конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости.
Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урока "Звук один, а буквы две"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_odin_a_bukvy_dve.rar | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Звук один ,а буквы две.
Цель: наблюдение над тем , что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами; развитие умения писать слова с двумя одинаковыми буквами.
Орг. момент.
Не болтать и не крутиться
Запрещается лениться
А учиться и трудиться
В жизни это пригодится
- Сегодня на уроке мы с вами откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. У нас много гостей улыбнитесь им, прислонитесь ладошками и улыбнитесь друг другу. Я рада, что у вас настроение улучшилось, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
Гимнастика для пальцев,
Число, классная работа
Введение в тему. Постановка учебной задачи
хорошогулятьпоцветущейаллеи
- Внимание на экран. Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
- Какие изученные орфограммы корня вам встретились в этом предложении?
- А встретились ли неизученные орфограммы? (аллея).
- Что такое аллея?
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове.
- Произнесите слово. Что вы заметили? Звук произносится более долго.
- К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только не знали - как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них также нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться слышать и правильно писать.
- Итак, кто готов к тому, чтобы научиться?
Произнесите еще раз аллея
Вывод: Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.
- Так о чём будем говорить на уроке? Об удвоенных согласных.
Кто сможет объяснить схему СС- [- ]
Кто назовет тему нашего урока?
- Тема нашего урока звучит так: «Звук один, а буквы две»
- Какую учебную задачу поставим на урок?
(научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными , научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в) III. Ознакомление с новыми умениями.
Приступаем к решению новой орфографической задачи.
Сравните звуки и буквы
Суббота – работа
Что общего в этих словах? В чем различие?
2. Работа с учебником.
- Прочитайте самостоятельно правило, данное в учебнике на с. 76.
- Что нового вы узнали? Какие слова написаны, почему именно так обозначены орфограммы? Прочитаем хором. Выпишите их.
Нам пришла телеграмма . Внимание на экран.
приглашаю город слов, в котором живут двойные согласные. Скажите пожалуйста, почему месте одного звука бывают две буквы?
антон
_что необычного заметили? (не хватает слов- помощников ,заглавных букв, знаков препинания). (Слайд) отправляемся в город , где живут двойные согласные.
_первыми войти в город слов приглашаются дети, в имени которых есть двойные согласные._ есть у нас ребята с такими именами?
запишем красиво (Анна).
работа в парах со словарем_
Давайте познакомимся с другими словарными словами, в которых на месте одного звука в корне слова пишутся 2 буквы
Кто назовет слова с новой орфограммой, которые мы произносим на уроках р.я. и м?
А телеграмме Антон нам задал вопрос?
Кто может ответить? Я вам помогу.
- Послушайте внимательно, чтобы правильно ответить на этот вопрос (Текст упр. 459 рассказываю сама)
- А теперь я хочу проверить, как вы внимательно слушали?
Что можете сказать о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные?
- Редко, но встречаются такие и русские слова, например: ссора, жужжать.
- Запишите и их в тетрадь.
7. Физкульминутка.
- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
Игра «Поймай слово»
Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают.
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
Творческая работа в группах
- Без грамматики
- не знает преград
- сила
- не учатся математике
- к здоровому катится
- Аппетит от больного бежит
- В коллективе
- Русский солдат
Повторение изученного
Игра «Кто хочет стать отличником?»
самопроверка
Упр. 461
Рефлексия.
Какую учебную задачу ставили? __Давайте напишем Антону телеграмму, в которой сообщим какие слова с
одним звуком, но двумя буквами запомнили
Как сказать одним словом ? (загадки)
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).4
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
4. Место, где продают билеты (касса).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).
- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.
Рефлексия
- Что нового узнали?
- Какие задания вам понравились? Почему7
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).
- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.
- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.
1.Восстановить пословицы, объяснить смысл, подчеркнуть новую орфограмму
- Без грамматики к здоровому катится.
- Аппетит от больного бежит, не учатся математике
_____________________________________________________________________________
1.Восстановить пословицы, объяснить смысл, подчеркнуть новую орфограмму
- В коллективе всем приятный.
Аккуратный большая сила.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Восстановить пословицы, объяснить смысл, подчеркнуть новую орфограмму
Чужая денежка не знает преград.
Русский солдат карман жжёт.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Письмо заглавной буквы «В»"
Цель урока: научиться писать заглавную букву «В», соединения с другими буквами, слова и предложения.Задачи урока:1.Предметные: - формирование умения списывать предложение с печатного шрифта, сос...
Конспект урока русского языка «Написание строчной буквы д»
УМК Школа 2100 1 класс...
Конспект урока русского языка на тему: " Буква Ь"
-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.-Научить писать слова с этой буквой.-Познакомить с особенностью этой...
Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...
Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Буква Р.
Конспект урока составлен на основе Азбуки. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойк...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....