ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
статья по математике (1,2,3,4 класс) на тему

 Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "добывания знаний", поэтому использую этот метод в  своей практике уже давно. В материале рассказываю, как я это делаю на разных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doronina_o.n._mbou_zarubinskaya_oosh.doc649 КБ
Office presentation icon proektnyy_metod.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования Кунгурского муниципального района»

МБОУ ДПО «Районный информационный межшкольный методический центр»

Муниципальный конкурс «Учитель года - 2012»

Номинация «Учитель начальной школы»

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Описание педагогического опыта

Дорониной Ольги Николаевны,

учителя начальных классов

МБОУ «Зарубинская основная

общеобразовательная школа»

2012 год

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить»

А. Дистервег

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на воспитание и развитие личности обучающегося на основе освоения  универсальных учебных действий, на познание и освоение мира,  на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо строить работу на уроке так, чтобы  новые знания не давались в готовом виде, а добывались учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на поиск, «открытие» и получение  новых знаний. Здесь роль учителя заключается в том, чтобы способствовать развитию самодеятельности учащихся, благодаря которой впоследствии они смогут правильно применить свои знания в жизнедеятельности и смогут правильно распорядиться своей судьбой.

В своей работе использую проектный метод обучения, который обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и помочь ученику получить радость от самопознания, заинтересовать его  в получении всё новых и новых знаний и превратиться  в субъект процесса учения. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени, дети учатся работать вместе, сплочённо, в то же время в коллективе выделяются и лидеры, способные организовать работу в небольшом коллективе и представить результаты работы.  На ступени начального общего образования в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В ходе исследования дети учатся сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать, выводить понятия.

Приведу  примеры использования проектного метода обучения в своей практике.

  1. На уроках литературного чтения, чтобы понять литературный образ и вместе с ним понять основную идею литературного произведения, необходимо  поставить себя на место того или иного литературного героя, через это перевоплощение понять причины, мотивы героя произведения на совершение того или иного поступка.  Для этого использую игру «Перевоплощение», суть её состоит в том, что класс делится на группы по числу героев произведения и каждая группа даёт характеристику героя и старается оправдать его поступок ( например, при изучении басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» класс делится на две группы: «стрекозы» и «муравьи», и даёт характеристику героям, доказывает полезность занятий каждого из героев басни). Также часто использую метод драматизации, дети очень хорошо «вживаются» в роли героев произведений и, как правило, легко и быстро составляют их характеристики.
  2. На уроках русского языка    важным видом учебной деятельности является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока. В этом помогают игры-конструкторы, дети сами анализируют  материал и делают вывод или составляют  правило (например, игры-конструкторы «Цветок», «Дерево», «Строители» при изучении морфемного состава слов (см. приложение 1)). Творческие задания тоже помогают более углублённо изучить тему.(см. приложение 2)
  3. На уроках окружающего мира учащиеся с удовольствием добывают материал по разным вопросам и оформляют его в виде  рефератов и других творческих работ. (например, при изучении темы «Красная книга» каждый учащийся оформляет на альбомном листе материал об одном из животных, которое хотел бы занести в «Красную книгу», отстаивает «своё животное» перед классом, после этого все работы соединяются и получается «Красная книга … класса»).
  4. Заключительным этапом нашей проектной работы на уроках является создание научно-исследовательских работ и участие в конкурсах  НОУ. Мы участвуем в НОУ «Первые шаги» для начальной школы и продолжаем с этими же детьми работу в 5-7 классах в НОУ «Эврика».(см. приложение 3)

      Таким образом, применение метода проектной деятельности позволяет реализовать принцип проживания учеником конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым учащимся целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка. В основу данного метода положен системно - деятельностный подход, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету.

Приложения

Приложение 1: игры-конструкторы

«Цветок»

«Дерево»

«Строители»

Приложение 2:творческое задание по теме: «Однокоренные слова»

Приложение 3: участие в НОУ

«Первые шаги»

  1. 2008-2009 уч. год «Первые русские сказители», Суятина Анджелика, 3 класс, 4 место секция «Литература»
  2.  2009-2010 уч. год «Доктор Айболит. Кто он?», Доронина Алёна, 5 класс, 1 место секция «Литература»
  3.  2010-2011 уч. год «Куб – это интересно», Ченина Валерия, 2 класс, 2 место секция «Математика»

«Эврика»

  1.  2009-2010 уч. год «Русская плакальщица-поэтэсса Федосова И.А.», Суятина Анджелика, 4 класс, 4 место секция «Литература»
  2.  2011-2012 уч. год «Священник-патриот», Доронина Алёна, 7 класс, 3 место секция «Православное краеведение»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод в обучении младших школьников как средство формирования учебной мотивации в рамках системно-деятельностного подхода Доронина О.Н. МБОУ «Зарубинская ООШ» Кунгурский район

Слайд 2

Company Logo www.themegallery.com Сравнение Причинно-следственные связи Систематизация Классификация Вывод Проектный метод обучения

Слайд 3

Company Logo www.themegallery.com Проектный метод обучения Исследование Участие в НОУ Доклады, сообщения творч. работы Игры- конструкторы Буквы, цифры

Слайд 4

Игра-конструктор «Цветок» Company Logo www.themegallery.com

Слайд 5

Игра-конструктор «Дерево» Company Logo www.themegallery.com

Слайд 6

Игра-конструктор«Строители» Company Logo www.themegallery.com

Слайд 7

Творческое задание по теме: «Однокоренные слова» Company Logo www.themegallery.com

Слайд 8

Творческое задание по теме: «Однокоренные слова» Company Logo www.themegallery.com

Слайд 9

Company Logo www.themegallery.com Проектный метод обучения «Первыешаги» Первые русские сказители Доктор Айболит. Кто он? Куб – это интересно Участие В НОУ «Эврика» Русская плакальщица-поэтэсса Федосова И.А. Священник-патриот

Слайд 10

Company Logo www.themegallery.com Проектный метод обучения проживание учеником конкретных ситуаций личное принятие каждым учащимся изучаемого материала формирование личного опыта ребёнка формируется система знаний по предмету

Слайд 11

www.themegallery.com Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Публикация на тему"Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей"

Каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах, сформировать у них навыки работы над проектом, умение проводить исследование, но и формироват...