Планируемые результаты (предметные)
| Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова |
Личностные результаты | Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка
|
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
|
Образовательные ресурсы | 1. Учебник, тетрадь. 2. Таблица « Алгоритм» 3. Компьютер, проектор
|
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Приме чание
|
1.
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цели: -создать благоприятный психологический настрой на работу; -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| 1. Приветствие.
- Итак, начнем наш урок.
- О каком времени года говорится в стихотворении С. Есенина? - Осень воспевали в своих произведениях многие художники и поэты.
2.Развитие речи. - Сегодня будем работать по картине художника Республики Башкортостан Ахметова Рината Фанисовича. (слайд 1,2) -Какое задание по картине можно выполнить? Составить словосочетание прил + сущ.
3. Разминка для пальцев. Сейчас вы перевоплотитесь в художников. Возьмите кленовые листочки, которые у вас лежат на партах и закрасьте одну половинку цветным карандашом по настроению
- хорошее
- не очень хорошее
- Выполнили задание? - Поднимите свои листочки настроения. - Очень хорошо. Молодцы.
| Мы рады приветствовать вас в классе, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Начнем же урок, не будем зря время терять.
Подготовленный ученик читает наизусть. Сергей Есенин Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду.
- Об осени.
Работа по картине художника.
-Составить текст. Подобрать словосочетание. Ответы детей.
Раскрашивание листочка.
| Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы по картине. Коммуникативные -развиваем умение слушать и понимать других. -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
|
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися.
| 1. Работа в тетрадях. -Открываем тетради. Записываем:
Минутка чистописания: - Запишем под диктовку несколько слов на тему «Осень» Осень, золотой, кленовый, деревья, дожди.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Оцени свою работу.
- А теперь вооружитесь простым карандашом, поменяйтесь тетрадями и проверьте, сверяя с доски.
| Комментированное письмо с проговариванием орфограмм.
Двадцатое октября. Классная работа.
а, о, и, е, я
Один ученик работает у доски. - ставит ударение; - выделяет корень; - подчеркивает опасное место; - подбирает проверочное слово.
Взаимопроверка. Оценивание соседа по парте.
| Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: анализ объектов. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
|
3. | Выявление места и причины затруднения. Выход из затруднения. Цель: - осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и умений; -постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
| - Какое задание вы должны были сделать?
-Всем ли это удалось? Поднимите руки кому удалось выполнить работу. Похвалите себя. - У кого были затруднения?
-Не у всех получилось. - Значит, какова цель, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Что нужно повторить?
- А еще, что нужно знать?
Работа в группах. -У вас на столах лежит конверт. Достаньте полосочки. -Что в них находятся? -Что я предлагаю сделать с этими этапами?
Алгоритм - Прочитай слово
- Поставь ударение
- Выдели корень
- Подчеркни безударную гласную в корне
- Подбери проверочное слово
- Запиши слово
-Оказывается, про этот алгоритм есть стихотворение. А расскажет нам Ангелина.
| - поставить ударение; - выделить корень; - подчеркнуть опасное место; - подобрать проверочное слово. - Нет.
Повторять, закреплять, упражняться в написании слов с безударными гласными в корне слова.
-Правило. Правило озвучивает один ученик, потом повторяют в парах.
Алгоритм проверки безударных гласных.
Правило работы в группе.
Этапы алгоритма. -Поставить по порядку. Командир 1 группы зачитывает правильный алгоритм, а остальные проверяют.
Безударный – гласный слабый, Плохо слышный и усталый, Он не может нам сказать, Какую букву написать. Сильный звук – ударный гласный – В каждом слове лишь один. Слышен громко, четко, ясно – Прочь, опасность, уходи. Прочь тревоги и сомненья! Ставим звук под ударенье! Ударенье в корне слышим – Смело гласную напишем | Личностные: самоопределение. Познавательные: обобщение, поиск и выделение информации, создание способа решения задач. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. |
|
4. | Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. Цель: - организовать работу по подбору проверочных слов, графическому обозначению орфограммы - организовать работу по проверке написанного –организовать работу по определению безударной гласной на слух, по подбору проверочных слов, графическому обозначению орфограммы - организовать работу по развитию умения писать слова с безударной гласной в корне с опорой на однокоренные слова с ударной гласной - организовать работу по проверке написанного -- организовать работу по записи текста под диктовку.
| - Что будем делать по этому алгоритму?
На столах у вас лежат листочки с текстом Это отрывок из стихотворения Афанасия Фета.
- Какое задание я предлагаю выполнить?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Оцени свою работу.
Физминутка.
Поупражняемся. - Открыли учебники на стр.98, упр 114. -Что нужно сделать?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Оцени свою работу.
Игра на внимательность. Есть безударная гласная в корне слова – хлопаем. Нет – стоим смирно. Синеть, гроза, ветерок, осень, дождь, трава, небесный, цветы, грачи, дрозды, стволы, капуста, море, река
-Какова была цель нашего урока?
-Можете ли вы уверенно сказать, что научились проверять безударную гласную в корне слова?
| Упражняться.
Читают про себя. Один ученик читает вслух.
Задр…жали л…сты, обл…тая, Тучи неба закрыли кр…су.
- Списать, вставить пропущенные буквы. Самопроверка. Один ученик вслух – по алгоритму. Оценивание.
Листья осенние тихо кружатся, Листья к нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять покружиться хотят.
-Один ученик читает задание. -Другой выполняет.
-
-Повторять, закреплять, упражняться в написании слов с безударными гласными в корне слова.
Нет, нам нужно выполнить самостоятельную работу и проверить себя. | Познавательные: анализ, сравнение. Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
5. | Самостоятельная работа. Цель: -организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий; - организовать самопроверку; Создать ситуацию успеха |
Самостоятельная работа.
- У кого возникли затруднения? - Кто все выполнил верно? | (на листочках) Наступила поздняя ос…нь. Дуют х…лодные в…тра. Ул…тели на юг скв…рцы, др…зды, гр…чи. Остались з…мовать в…р…бьи, в…роны. Гол…дно птицам будет з…мой. Решили р…бята сделать к…рмушки. Птицы будут благодарны им.
Самопроверка по эталону. | Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
|
|
6. | Включение в систему знаний и повторений Цель: - проверить умение ориентироваться в задании, -организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками.
| «Ковёр» из листьев. - У вас на столах лежат осенние листочки, на которых записаны слова на разные правила орфографии. К доске выходят те ребята, у которых слова на правило безударные гласные в корне слова. Прочитайте эти слова. (Каждый ученик читает своё слово с проверочным словом.) Прикрепите листочки к доске. Посмотрите, какой красивый «ковёр» из осенних листьев у нас получился.
(Гроза, чаща, бегут, машина, зелень, деревья, редкий, желтеть, чудесно, Коля, холод, веселый.) |
. | Регулятивные: - контроль Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
|
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: - зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Вы сегодня хорошо поработали. - Подведём итог нашего урока. - Оцените свою работу на уроке.
Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных в корне и могу его объяснить одноклассникам. Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, как доказывать правописание безударных гласных в корнях слов. -Цель достигнута?
Домашнее задание по возможностям.
Найти 5 слов с безударным гласным в корне в художественном тексте или упр.116 на стр.99
| Раскрашивают вторую половинку листочка
| Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
|