Рабочая программа по ФГСР для учащихся 4 класса с нарушением слуха
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Шаповалова Анастасия Юрьевна

Рабочая программа  учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgsr_pr-ma.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование грамматического строя речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Специфика курса «Формирования грамматического строя речи» состоит в том, что учащиеся, постепенно овладевая разными значениями, овладевают и средствами их грамматического оформления. Это и находит свое отражение в содержании практической работы по формированию грамматического строя речи, имеющей в виду ознакомление в первую очередь с основными значениями грамматических форм слов в составе предложения и последовательное ознакомление с каждой новой грамматической формой (грамматическим значением) на основе ранее усвоенной.

На изучение курса отводятся 136 часов:  по 4 часа в неделю.

Курс «Формирование грамматического строя речи» направлен на  формирование грамматических обобщений, автоматизацию навыка правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей.

Данный учебный предмет имеет своей целью создание условий для практического овладения слабослышащими учащимися языковыми закономерностями  и их использование в связной речи.

Изучение предмета «Формирование грамматического строя речи» способствует решению следующих задач:

1. Понимание отдельных лексико-грамматических комплексов (словосочетаний), выражающих определенные значения.

2. Употребление словосочетаний в связной речи на основе практических грамматических обобщений.

3. Систематизация языковых фактов.

Данный курс  строится с учетом следующих принципов:

  1. непрерывности
  2. преемственности
  3. вариативности
  4. дифференциации
  5. индивидуализации
  6. доступности
  7. коррекционной направленности.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит коррекционный характер.

При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки,  работа в группах, в парах, прием «маленький учитель», дидактические игры, организационно - деятельностные игры, демонстрация действия и т.п.

Методическими особенностями изучения данного курса является то, что в IV классе начинается этап практической систематизации основных грамматических закономерностей языка. Учащиеся подводятся к обобщению закономерностей, характеризующих существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (значения, особенности изменения). Кроме того, предусматривается овладение  и сложными синтаксическими структурами: наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные,  пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения. Курс грамматики и правописания в IV классе соответствует курсу грамматике для IV класса массовой общеобразовательной школы, но включает разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение». Совершенствуется звуко-буквенный анализ слов на основе ранее приобретенных сведений о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных. В IV классе  учащиеся на основе полученных ранее сведений о составе слова (корень, окончание, приставка, суффикс) и практического знакомства с простейшими случаями словообразования совершенствует умения и навыки в разборе слов по составу, в правописании и произношении глухих и согласных. Школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союзов) запятой.

Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).

Для изучения курса используется учебник А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина, К.В. Комарова «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. В двух частях. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009г. В качестве дополнительного используется пособие для учащихся Ушаковой О. Д. Русский язык. 3 класс. Серия «Проверялочка».- С.-П.: Изд. дом «Литера», 2012.

Итоговый контроль проводится в форме  письменных контрольных работ.

Материалы контроля представлены в приложении.

Требования к уровню подготовки

К концу IV класса учащиеся должны знать:

части слова — корень, окончание, приставку, суффикс; части речи — имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

члены предложения — главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Учащиеся должны уметь:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;

группировать слова по вопросам кто? что? что делает? какой?, обозначая их соответствующими терминами (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

определять род, число, падеж имен существительных;

различать слово, словосочетание, предложение;

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст, включающий изученные орфограммы;

производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам).

Учебно-тематический план

I четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

Повторение изученного во 2 классе.

Склонение имен существительных.

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего?

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? чего?

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками.

Сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Закрепление.

Списывание.

1

1

19

6

1

1

2

1

1(вход.)

1 (итог.)

1

1

1

Итого

32

2

Списывание 1

2

II четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

 Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами.

Родственные слова.

Закрепление.

Списывание.

12

5

6

4

4

1

1

1(итог.)

1

1

1

Итого

32

2

Списывание 1

2

III четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? что?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что?

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем?

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем?

Закрепление.

Списывание. 

9

1

4

10

4

6

3

2

1

1

1

1

1(итог.)

1

1

1

Итого

4

Списывание 1

2

IV четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Списывание.

Употребление слов типа записывал-записал.

Родственные слова.

Состав слова.

Слово, словосочетание, предложение.

Состав предложения.

Имя существительное.

Род имен существительных.

Изменение имен существительных по числам.

Мягкий знак у существительных женского рода после шипящих на конце слов.

1, 2, 3-е склонение существительных.

 Изменение имен существительных ед.ч. по падежам.

Повторение пройденного материала.

1

1

1

3

4

2

1

1

1

1

1

6

9

1

2(четв.,итог.)

1

1

Итого

32

2

Списывание 1

2

Всего – 136 ч.

Содержание тем учебного курса

(136 часов; по 4 ч в неделю)

Практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка.

Практическое овладение словообразовательными моделями.

Первая четверть

Практическое овладение основными падежными значениями существительных

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность («существительное + существительное»: портфель учителя, ветка яблони);

количество или меру («существительное + существительное»: бутылка молока);

признаки предмета («существительное + из + существительное»: тарелка из пластмассы);

пространственные отношения («глагол + у, против + существительное»: остановился у вокзала);

пространственные отношения («глагол + из-за, от + существительное»: выбежал из-за угла);

временные отношения («глагол + с, до, после + существительное»: приехал до обеда);

причинные отношения («глагол + из-за + существительное»: опоздал из-за дождя);

назначение предмета («существительное + для + существительное»: кувшин для молока);

обратную направленность действия («существительное + от + существительное»: письмо от брата);

отрицание или отсутствие («нет + существительное»: нет альбома).

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? Обобщение по теме.

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками на-, вы-, по-, с- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: кормил — накормил, мыл — вымыл, солил — посолил, ел — съел).

Употребление в речи родственных слов (цвет, цветной, цветет). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Вторая четверть

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

направленность действия на предмет («глагол + к + существительное»: идет к товарищу);

состояние предмета («существительное + наречие»: девочке весело) ;

пространственные отношения («глагол + к, по + существительное»: подъехал к вокзалу).

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? Обобщение по теме.

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -я-, -ива- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: повторял — повторил, склеивал — склеил).

Третья четверть

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? что? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

прямой и косвенный объект («глагол + на + существительное»: встретил брата, надевает на голову);

временные отношения («глагол + в, через, за, весь, целый + существительное»: приехал в субботу, читал целый день);

пространственные отношения («глагол + в, на, за, под, через + существительное»: спрятался за куст).

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что? (множественное число). Обобщение по теме.

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

орудие или средство действия («глагол + существительное»: кормит кукурузой);

совместность, сопровождение, содержание («существительное + с + существительное»: клоун с собачкой, корзина с углем);

пространственные отношения («глагол + за, между, над, перед, под + существительное»: остановился перед домом).

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? Обобщение по теме.

Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

пространственные отношения («глагол + на, в + существительное»: особые случаи использования предлогов на, в при назывании организаций, учреждений, объектов — на заводе, в мастерской; мероприятий, действий, явлений — на экскурсии, в походе; части населенных пунктов, помещений, зданий — на площади, в комнате, в городе);

косвенный объект («глагол + о (об) + существительное»: вспоминал о встрече).

Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем? Обобщение по теме.

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-, -ну- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: встречал — встретил, пришивал — пришил, записывал — записал, согнул — сгибал).

Употребление в речи родственных слов (свет — светлый — светильник — светит). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Четвертая четверть

Обобщение по разделу (сведения по грамматике и правописанию). 1. Понятие о слове, частях речи и предложении (практическое знакомство).

Состав слова. Общее понятие о корне, приставке, суффиксе, окончании (повторение изученного в III и IV классах в связи с практическим овладением словообразовательными моделями).

Слово как часть речи. Группировка слов по вопросам кто? что? что делает? какой? и т.д. Употребление терминов «имя существительное», «имя прилагательное», «местоимение», «глагол», «предлог».

Слово, словосочетание, предложение. Образование словосочетаний и выделение их в предложении. Отличие словосочетания от слова и предложения. Употребление терминов «слово», «словосочетание», «предложение».

Состав предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды).

2. Имя существительное.

Значение имени существительного, выделение из предложения имен существительных по вопросам.

Род имен существительных. Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих на конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш).

1, 2, 3-е склонение существительных.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное).

Знакомство с изменением имен существительных по падежам (склонение). Различение падежных значений по вопросам.

Повторение пройденного за год материала. 

Формы и средства контроля

1.Входная контрольная работа по темам, изученным в 3 классе.

2. Итоговая контрольная работа за I четверть.

3. Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?»

4. Итоговая контрольная работа за II четверть.

5. Контрольная  работа по теме: «Употребление в связной речи существительных, отвечающих на вопросы кого? что?».

6. Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных, отвечающих на вопросы кем? чем?».

7. Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем?

8. Итоговая контрольная работа за III четверть.

9. Итоговая контрольная работа за IV четверть.

10. Итоговая административная контрольная работа.

11. Контрольное списывание 4 за год.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся

  1. А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, К.В. Комаров «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. В двух частях. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009г.

Дополнительная:

  1. Ушакова О. Д. Русский язык. 3 класс. Серия «Проверялочка».- С.-П.: Изд. дом «Литера», 2012.

Пособия для учителя

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  3. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

Демонстрационные плакаты и таблицы.

Раздаточный дидактический материал.

Мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).

Приложение

  1. Входная контрольная работа.
  1. Спиши рассказ, вставь слова.

Ребята.

Весной ребята начали работу на участке. Они … фруктовые деревья. … и … сухие ветки. А потом сделали грядки и … огурцы, лук, редиску. Летом ребята  … и … грядки.  Осенью ребята … урожай фруктов и овощей.

(поливали, пололи, сожгли, срезали, собрали, посадили)

  1. Поставь вопросы, определи части речи.

Карандаш, танцует, ленивый, к, мы,  спал, белка, воробей, круглый, напишет, по, я.

  1. Вставь слова и напиши предложения. Поставь вопросы к выделенным словам. Определи время глаголов.

Завтра … поеду в гости к дедушке. Летом … будем собирать ягоды.    … прочитал книгу.    … пьёт молоко.

  1. Вставь  слова и напиши предложения. Поставь вопросы к этим словам. Определи число выделенных слов.

У … (девочка) новое платье. У …  (кролик) длинные  уши. У … (ученики) новые тетради. У … (козы) маленькие рога. У  … (Валя) новая сумка. У … (Света) красивая ручка.

  1. Составь предложения по схеме:

Кто? что делает? о ком? (существительное женского рода)

Кто? что делает? о ком? (существительное мужского рода)

Кто? что делает? о чём? (существительное среднего рода)

2.Итоговая контрольная работа за I четверть.

  1. Спиши предложения, допиши окончания. Поставь вопросы к словам.

На крыльце стоит большая корзина смородин… . Нина принесла бутылку молок… . Снег шел с утр… до вечер… . Повар жарит котлеты из рыб… .

  1. Спиши предложения, вставь существительные, поставь к ним вопросы, выдели окончания.

После второго … будет большая перемена. От брата долго нет … . Витя сделал большую игрушку для… .Из-за … прогулку пришлось отменить. Галя купила в магазине банку … .

(мед, письмо, дождь, сестра, урок)

  1. Напиши словосочетания. Поставь вопросы к существительным.

Хвост (сорока), портрет (брат), тарелка (каша), растет у (дорога), отплыла от (берег), читал после (завтрак), подставка для (книга), открытка от (сестра), нет (ветер).

  1. Составь и напиши предложения из слов.

Ведро, (малина), в, дети, лесу, набрали.

Собака, из-за, выбежала, (дверь).

Ваня, журнал, у, стоял, рассматривал, и, (стол).

5.Дополни.

    Что?+кого?                    что?+чего?

Следы …                      вкус…

Хвост…                        килограмм…

Тетрадь…                     кусок…

3.Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?»

1. Спиши, допиши окончания существительных, определи какого они рода, склонения и числа.

Расскажу, как я познакомился с дятлом. Шел я поздней осенью по лес_, по тихой дорог_ и вдруг услышал стук. На засохшей вершине сосны сидел дятел и разбивал шишку. Здесь он устроил свою «кузницу». Засовывает дятел в щель сосны шишку и ударяет по ней, как по наковальн_. Ударит по шишк_ и достанет семечко.

С тех пор прошло пять лет. И каждую осень я прихожу к дятл_в гости. Я иду по узкой тропинк_ к сухой сосн_ и встречаю на ней старого знакомого.

4.Итоговая контрольная работа за II четверть.

        1. вставь существительные, выдели окончания.

         Миша получает письма от … . Из-за … показалась желтая луна. Дети принесли из леса корзину … . весной ребята сделают скворечники из осиновых … .Весной по .. ходят грачи.

(ветки, деревья, поля, доски, товарищи, орехи)

  1. Напиши словосочетания.

Подарил (сестра), рассказал (гость), (синица) голодно, приехали к (море), по (ветки,деревья).

  1. Выпиши выделенные словосочетания, постаь вопосы к существительным, укажи склонение, выдели окончания.

Зимой в лесу.

        И в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки. На снегу оставляют след хвоста и маленьких лапок. Охотятся за лесными мышами хорьки. Бесшумно пролетают по темному лесу совы.

4.Прочитай, допиши окончания. Определи склонение и число существительных.

        Угостить друз_, прибить к стен_, связать для внучк_, подписать тетрадк_, написать бабушк_, бродить по лес_, из=за дождливого лет_, посередине дорог_.

5. Контрольная  работа по теме: «Употребление в связной речи существительных, отвечающих на вопросы кого? что?».

1.Вставь существительные, напиши предложения. Поставь вопросы к этим существительным. Укажи род и склонение, выдели окончания.

        Мальчик кормит молоком … . желтые листья падали на … . дежурный раздает … ученикам. Мама купила коричневую … . дежурные хорошо убрали … . охотники надели на … ошейники.

(земля, ткань, щенки, тетради, костер, спальни, ящики, собаки)

  1. Спиши предложения. Измени существительные в скобках во множественном числе. Напиши, какого они склонения, выдели окончания.

Охотничья собака заметила (белки). Таня поехала на вокзал встречать (подруги). Стадо (олени) мирно паслось в тундре. Мальчик бросился спасать (малыши). Мама купила (билеты) в театр. В Москве прошло собрание (учителя).

6.Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных, отвечающих на вопросы кем? чем?».

1. Составь и напиши предложения со словами.

Между (река и лес), за (книга), под (яблоня), над (поле).

        2.Измени и вставь вместо точек существительные. Выдели окончания, поставь вопросы к существительным.

        Перед …  подул сильный ветер. Садовник угостил ребят … и … . между … Вова нашел альбом. Старшие ученики ходили с … в кино. Зоя хорошо рисует, она хочет быть … . Перед … шофер остановил машину.

(книги, художница, яблоки, сливы, переезд, малыши, оттепель)

  1. Вставь глаголы и напиши словосочетания поставь вопросы к существительным, выдели окончания.

… со (сметана), … за (картошка), … под (деревья), … между (ветви).

        4.Составь и напиши предложения с данными словами и словосочетаниями.

        Перед (поход), корзинки с (помидоры), копают (лопаты).

7. Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем?

        1.Вставь существительные и допиши предложения. Поставь вопросы, определи склонение.

        На родительском … директор школы говорил об … . В … стояли теплоходы. На … и … распустились зеленые листочки. Врач принимает больных в белом … . В … построили новую школу.

(черемуха, тополь, деревня, собрание, успеваемость, халат, гавань)

  1. Вставь глаголы, измени существительные в скобках и напиши словосочетания. Поставь вопросы.

… на (скамейка), … в (вагоны), … о (животные), … в (платок).

  1. Составь и напиши предложения из данных слов. Измени существительные, которые стоят в скобках, поставь к ним вопросы.

На, снега, больших, метелей, (сосны и ели), после, шапки, лежат.

Весной, гнезда, на, птицы, (деревья), вьют.

8. Итоговая контрольная работа за III четверть.

        1. Запиши словосочетания. Поставь вопросы к существительным, определи склонение и род существительных.

        Закрыл шторой, поит молоком, пахнет сиренью, играет с собачкой, пьет с вареньем, летают над полем, сидят под сосной.

        2. Дополни и напиши словосочетания. Вставь существительные 1,2 или 3 склонения с предлогами: в, над, за, перед, о(об) и поставь вопросы.

        Остановился …, растут …, вспомнил…, висит …, бегает …, гуляли…, смеется… .

  1. Измени и вставь существительные, допиши предложения. Поставь вопросы к существительным, определи склонение.

За … мы хорошо отдохнули. Рыба плеснула хвостом и ушла под …. Дети играли в прятки; ползком перебрались через … в заборе и спрятались в кустах. Целый … Вася и Гриша играли в шахматы.

(вода, вечер, дыра, лето)

9. Итоговая контрольная работа за IV четверть.

        1. Прочитай существительные. Определи, что они обозначают. Напиши существительные отдельно по значениям.

        Заяц, осень, земляника, дятел, сосна, волк, гром, брусника, клен, кукушка, туман, лось, жаворонок, ветер.

2.Подбери к словам существительные с шипящей согласной на конце и напиши словосочетания.

Красивая…, высокая…, резиновый…, хороший…, дружная…, темная…, колючий…, сильный… .

3.Спиши предложения, измени и вставь существительные.

Люди укрылись .. под зонт… . повар вынес собакам миску … . девочки работают на огород… … . дежурный раздает … ученик… . над … вьется легкий дымок. Бабушка спрашивает … о внук… .

(тетради, от(дождь), учительница, с (кости), костер, в (косынки))

10. Итоговая административная контрольная работа.

1.Выпиши выделенные словосочетания. Поставь вопросы к существительным. Определи склонение этих существительных, число и падеж.

Легенда о хлебе.

        Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь ее в песке? Дело было к ночи. Путник приметил место  и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти хлеб. И вдруг он видит чудо! Его посох стал золотым. Такова легенда о хлебе.

        2. Спиши слова. Выдели окончание, корень, суффикс, приставку.

        Березка, береза, подберезовик, березняк, березовый, березонька.

        3.Прочитай текст. Напиши второе предложение. Выдели главные и второстепенные члены предложения. Выпиши родственные слова из текста, выдели корень, поставь вопросы.

Лето красное.

На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо.

Качается под ветром высокая зеленая трава. Гоняются над лугом друг за дружкой веселы стрекозы и бабочки.

Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат-бегут хлопотливые муравьи.

А над муравьями качается пахучая земляника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с нарушением слуха

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по природоведению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Природоведение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по ФГСР для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...

Рабочая программа по Математике для 4 класса с нарушением интеллекта

Рабочая программа по математике составлена на основе курса «Математика» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова для учащихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных школ, в соот...