ученика учиться. Я считаю, что одной из результативных технологий обучения я вляется технология проблемного об...
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
как развить творческую активность учащихся? В статье найдете ответ на этот вопрос...
Технологическая карта урока русского языка на основе системно-деятельностного подхода по программе «Школа 2100»
Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.Тип урока: ЗакреплениеКласс: 3...