Сколько правил, правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным, и только, Любознательным, и только, Аккуратным будь, и только… Всё запомнишь, всё поймёшь!
(Ученики) Я тетрадочку открою И с наклоном положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я берусь. Запись числа и классной работы с комментированием. На доске записаны буквосочетания: бб, пп, кк, сс, нн, мм, жж, лл - Что общего в цепочках букв вы видите? (Они записаны парами) - Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. - Оцените свою работу. - Обратите внимание, все буквы, которые мы с вами записали, обозначают какие звуки? (согласные) -Подчеркните самое красивое соединение. - А написаны они строчными или прописными буквами? (строчными) - В каком случае необходимо писать прописную букву? (первое слово в предложении, в личном имени существительном).
- Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым словарным словом. -А узнать вы это слово сможете, послушав потешку.
Ах, ты моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка.
-О ком эта потешка? - Наше новое словарное слово «Девочка». -Найдите орфограмму. - Скажем, слово по слогам. Сколько слогов в слове? - Поставим ударение. Какой слог опасный? (2 слог) -Что будет делать дальше думающий ученик? (Поставит в сильную позицию.) -Попробуйте поставить в сильную позицию. -Вывод: нельзя поставить под ударение. - Безударный гласный О какой? (Непроверяемый.) - Это слово надо запомнить. -Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить. -Составьте и напишите предложение с этим словом. (Девочка поливает цветы.) Комментированное письмо. - Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.
- Что это такое? (буквы). - Что общего между ними? (обозначают согласные звонкие звуки). - Что различного? - Что знаете об обозначении согласных звуков на письме? (расхождение в произношении написании). - Какие правила написания слов вы знаете, где участвуют буквы, обозначающие согласные звуки? (парные согласные на конце слова, чн, чк, щн, непроизносимые согласные).
- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе. 1) Распределительный диктант. - Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика - знакомые орфограммы и нет. Диктую слова: бочка, столб, грамм, тучка, тонна, рукав. - Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика. На доске: бочка касса столб класс рукав тучка
- Прочитайте слова, написание которых вы затрудняетесь объяснить (тонна, грамм). - Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний о написании слов с двумя одинаковыми буквами.) - Можно ли сказать, что написание слов с двумя одинаковыми буквами - есть орфограмма? (Да) К этой орфограмме у меня есть интересная сказка. - К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только не знали - как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них также нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго и обозначаются двумя одинаковыми буквами». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели так обозначаться. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться слышать и правильно писать. - Итак, кто готов к тому, чтобы научиться? - Так какой вывод сделаем? - Вам важно знать, как пишутся слова с двумя одинаковыми буквами? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения)
- Какую цель поставите на уроке? (Учиться правильно писать слова с двумя одинаковыми буквами.) - Что нам поможет узнать, какие слова пишутся с двумя буквами? (Правило или алгоритм.) -Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.) - Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)
- А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы? (Надо вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.) - Тогда начнем наше исследование. 1) Понаблюдаем над словами с двумя одинаковыми буквами. - Будем работать в тетрадях и на доске. Вы уже знаете, что количество звуков и букв в словах не всегда совпадает. Назовите примеры слов, когда букв больше, чем звуков (вероятнее всего, дети приведут примеры слов с мягким знаком - показателем мягкости). - Сегодня мы узнаем еще об одной особенности написания слов, когда количество звуков и букв может не совпадать. - Запишите в транскрипции слово «касса» [каса] - Сколько звуков? (4) Сколько букв? (5) - Значит, у нас появилась проблема: звук один, а буквы две! - Так как можно назвать тему нашего урока? (Звук один, а буквы две.) - Что вы предлагаете, чтобы решить эту проблему? (ответы детей) - Проговорите ещё раз слово и уточните, как произносится согласный звук на месте двух одинаковых букв? (Долго.) - Какую орфографическую задачу задает нам при письме долгий согласный звук? - А как вы думаете, всегда ли на месте двух букв мы слышим долгий согласный звук? (Ответы детей) 2) Наблюдение над словами с удвоенной согласной. – Я называю слово, а вы будете интонировать его и записывать в тетрадь транскрипцию. Слова: [ало], [крос], [масса], [тэнис].
- Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. ( В середине корня и в конце корня.) - Как определили? (Подобрали однокоренные слова.) - Выделите корень. - На какие две группы можно разделить данные слова?
Ответы: Слова в которых не произносится долгий согласный звук. |
Слова в которых произносится долгий согласный звук. |
- Запишите данные слова буквами, используя орфографический словарь. - Что заметили? (В них две согласные буквы). На доске появляются две схемы:
- Какой сделаем вывод о написании таких слов.
Если слышится долгий согласный звук, тогда надо писать две буквы. | Правописание данных слов надо запоминать |
- Подчеркните в этих словах новую орфограмму. -Сколько букв подчеркнули? - Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Ответы детей). 2) работа по учебнику - Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Название темы совпадает с нашим предположением. А чтобы проверить, как по-другому можно назвать тему урока, сначала выполним задания в учебнике на с. 76 упр. 457 (тетрадь – задачник с. 60 упр. 457) Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! - Вспомни автора и подпиши строки. - Найди орфограммы и отметь их. - Где можете, рядом докажите выбор букв. - В древнем русском палец назывался словом перст. - Полезна ли тебе такая подсказка? Чем? - Как ты думаешь, к каким словам отрывка относится название этой части учебника? - Выпишите их в тетрадь. -Каким словом с удвоенными буквами согласного звука, похожим на слово телеграмма, мы часто пользуемся на уроках русского языка? - Самостоятельно запишите слово, на это же правило, которое встречалось на уроках математики. (Грамм) - Как узнать, как пишутся эти слова? - Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 76 упражнение № 458. - Сравните звуки и буквы в словах, что заметили?
Чтение детьми правила. -Запомните правило! 1. Чтение правила. Прочитайте правило про себя. -Прочитает правило вслух (один ученик читает) 2. Деление текста на логические части. Сколько частей в правиле? 3. Анализ содержания текста. а) воспроизводящие вопросы. - Как называются слова, в которых на месте одного звука пишутся две буквы. - Как называется тема этого урока по-другому? - Наши предположения совпали. - Что надо знать, чтобы правильно писать такие слова? (Их надо запоминать) - Проверяемая или не проверяемая это орфограмма? б) анализирующие вопросы. - Всегда ли удвоенные согласные пишутся, когда звук произносится долго? - Можно ли согласный звук обозначать двумя буквами, если он не произносится долго? 4. Задания – «ловушки» - Как отличить удвоенные согласные от двойных? (Это одно и тоже.) - Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме «двойные согласные». - Я тоже приведу свои примеры: 1) Я считаю, что в слове синяя орфограмма двойные согласные, т.к. здесь две буквы яя. (В этом слове есть две буквы, но они гласные – здесь нет орфограммы двойные согласные.) 2) Я считаю, что в словах с удвоенной согласной всегда совпадает количество звуков и букв. ( Вы неправы, т.к. в этой орфограмме две одинаковые буквы обозначают один звук.) - А теперь ваша очередь привести слов с двойными согласными.
- Вспомним действия, которые выполняли, для того чтобы правильно писать слова с двойными согласным и вместе составим общий алгоритм для написания слов с двойными согласными. - Прежде всего что мы делаем, для того чтобы узнать орфограмму двойные согласные. (Произносим слово и определяем, есть ли в нём долгий согласный звук в корне слова. ) - Первое действие в нашей памятке, какое будет? ( Произнесу слово. Определю, есть ли в нем долгий согласный звук в корне слова.) - Если есть долгий согласный, тогда каким будет следующее действие нашей памятки? ( Напишу в этом слове на месте долгого согласного звука две буквы.) - Если в слове не появится долгий согласный звук, то, как будете писать это слово? (Вспомню, как пишется это слово.) - Значит, какое будет следующее действие нашей памятки? ( Напишу слово с двойной согласной, так как написание таких слов, я должен был запоминать.) - А чтобы убедиться в том, что правильно написали слово на эту орфограмму, что для этого можно сделать? ( Можно проверить себя) - Как будете проверять себя? (Проверю, как пишется это слово в орфографическом словаре.) - Каким будет последний шаг? ( Обозначу орфограмму.) - Кто повторит все действия, которые выполняем, для того чтобы правильно писать слова с двойными согласными. Памятка. 1. Произнесу слово. Определю, есть ли в нем долгий согласный звук в корне слова. 2. Если есть долгий согласный, напишу на месте этого согласного звука две буквы. 3. Если в слове не появится долгий согласный звук, вспомню, как пишется это слово. 4. Проверяю себя: посмотрю, как пишется это слово в орфографическом словаре. 5. Обозначу орфограмму.
- Продолжим наше исследование. - на с. 76 Антон задаёт вам вопрос. - А почему на месте одного звука бывают две буквы? - Попробуйте ответить на вопрос Антона. - А теперь прочитаем текст на с 76 внизу и проверим наши предположения. - Совпали наши предположения?
1)Упр. 460, с 77 письменно. Дети выписывают слова с двойными согласными. Отмечается работа детей. 2) Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают жёлтую карточку (слова пишутся с двумя согласными), красную карточку (с одной). - Определите, есть ли в моих словах непроизносимый звук, или нет. Свой выбор докажите. Мясо, масса, касса, коса, сор, ссора, Анна, Аня.
3) Самостоятельная работа -Я приготовила для вас испытание. Выберите, пожалуйста, кто какое задание будет выполнять. Выбрали? - Запишите слова с удвоенными согласными. | Творческая работа: замените, одним словом словосочетания. Место, где продают билеты. Спортивный бег. Большое желание есть. Дорога, покрытая асфальтом. | | Списать, вставить пропущенные буквы. Вся гру…а заболела гри…ом. Хо…еист должен быть а…уратным. Мама накормила ребят а…етитными пирогами. Ми…ионы людей любят спортивные игры. | | Исправь ошибки. Идёт урок руского языка. Ана Ивановна диктует слова. Ребята пишут субота, расказ, Алла, аппетит, сора. Учитель доволен.
|
Проверка. - Сверьте с образцом. - Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями.
- Какое открытие сделали сегодня на уроке? -Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке. Оцените свою работу: Я научился ... Я узнал … Я запомнил … Я сделал открытие …
- записать имена с двойными согласными.
- составить рассказ, в котором много новых слов.
- упражнение 463.
- Всем знать правило с. 76
- Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными. |