Рабочая программа по природоведению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_pr-ma.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природоведение»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Специфика курса «Природоведение» в школе для слабослышащих детей заключается в развитии речи и словесно – логического мышления учащихся на основе природоведческого материала. На уроках природоведения обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения. Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы. состоит в том, чтобы раскрыть учащимся понятия о биологическом равновесии в природе, об изменениях природы и труда людей по временам года; систематически наблюдать явления живой и неживой природы, показать влияние изменений в природе на труд человека, дать первоначальные гигиенические знания, прививать навыки личной и общественной гигиены.
На изучение курса отводятся 34 часа: 1 час в неделю.
Учебный предмет изучается в 3-6 классе.
Курс создаёт основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания.
Изучение природоведения ставит своей целью:
- сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы и труда людей по временам года;
- обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ним систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;
- раскрыть некоторые доступные для взаимосвязи предметов и явлений природы;
- показать влияние изменений в природе на труд человека;
- дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы;
- познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности;
- дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального природоведческого образования:
- формирование мировоззрения учащихся,
- воспитание любви и бережного отношения к природе, понимания прекрасного,
- обучение построению связных речевых высказываний,
- накопление словарного запаса.
Природоведческое образование строится с учетом следующих принципов:
- Дидактический принцип. (Соблюдение преемственности от класса к классу, постепенный переход от более лёгкого к более трудному. Речевая деятельность на уроках усложняется прежде всего по содержанию высказываний. Осуществляется контроль за произношением, предъявляемый словарь даётся на слухо-зрительной основе или на слух.)
- Организационно – методический принцип. (Работа строится на основе определённых тем. С помощью темы задаётся не только содержание учебной речевой деятельности, но и формируются мотивы, побуждающие детей к речевым высказываниям. Формируются такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь, умение организовать свою работу.)
- Психолингвистический принцип. (Учебный материал отбирается в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку. Материал обеспечивает формирование и развитие навыков речи.)
- Краеведческий. (Конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются учителем с учетом особенностей данной местности.)
Результаты изучения учебного предмета «Природоведение» тесно связаны с другими предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей, способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, развитие речи, трудовое обучение. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по природоведению расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит коррекционный характер.
При проведении уроков используются непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений; простейший учебный эксперимент; экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения и т.д.
Методическими особенностями изучения данного курса является то, что при изучении тем должен быть выдержан единый план изложения материала. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. В 4 классе изучается тема «Природа нашего края». Изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов; растения и их охрана; животные и их охрана; труд людей и использование человеком природных богатств области.
Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).
Итоговый контроль проводится в форме тестирования, самостоятельных работ.
Материалы контроля представлены в приложении.
Требования к уровню подготовки
К концу IV класса учащиеся должны знать:
некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, полезные ископаемые, водоемы);
особенности труда людей своей местности;
некоторые физические свойства наиболее важных 3—4 местных полезных ископаемых;
физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть, три состояния воды, вода — растворитель).
Учащиеся должны уметь:
определять с помощью опытов изученные физические свойства воды;
вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в «Дневниках наблюдений»;
пользоваться термометром, простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием.
Учащиеся должны:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов, правила личной гигиены;
вести себя культурно в природе.
Учебно-тематический план
I четверть
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Проверочные работы | |
экскурсии | практичес-кие работы | ||||
1 | Режим дня школьника. Наблюдения за изменениями в природе. Наблюдения за погодой. Солнце и природа. Форма и величина Земли. Поверхность Земли. Ориентирование на местности. Что такое горизонт и линия горизонта. Стороны горизонта. Как определить стороны горизонта по Солнцу. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 1 | 1 | ||
II четверть | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Компас. Определение направлений на местности по компасу.Пр.р. Ориентирование по местным признакам. План местности. Что такое план. Чтение плана. Составление плана местности. Карта. Проверочная работа. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 1 1 1 | 1 |
Итого: | 8 | 1 | 2 | 1 | |
III четверть | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Поверхность нашего края. Равнина. Горы. Поверхность Земли и человек. Из чего состоит суша. Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых. Их использования. Песок и глина. Каменный уголь и нефть. Железная и алюминиевая руды. Использование и бережное отношение к полезным ископаемым. Водоемы. Родник, ручей, река. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | ||
Итого: | 10 | 1 | - | - | |
IV четверть | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Озеро. Море. Вода и ее свойства. Пр.р. Очистка воды. Круговорот воды в природе. Охрана воды и водоемов. Почва. Повторение изученного материала. Проверочная работа. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | - | 1 | 1 |
Всего: 34 часа
Содержание тем
( 34 ч: по 1 ч. в неделю)
Наблюдения
Продолжение наблюдений за погодой и явлениями в природе по сезонам. Обобщение результатов наблюдений (ежемесячно и по отдельным сезонам).
Природа нашего края
Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Условные знаки форм поверхности на карте области, поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (4—5), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия 2—3 водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтрованием). Круговорот воды в природе.
Экскурсия: ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного водоема, его использованием и охраной.
Работа с натуральными объектами: полезные ископаемые своего края.
Формы и средства контроля
Экскурсии:
Наблюдение за изменениями в природе. Наблюдения за погодой.
Равнина. Овраг. Горы.
Из чего состоит суша.
Почва.
Практические работы:
Форма и величина земли.
Компас. Определение направлений на местности по компасу.
Составление плана местности.
Карта.
Свойства полезных ископаемых.
Вода и её свойства.
Движение Земли.
Природа зоны лесов. Растения зоны лесов.
Особенности организации контроля по природоведению
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учащихся
- Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение: Учебник для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных) учреждений I и II вида. – М.: Владос, 2002
- Дружок. Дневник наблюдений для начальных классов. – М.: «Стрекоза», 2008.
Пособия для учителя
- Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Демонстрационные плакаты и таблицы.
Раздаточный дидактический материал.
Мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).
Приложение
Проверочная работа за II четверть.
- Что такое сон?
- Когда начинается год?
- Когда день равен ночи?
- Что такое глобус?
- Как называется самая верхняя часть Земли?
- Как называется самая нижняя часть Земли?
- Что такое отрытая местность?
- Что такое закрытая местность?
- Назовите стороны горизонта.
- Что такое план?
- Что показывает масштаб?
- Что такое карта?
Проверочная работа за IV четверть.
- На каком склоне больше растений – на крутом или пологом?
- Почему увеличиваются овраги?
- Какими бывают горные реки и ручьи?
- В какой местности вы живете?
- Как называют верхний слой Земли?
- Какие ты знаешь полезные ископаемые?
- Какие реки протекают в вашем крае?
- Как называют начало реки и ее конец?
- Куда впадает река?
- Назовите свойства воды?
- Как нужно беречь воду?
- Какие слои находятся под почвой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с нарушением слуха
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по ФГСР для учащихся 4 класса с нарушением слуха
Рабочая программа учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА
Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....
Рабочая программа по природоведению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (Плешаков)
Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма»...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...
Рабочая программа по Математике для 4 класса с нарушением интеллекта
Рабочая программа по математике составлена на основе курса «Математика» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова для учащихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных школ, в соот...