Развитие у младших школьников умения видеть проблемы.
методическая разработка (1 класс) по теме

Прончева Оксана Александровна

В связи с введением ФГОС НОО второго поколения, перед учителем стоит новая цель - научить ученика учиться. Я считаю, что одной из результативных технологий обучения я вляется технология проблемного обучения. в своей работе, применяя эту технологию, я столкнулась со следующим: ученики часто не видят вставшую между ними проблему. В этой работе я привела несколько практических упражнений для развития умения видеть проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у младших школьников умений видеть проблемы.

Прончева Оксана Александровна учитель начальных классов МОУ «Гимназия им. И. С. Никитина»

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, свидетельствующая о профессионализме и компетентности в любой сфере науки культуры. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают.

Современные педагогика интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Одним из таких педагогических направлений может считаться метод «проблемного обучения».

В педагогике то, что мы называем проблемным обучением, обычно не выделяется из исследовательского обучения и рассматривается как его составная часть. Содержание образования  предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли с помощью педагога выявить проблему, во-вторых, совместно с ним найти способы решения и, наконец, в третьих, ее решить.

Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы».  Поиск проблем - дело непростое. Многие ученые утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить. Некоторые даже утверждают, что как только проблема сформулирована, можно считать, что творческая часть исследования завершена. Решение поставленной проблемы - это уже техническая задача. Это, конечно, преувеличение, но доля истины в нем есть. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.

Развивается умение видеть проблему в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий.

Задание - «посмотрите на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные с нежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары,

газоны, дороги...»

Нужно продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например - представь, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Приведем еще несколько заготовок для таких рассказов:

«В четвертом классе просто «эпидемия» — все играют в космических пришельцев...».

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам, и др.

«В фойе школы, кто-то разлил воду. Миша бежал и...».

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки, школьного охранника и др.

В ходе выполнения этих заданий очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей способности мысленного перемещения.

Также можно  обсудить с детьми мысль, высказанную одним мудрым человеком: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Что же имел в виду мыслитель, говоря это?

Задание - «составьте рассказ от имени другого персонажа». Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

Задание - «составьте рассказ, используя данную концовку». Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было в начале и почему все закончилось именно так. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.

«...Нам так и не удалось выехать на дачу».

«...Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев  ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

 «...Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«...Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

«...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски»

Задание - «сколько значений у предмета». Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть  газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

Засчитываются как правильные только те варианты ответов, которые действительно применимы на практике.

Задание - «назовите как можно больше признаков предмета». Учитель называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей - назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?», «Почему школьники так шумят на переменах?» и др. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Много внимания умению смотреть и видеть уделяется методистами, занимающимися вопросами обучения детей изобразительному искусству. Создание изображений учит ребенка способности наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры вполне эффективно в рамках занятий по развитию общих исследовательских способностей ребенка.

Хорошим заданием для развития умения наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например - осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.

 «Тема одна - сюжетов много». Мы уже отмечали важность детской изобразительной деятельности в деле формирования у ребенка опыта исследовательского поведения. Детское рисование таит в себе огромные, поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Педагоги В. Н. Волков и B.C. Кузин разработали интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема - «Осень» («город», «лес» и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями, улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое.

Задание - «увидеть в другом свете». Ни для кого не секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Красивые и нежные в лучах утреннего солнца кусты роз ночью при свете луны могут казаться похожими на страшных чудовищ. А случайно ли говорят, что «ночью все кошки серые?». Меняя мысленно характер освещенности предмета, можно приобрести возможность увидеть его иначе, в «другом свете». Так, например, многие насекомые видят только лучи инфракрасного спектра, некоторые животные вместо обычных для нас органов зрения пользуются ультразвуковыми локаторами. Хорошим заданием для развития умений видеть проблемы будут коллективные размышления о том, как выглядит мир с их точки зрения.

Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдет с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к белому яблоку, синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир?

Список использованной литературы:

  1. А. И. Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению» - Ось-89.
  2. А. С. Обухов «Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? Исследовательская работа школьников. – 2003 г.



Предварительный просмотр:

Развитие у младших школьников умений видеть проблемы.

Прончева Оксана Александровна учитель начальных классов МОУ «Гимназия им. И. С. Никитина»

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, свидетельствующая о профессионализме и компетентности в любой сфере науки культуры. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают.

Современные педагогика интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Одним из таких педагогических направлений может считаться метод «проблемного обучения».

В педагогике то, что мы называем проблемным обучением, обычно не выделяется из исследовательского обучения и рассматривается как его составная часть. Содержание образования  предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли с помощью педагога выявить проблему, во-вторых, совместно с ним найти способы решения и, наконец, в третьих, ее решить.

Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы».  Поиск проблем - дело непростое. Многие ученые утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить. Некоторые даже утверждают, что как только проблема сформулирована, можно считать, что творческая часть исследования завершена. Решение поставленной проблемы - это уже техническая задача. Это, конечно, преувеличение, но доля истины в нем есть. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.

Развивается умение видеть проблему в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий.

Задание - «посмотрите на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные с нежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары,

газоны, дороги...»

Нужно продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например - представь, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Приведем еще несколько заготовок для таких рассказов:

«В четвертом классе просто «эпидемия» — все играют в космических пришельцев...».

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам, и др.

«В фойе школы, кто-то разлил воду. Миша бежал и...».

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки, школьного охранника и др.

В ходе выполнения этих заданий очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей способности мысленного перемещения.

Также можно  обсудить с детьми мысль, высказанную одним мудрым человеком: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Что же имел в виду мыслитель, говоря это?

Задание - «составьте рассказ от имени другого персонажа». Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

Задание - «составьте рассказ, используя данную концовку». Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было в начале и почему все закончилось именно так. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.

«...Нам так и не удалось выехать на дачу».

«...Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев  ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

 «...Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«...Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

«...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски»

Задание - «сколько значений у предмета». Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть  газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

Засчитываются как правильные только те варианты ответов, которые действительно применимы на практике.

Задание - «назовите как можно больше признаков предмета». Учитель называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей - назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?», «Почему школьники так шумят на переменах?» и др. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Много внимания умению смотреть и видеть уделяется методистами, занимающимися вопросами обучения детей изобразительному искусству. Создание изображений учит ребенка способности наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры вполне эффективно в рамках занятий по развитию общих исследовательских способностей ребенка.

Хорошим заданием для развития умения наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например - осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.

 «Тема одна - сюжетов много». Мы уже отмечали важность детской изобразительной деятельности в деле формирования у ребенка опыта исследовательского поведения. Детское рисование таит в себе огромные, поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Педагоги В. Н. Волков и B.C. Кузин разработали интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема - «Осень» («город», «лес» и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями, улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое.

Задание - «увидеть в другом свете». Ни для кого не секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Красивые и нежные в лучах утреннего солнца кусты роз ночью при свете луны могут казаться похожими на страшных чудовищ. А случайно ли говорят, что «ночью все кошки серые?». Меняя мысленно характер освещенности предмета, можно приобрести возможность увидеть его иначе, в «другом свете». Так, например, многие насекомые видят только лучи инфракрасного спектра, некоторые животные вместо обычных для нас органов зрения пользуются ультразвуковыми локаторами. Хорошим заданием для развития умений видеть проблемы будут коллективные размышления о том, как выглядит мир с их точки зрения.

Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдет с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к белому яблоку, синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир?

Список использованной литературы:

  1. А. И. Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению» - Ось-89.
  2. А. С. Обухов «Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? Исследовательская работа школьников. – 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода

Данная статья показывает применение в практической работе с младшими школьниками  деятельностного подхода применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школ...

Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода

Презентация к одноименной статье раскрывает основные моменты применения в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».

Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....

К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УМЕНИЕМ УЧИТЬСЯ

Статья к конференции по К.Д.Ушинскому....

Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов

Выступление на конференции на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе»....

Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов

Выступление на конференции Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вес...