конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости.
Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урока "Звук один, а буквы две"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_odin_a_bukvy_dve.rar33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звук один ,а буквы две.

Цель: наблюдение над тем , что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами; развитие умения писать слова с двумя одинаковыми буквами.

 Орг. момент.

Не болтать и  не крутиться

Запрещается лениться

А учиться и  трудиться

В жизни это пригодится

  1. Сегодня на уроке мы с вами  откроем ещё одну маленькую тайну русского языка.  Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. У нас много гостей улыбнитесь им, прислонитесь ладошками и улыбнитесь друг другу. Я рада, что у вас  настроение улучшилось, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

Гимнастика для пальцев,

Число, классная работа

Введение в тему. Постановка учебной задачи

хорошогулятьпоцветущейаллеи

- Внимание на экран.  Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Какие изученные орфограммы корня вам встретились в этом предложении?

- А встретились ли неизученные  орфограммы? (аллея).

 - Что такое аллея?

- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове.

- Произнесите слово. Что вы заметили? Звук произносится более долго.

- К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только не знали - как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них также нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться  слышать и правильно писать.

- Итак, кто готов к тому, чтобы научиться?

Произнесите еще раз аллея 

Вывод: Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.

-  Так о  чём будем говорить на уроке?   Об удвоенных согласных.

Кто сможет объяснить схему    СС- [-  ]

Кто назовет тему нашего урока?

- Тема нашего урока звучит так: «Звук один, а буквы две»

- Какую учебную задачу поставим на урок?  

(научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными , научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в)                                            III. Ознакомление с новыми умениями.

Приступаем к решению новой орфографической задачи.

Сравните     звуки и буквы

Суббота – работа  

Что общего в этих словах? В чем различие?                                                            

2. Работа с учебником.

- Прочитайте самостоятельно правило, данное в учебнике на с. 76.

- Что нового вы узнали? Какие слова написаны, почему именно так обозначены орфограммы? Прочитаем хором. Выпишите их.

Нам пришла  телеграмма . Внимание на экран.

  приглашаю город слов, в котором живут двойные согласные.  Скажите пожалуйста, почему  месте одного звука бывают две буквы?   

                         

                               антон

_что необычного заметили? (не хватает слов- помощников ,заглавных букв, знаков  препинания).  (Слайд) отправляемся в город , где живут двойные согласные.

_первыми войти в город слов приглашаются дети, в имени которых есть двойные согласные._ есть у нас ребята с такими именами?

запишем красиво (Анна).

работа в парах со словарем_

Давайте познакомимся с другими словарными словами, в которых на месте одного звука в корне  слова пишутся 2 буквы

Кто назовет слова с новой орфограммой, которые мы произносим на  уроках р.я. и м?

А телеграмме Антон нам задал вопрос?

Кто может ответить? Я вам помогу.

 

- Послушайте внимательно, чтобы правильно ответить на этот вопрос (Текст упр. 459 рассказываю сама)

- А теперь я хочу проверить, как вы внимательно слушали?

Что можете сказать о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные?

- Редко, но встречаются  такие и русские слова, например: ссора, жужжать.

- Запишите и их в тетрадь.                                                              

7. Физкульминутка.

- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

Игра «Поймай слово»

Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают.

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

Творческая работа в группах

  1. Без грамматики                                      
  2.     не знает преград

  1. сила
  2. не учатся математике
  3. к здоровому катится

  1. Аппетит от больного бежит
  2. В коллективе
  3. Русский солдат

Повторение изученного

Игра «Кто хочет стать отличником?»

самопроверка

Упр. 461

Рефлексия.

Какую учебную задачу ставили? __Давайте напишем Антону телеграмму, в которой сообщим какие слова с

одним звуком, но двумя буквами запомнили

Как сказать одним словом ? (загадки)

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).4

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

3. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).

4. Место, где продают билеты (касса).

5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).

 

- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.

 Рефлексия

- Что нового узнали?

- Какие задания вам понравились? Почему7

- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).

- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.

- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.

 

1.Восстановить пословицы, объяснить смысл, подчеркнуть новую орфограмму

  1.       Без грамматики к здоровому катится.
  2. Аппетит от больного бежит,  не учатся математике





_____________________________________________________________________________

1.Восстановить пословицы, объяснить смысл, подчеркнуть новую орфограмму

  1. В коллективе  всем приятный.

            Аккуратный   большая сила.   



                                       


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Восстановить пословицы, объяснить смысл, подчеркнуть новую орфограмму

Чужая денежка          не знает преград.      

   Русский солдат      карман жжёт.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Письмо заглавной буквы «В»"

Цель урока: научиться писать заглавную букву «В», соединения с другими буквами, слова и предложения.Задачи урока:1.Предметные: - формирование умения списывать предложение с печатного шрифта, сос...

Конспект урока русского языка на тему: " Буква Ь"

-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.-Научить писать слова с   этой буквой.-Познакомить с особенностью этой...

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Буква Р.

Конспект урока составлен на основе  Азбуки. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойк...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....