Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с нарушением слуха
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_pr-ma.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Специфика курса «Математика» состоит в том, что он служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах.
На изучение курса отводятся 170 часов: по 5 часов в неделю.
В 4 классе продолжается изучение умножения и деления. Кроме того, изучается тема «Тысяча»: устная и письменная нумерация, устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.
Учебный предмет изучается в 1 – 5 классах.
Курс «Математика» направлен на формирование четких представлений о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами, важнейших их свойствах, на осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Данный учебный предмет имеет свои цели:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание критичности мышления, интереса к математике, к умственной деятельности;
- развитие речи учащихся.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование вычислительных навыков в табличных случаях, доведенных до автоматизма;
- усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале;
- ознакомление учащихся с разного рода зависимостями, как основы для обучения в последующем раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
- вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач;
- воспитание самостоятельности, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;
- обучать учащихся приемам самостоятельной работы, самостоятельного пополнения и совершенствования знаний;
- развитие мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности; создание условий для развития у учащихся способности к обобщению и абстракции; развитие пространственных представлений;
- формирование речи.
Математическое образование строится с учетом следующих принципов:
- непрерывности
- преемственности
- вариативности
- дифференциации
- индивидуализации
- доступности
- коррекционной направленности
Изучение математики в специальной (коррекционной) школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
8) рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
В метапредметном направлении:
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
2) овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
3) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
5) использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог;
8) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
11) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
В предметном направлении:
1) использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит коррекционный характер.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, в парах, прием «маленький учитель», дидактические игры, организационно - деятельностные игры, инсценировка, демонстрация действия и т.п.
Методическими особенностями изучения данного курса является то, что усвоение учащимися предусмотренных программой знаний, умений и навыков должно быть обеспечено в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует и систематического выполнения домашних заданий. Нельзя допускать перегрузки учащихся учебным материалом. Следует на каждом уроке заботиться о рациональной смене видов деятельности, проводить физкультминутки. Особое значение имеет по-разному организуемая игровая деятельность учащихся на уроках математики.
Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).
Для изучения курса «Математика» используется несколько основных учебников и дополнительных пособий как для 4, так и для 3 класса, в том числе для общеобразовательных школ (перечень представлен в разделе «Литература»). Это объясняется не соответствием содержания основного учебника Математика: учебник для 4 класса школ глухих. Гроза Э.П. - М.: Просвещение, 1992 программным требованиям для 4 класса.
Итоговый контроль проводится в форме письменных контрольных работ.
Материалы контроля представлены в приложении.
Требования к уровню подготовки
К концу IV класса учащиеся должны знать:
последовательность чисел от нуля до тысячи, читать и записывать эти числа;
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).
Учащиеся должны уметь:
правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, выполнять проверку вычислений;
решать задачи в 1—2 действия (по действиям и с составлением выражения).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Самост. работы | Контр. работы |
1 2 3 4 5 6 | I четверть Сложение и вычитание – повторение. Уравнения. Геометрический материал. Умножение и деление. Задачи. Закрепление. | 6 8 2 12 9 3 | 1 1 | 1(вход.) 1 1 |
Итого | 40 | 2 | 3 | |
1 2 3 | II четверть Умножение и деление – продолжение. Задачи. Величины. Геометрический материал. Доли. Закрепление. | 8 14 6 3 5 4 | 2 1 | 1 1 |
Итого | 40 | 3 | 2 | |
1 2 3 4 5 6 | III четверть Умножение и деление (внетабличные случаи). Уравнения. Деление с остатком. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Геометрический материал. Закрепление. | 17 2 6 17 2 6 | 1 1 1 | 1 1 (у.с.) 1 |
Итого | 50 | 3 | 3 | |
1 2 3 4 5 | IV четверть Сложение и вычитание. Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности. Умножение и деление. Задачи. Закрепление. | 9 1 15 4 11 | 1 | 1 2(четв, итог.) |
Итого | 40 | 2 | 2 |
Всего: 170 часов
Содержание тем учебного курса
(170 ч; по 5 часов в неделю)
Умножение и деление
Название данных чисел и искомого при делении.
Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение и деление на 1. Умножение нуля на нуль и деление нуля (невозможность деления на нуль). Умножение и деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них).
Задачи в 2—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление.
Вычисление значений выражений вида а + 3, a — b, a * 4, b: 2, a * b, a:b при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений вида х + 2=10, 5 + x = 8, x — 3 = 6, 10 – x = 2, x * 2=12, 20 : х = 5, х:3 = 4, 6 * x =18 (способом подбора и на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами).
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Сравнение чисел с помощью деления.
Нахождение доли числа и числа по его доле.
Прямой угол, прямоугольник (квадрат). Нахождение суммы длин сторон многоугольника.
Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарем).
Решение простых и составных задач в 1—2 действия на сложение и вычитание, умножение и деление.
Тысяча
Устная и письменная нумерация чисел до 1000. Поместное значение цифр в записи трехзначного числа. Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десятков и единиц.
Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.
Практическое определение времени начала события по времени его конца и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарем).
Повторение изученного материала
Формы и средства контроля
- Входная контрольная работа.
- Решение уравнений.
- Итоговая контрольная работа за I четверть.
- Умножение и деление (табличные случаи).
- Итоговая контрольная работа за II четверть.
- Внетабличные случаи умножения и деления.
- Контрольная работа по устному счету.
- Деление с остатком.
- Итоговая контрольная работа за III четверть.
- Тысяча. Сложение и вычитание.
- Итоговая контрольная работа.
- Итоговая административная контрольная работа.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учащихся
- Гроза Э.П. Математика: учебник для 4 класса школ глухих. - М.: Просвещение, 1992
- Мовшина Н.И. , Слезина Н.Ф. Математика: Учебник для 3 класса школ глухих и слабослышащих. - М.: Просвещение, 1993
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник для 3 класса начальной школы в двух частях (часть 2). - М.: Просвещение, 2002
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика:учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях (часть 1). - М.: Просвещение, 2001
- Дополнительная:
- Ушакова О. Д. Математика. 3 класс. Серия «Проверялочка».- С.-П.: Изд. дом «Литера», 2012.
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2012.
- Итина Л. С., Кормишина С. Н. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй: Рабочая тетрадь для 3 класса.- 5-е изд., испр.- Самара: Изд. дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
Литература для учителя
- Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Волкова.- М.: Просвещение, 2010.
- Узорова О. В. 5500 примеров ответов по устному и письменному счету. 1-4 классы / О. В. Узорова. – М.: Аквариум, 1998.
- Узорова О. В. 2500 задач по математике. 1-4 классы / О. В. Узорова, С. А. Нефедова. – М.: Аквариум, 1998.
- Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой \ авт.-сост. Н. А. Цыкина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2011.
Демонстрационные плакаты и таблицы.
Раздаточный дидактический материал.
Мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).
Приложение
- Входная контрольная работа.
- Реши примеры, записывая решение в столбик.
90 - (51 - 27) 19 + (92 - 45)
(88 - 44) + 17 (24 + 23) - 28
- Сравните: > , < или =.
74 – 40 - 4 * 20 + 15 - 5 60 + 4 - 20 * 100 – 80 + 20
55 + 7 - 30 * 33 + 7 + 2 25 – 5 + 20 * 40 + 30 – 10
- Реши задачу.
Лара сделала 18 закладок для книг, Катя – на 12 закладок больше, чем Лара, а Люда – на 8 закладок меньше, чем Катя. Сколько закладок сделала Люда?
- Сделай рисунок и реши задачу.
В коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 3 таких коробках?
- Начерти один отрезок равный 6 см 4 мм, а другой – на 2 см 3 мм длиннее.
- Контрольная работа по теме: «Решение уравнений».
- Мама купила 3 пакета картофеля по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картофеля купила мама?
- 3 мальчика разделил поровну между собой 18 орехов. Сколько орехов получил каждый?
- Решите уравнения:
х+36=56 х- 13=20 х+20=36 50+х=72 х-20=31 74-х=8
- Решите примеры:
8х2 6х3 15:5
21:3 3х8 12:6
18:2 4х3 2х9
- Найдите значение выражений:
60-(24+3):3 24:3+9х2
- Итоговая контрольная работа за I четверть.
- Решите задачу:
В саду росло 4 гладиолуса, а лилий – на 8 больше. Во сколько раз меньше росло в саду гладиолусов, чем лилий?
- Найдите значение выражений:
47+5х3-18 (36:6+3)х2
- Найдите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 7см и 5см.
- Решите уравнения:
Хх4=36 х:6=9
- Сравните:
3дм4см…4дм3см 63см…7дм
40см..4дм 2см…9мм
- Контрольная работа по теме: «Умножение и деление (табличные случаи)».
- В 5 клетках по 2 канарейки. Подарили 4 птицы. Сколько канареек осталось?
- Решите примеры:
6 : 2 9 : 3 12 : 4 15 : 5 18 : 6 21 : 7 24 : 8
8 • 8 2 • 9 8 • 10 7 • 3 5• 4 7 • 5 9 • 6
6 • 8 5 • 6 4 • 4 9 • 4 7 • 6 9 • 5 7 • 4
- Найдите значения выражений:
90-4х2х9 18+(12+25):4 27:3х(35:5)
- Длина прямоугольника 6 см, а ширина на 4 см короче. Найдите площадь прямоугольника.
- Переведите:
5м4дм=…дм 3дм7см=…см 78см=…дм…см 60дм=…м
- Итоговая контрольная работа за II четверть.
- В 4 наборах 32 листа цветной бумаги. В скольких наборах находятся 72 листа бумаги?
- Вставьте в окошки знаки х или : и пропущенные числа так, чтобы примеры стали верными:
8=9
3 =24
36 =6
5=9
- Найдите значение выражений:
45:(33-24)х6 63+27:(30:10)
- Площадь прямоугольника 42 кв см, его ширина 6 см. Найдите длину и периметр этого прямоугольника.
- Найдите значение выражения а+27, если а=8, 12, 16, 4.
- Контрольная работа по теме: «Внетабличные случаи умножения и деления».
- Решите примеры:
7х12 96:3
25х3 76:2
18х5 70:14
4х21 84:28
- Решите задачу:
Школьники посадили 4 ряда яблонь по 15 деревьев в каждом ряду и 3 ряда слив по 10 деревьев в каждом ряду. На сколько больше посадили яблонь, чем слив?
- Решите задачу:
Длина прямоугольника 15 см, ширина 7 см. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.
- Сравните:
8дм3см…3дм8см 1м…6дм
61см…7дм 4м5дм…45дм
- Решите уравнения:
Хх14=84 96:х=24
- Контрольная работа по устному счету.
- Контрольная работа по теме: «Деление с остатком».
- Выполни деление с остатком и проверку к нему.
75:8 85:20 51:7
- Вставь числа в окошки, чтобы получились верные равенства.
:9=9(ост. )
:7=7(ост. )
:3=7(ост. )
:7=10(ост. )
- Найдите значение выражений:
56:2-36:12 (39+33):24х9
48+32:(64:8) 93-3х8:6
- Реши задачу:
В большой корзине было 95 тюльпанов. Продавец сделал из них 12 букетов, по 7 тюльпанов в каждом букете. Сколько тюльпанов осталось?
- Реши задачу:
- На тарелке было 48 блинов. Сколько блинов съели, если на тарелке осталось в 3 раза меньше блинов, чем было?
- Итоговая контрольная работа за III четверть.
- А) вставь пропущенные числа.
387, 388, …, …,…,392, …, … .
Б) Запиши цифрами:
9сот. 2 дес. 8сот.
4сот.3ед. 5сот.1дес.7ед.
В) Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых:
510, 742.
- Реши задачу:
3 набора красок стоят 72 рубля. Сколько стоят 4 таких набора красок?
- Реши примеры:
549+1 702-700 60:(26+4)х2
800-1 930-600 42+54:3х2
600+50 320+70 71-(28-17)х6
- Заполни пропуски нужными числами:
85:9=(ост. )
56:6= (ост. 2)
73: =9(ост. 1)
:8=7(ост. 3 )
- Начерти отрезок АВ=6см, а отрезок ВС в 2 раза длиннее. На сколько см длина отрезка ВС больше длины отрезка АВ?
- Контрольная работа по теме: «Тысяча».
- А) Запиши числа, в которых:
5 ед. III разряда и 2 ед. I разряда,
7 ед. II разряда и 3 ед. I разряда,
4 ед. III разряда,
6 ед. III разряда и 9 ед. II разряда.
Б) сравни числа:
567…601 300…299 110…101
- Сравни:
5м4дм…540см 8м1см…8м1дм
9дм2см…1м 604см…4м6см
- Реши примеры:
640:8 240:6
150-70 560:8
440:20 80х5
80+40 20х6
- Реши задачу:
В музей поехали 250 первоклассников и 320 второклассников. Мальчиков было 300 человек. Сколько девочек поехало в музей?
- Реши примеры столбиком:
535+65 756-628
198+672 963-817
189+467 707-629
- Итоговая административная контрольная работа.
- Решите задачу:
С одного участка школьники собрали 160 кг моркови, а с другого – в 2 раза больше. Четвертую часть всей моркови они израсходовали на корм кроликам. Сколько кг моркови израсходовали на корм кроликам?
- Найдите значение выражений:
18+36:9+6х8-50
400-(80+180:3)+60
- Решите примеры столбиком:
138+567 447-189 152х6 867:3
- Переведите:
8м4см=…см
920кв см=…кв дм
275см=…м…дм…см
631дм=…м…дм
- Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите его площадь и периметр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...
Рабочая программа по математике для учащегося 2 класса с интеллектуальными нарушениями ( 8 вид)
Данная программа используется для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Содержит пояснительную записку ( планируемые результаты личностные и предметные; содержание программы)....
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).«Математика» является одним из ведущих общеобраз...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...
Рабочая программа по Математике для 4 класса с нарушением интеллекта
Рабочая программа по математике составлена на основе курса «Математика» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова для учащихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных школ, в соот...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...