РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку на тему

Липовская Ирина Васильевна

как развить творческую активность учащихся? В статье найдете ответ на этот вопрос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lipovskaya-statya.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       И.В. Липовская, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»

(г. Губкин) 

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

   

Главной целью образования сегодня становится развитие творческой личности ученика. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем творческой  деятельностью школьников. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь - это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.  [1]                      

       Творческие упражнения нужно  организовать и проводить  по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков творческой, практической деятельности.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника,  выделяется несколько групп:

  1. Виды работ частично творческого характера: составить предложение и словосочетания по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно,
праздник, чувствуется.

2) Виды работ с творческой основой. Составь устный рассказ на тему, из данных  предложений, по картине.  Рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое.  Изложение по тексту, сжатый рассказ, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. [1]                      

Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки  «Репка».

3) Виды работ творческого характера. Написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики. Подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий. Написать  сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру.

Чтобы не снижать интерес и активность учащихся, где возможно придается деятельности творческий характер.

Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических, пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют редактированием. Например, задание: устранить нарушение стиля: «Красавица — рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются хорошим кормом для птиц»; «Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже кругом все покрыто белым, пушистым ковром. Толщина снежного покрова уже несколько сантиметров ».

Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.

1. Работы на преобразование объекта. При закреплении теоретического материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации, доказательств. Например: «Объяснить, нужна ли запятая перед союзом «и» и почему». Из работ на практическое применение предлагается упражнение с заданием «Поставь, где надо, запятые». Даны сложные и простые предложения с однородными членами. Или задание: «Исправь ошибки». Запятые в некоторых предложениях этого упражнения  отсутствуют или поставлены неверно.

       2. Работы на многозначное практическое применение требуют применения целого ряда правил. Например, сделать вывод, в каких случаях перед союзом «и» запятая ставится, а в каких не ставится. Примером работы этого типа является выполнение упражнения с заданием: «Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы».                                                                                

        3. Примером работы комбинированного характера будет упражнение                           с заданием: «Из данных простых предложений образуйте сложные предложения. Запишите их, расставляя знаки препинания».                                                             Примером творческой работы является изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений и т.д.   [1]                      

        Очень интересными видами творческой работы является «кластер» и «пятистишье».  Для проведения работы «кластер»  класс    делится на группы. Каждой группе дается  тема - одно слово. Например:  утро, праздник, каникулы, урок и др. Дети должны записать все слова – ассоциации, которые у них возникают. Затем они должны составить рассказ, используя все слова – ассоциации. Работа проходит интересно. Для составления пятистишья дети   записывают 5 строк. Первая  строка - 1слово, тема (дает учитель). Вторая строка - 2 слова, прилагательные, описывающие это слово. Третья строка - 3 слова, действие. Четвертая строка - 4 слова, отношение           к теме. Пятая трока - синоним, или слово - ассоциация. Например, вулкан огненный, страшный извергает лаву из себя, вызывает страх и восхищение, несет бедствие.

        Приведу в качестве примера на развитие речи учащихся отрывок урока, где весь грамматический материал построен на одной лексической теме.

Тема: «Правописание окончаний имен существительных 1-го,2-го и 3-его   склонений в дательном, творительном и предложном падежах. Русская берёзка». 

 -Какая березка летом? (описание по рисунку). А вот как описывает березку летом  В. Рождественский:

    Чуть солнце пригрело откосы

и стало в лесу потеплей,

березка зеленые косы

развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

в сережках, в листве кружевной,

встречает горячее лето

она на опушке лесной.

    - Какие слова, словосочетания подобрал поэт для описания березы?

 - Выпишем имена существительные, определим падеж, склонение, выделим                                  окончание.

-А вы знаете, почему это красивое дерево получило такое название?

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «Светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии - береза.

-Сделаем фонетический разбор слова береза. 

-Сделаем морфологический разбор слова по опушке из предложения.

-А какая же березка осенью? (рассматривание березы на рисунке).

 -Вот как пишут об осенней березке писатели и поэты: Бунин Иван Алексеевич:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

«Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осенней березке»

«Особенно красивы и печальны березки в ранние осенние дни».        

                                                                                              И.С. Соколов-Микитов 

- Всё охвачено тишиной и осенним покоем. Тонкий ствол   березы принимал неясный отблеск белого шелка. Её листья вспыхивали на солнце и загорались золотом. Золото березы красиво оттеняло синеву реки и прозрачную голубизну неба.    (Н. Шанина) 

- Выпишите существительные, определите падеж, выделите окончание.

-Какая же береза зимой?  (по рисунку). Стихотворение С.Есенина «Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой распустились

Кисти белой бахромой

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

  - Какие слова и словосочетания подобрал С.Есенин для описания зимней берёзки?

-  Подберите прилагательные к слову береза. - Какого рода все они?  От какой части речи зависят прилагательные?

Игра «Какое слово лишнее?» с учетом типа склонения. Береза, зима, снег. Ствол, ветка, дерево. Листок, верхушка, иней. Скрип, серебро, ночь. Снежинка, заря, ветвь. Тишина, кисть, бахрома.

-Какой стала березка весной? (по рисунку описание).

Как чуток ветки сон сторожкий

Лучом пригретые едва,

Отдать дымок спешат сережки,

Пока спеленута листва.                 (Твардовский)

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.      (С.Есенин)

- Самое опасное время года для березки - весна, когда начинается сокодвижение. Некоторые люди надрезают березку и собирают сок. От этого некоторые почки деревьев не раскроются. Чем больше вытечет сока, тем опаснее жизнь для березы. Если вы увидите ранку у березки, как вы ей поможете?

-Я прочитаю рассказ о весенней березке, а вы определите падеж существительных.

Хороша береза  весной! Ствол   у березы   белый. На каждой ее веточке   появились нежные, клейкие листочки. Вот заиграл на стволе   светлый веселый луч солнышка.  На листочке   засверкали капельки росы, как жемчужины.  Мы любим русскую березу!

-Что такое текст? Из каких частей состоит текст?

Написание детьми сочинений-миниатюр «Русская березка». (Описание березки в любое время года).

          Приоритетной целью школьного образования становится развитие творческих способностей ученика. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

                                                    ЛИТЕРАТУРА

1.  Нестеренко, А. А. Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий / А.А. Нестеренко. – М.: Просвещение, 2010. – 210с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

В статье описываются три блока системы творческой деятельности в начальной школе: 1) воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности; 2) самовыражение индивидуальност...

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка

Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

Статья поможет развитию познавательной активности учащихся на уроках русского языка....

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка через минутки чистописания

В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей наряду с навыками чтения, счёта, основательных навыков письма. Такого качества нельзя будет достигнуть...