Написание корней в однокоренных словах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по традиционной системе обучения. Тема урока "Написание корней в однокоренных словах" . Урок - обощения и закрепления по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_korney.rar | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Программа: Традиционная.
Тема: «Написание корней в однокоренных словах»
Цели:
познакомить с написанием корней в однокоренных словах; формировать навыки написания однокоренных слов; развивать орфографическую зоркость; развивать связную устную и письменную речь учащихся; развивать умение аргументировать свой ответ; развитие навыка работать самостоятельно; развитие аналитических умений (умение обобщать, делать выводы); способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся; способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; воспитывать любовь и интерес к русскому языку; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
презентация, компьютерная технология, карточки с текстом.
Учитель: Мальковская С. В.
I. Организационный момент. (слайд №1)
Учитель:
- Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Минутка чистописания.
- И так приступаем к работе.
Буква, написание которой мы сегодня повторим на уроке, есть в каждом слове, написанном на доске, она обозначает звонкий, непарный согласный звук.
(слайд № 2)
Весёлый, земляничный, лес, липовый.
- Кто догадался, какую букву будем писать?
- Правильно, мы повторим написание букв Л (заглавной) и л (строчной) в соединении. (слайд №2)
- Откройте тетради, напишите буквы по образцу.
- На что надо обратить внимание во время письма? (наклон, высота, соединение)
- Прочитайте ещё раз слова, написанные на доске, и найдите среди них «лишнее» слово. (Лес)
- Почему вы так считаете?
- На следующей строке напишите слово лес. (слайд №2)
- Сделайте устно фонетический разбор слова лес:
лес - [ л‘ э с ] – 1сл., 1гл., 2 согл., 3б., 3зв.
л - [ л ] – согл., зв., мягк., непарн.,
е - [ э ] – гл., уд.,
с - [ с ] – согл., глух., тв., парн.
- Молодцы!
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
- Какие орфограммы встретились в словах?
III. Работа по теме.
1) Актуализация опорных знаний.
– Ребята, вспомните, с какими словами мы вчера с вами познакомились?
- Какие слова называются однокоренными?
- Что такое корень слова?
2) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какова тема урока? (слайд №3)
Тема: Написание корней в однокоренных словах.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать задачи урока.
- Узнаем, как пишутся корни в однокоренных словах.
- Научимся подбирать однокоренные слова к слову.
- Научимся выделять корни в однокоренных словах.
3) - Прочитайте текст, записанный на доске: (слайд №4)
Мы ездили в лес. На лесной полянке видели домик лесника. Там растёт молодой лесок.
- Найдите однокоренные слова, выпишите их в столбик.
лес
лесной
лесник
лесок
- Какие слова записали?
- Докажите, что эти слова однокоренные.
- Поставьте в словах ударение и выделите корень.
- Давайте ещё раз произнесём слова.
- Послушайте, одинаково ли произносится корень в однокоренных словах?
- Посмотрите, а как пишется корень в однокоренных словах?
- Ребята, а какое слово является проверочным?
4) Формулировка правила написания корня в однокоренных словах.
- Узнайте, какое растение привлекло внимание детей в лесу. (слайд №5)
Дерево зеленеет зимой и летом. На ветках у него длинная хвоя и круглые небольшие шишки.
- Да, это сосна.
- Подберите к этому слову однокоренные слова.
сосна
сосенка
сосновый
- Произнесите слова.
- Как произносится корень в этих словах?
- А как пишется?
- Какое слово будет проверочным?
- Ребята, какой вывод о произношении и написании корней в однокоренных словах мы с вами можем сделать на основе наших наблюдений?
Корни в однокоренных словах могут произноситься по-разному, но пишутся всегда одинаково.
5) Знакомство с правилом.
- Откройте учебники, и прочитайте правило на странице 162.
- Скажите, наш вывод похож на правило?
- Так как же пишутся корни в однокоренных словах?
6) Закрепление полученных знаний.
- Прочитайте задание к упражнению 305.
- Что же вам нужно сделать в упражнении?
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно написать однокоренные слова?
- Выполните задание.
- Давайте проверим, прочитайте однокоренные слова, назовите корень и укажите ударный слог. (слайд №6)
- Составьте устно предложение с любым словом из упражнения.
Физминутка. (слайд №7)
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели!
7.) Работа с текстом. (слайд №8)
- У вас на столах лежат карточки. Возьмите их.
- Прочитайте текст, который записан.
Как красив лес весной! Чист и прозрачен весенний воздух. На деревьях появились зелёные листочки. Распустились на лужайках первые цветы.
- Как можно озаглавить текст?
- Найдите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.
- Какие однокоренные слова вы записали?
весной
весенний
- Докажите, что это однокоренные слова.
- Какой корень выделили в словах?
- Как написали корни в словах?
- Почему? Докажите.
- Запишите 3 и 4 предложения в тетради.
- Давайте найдём главные члены предложения.
- Хорошо! Молодцы!
- Скажите, а кого мы можем встретить в лесу?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кого встретили дети в лесу.
(слайд №9)
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.
- Правильно, это лиса.
- Подберите однокоренные слова к слову лиса. Запишите их в тетрадь.
лиса
лисица
лисичка
лисонька
лисий
- Поставьте знак ударения, выделите корень.
- Произнесите слова.
- Одинаково ли произносится корень в словах?
- А как вы написали корень в однокоренных словах?
- Какое слово является проверочным?
- Можно ли слова леса и лиса назвать однокоренными? Почему?
8) Работа с зашифрованным предложением. Повторение алфавита.
(слайд №10)
- Расшифруйте предложение и запишите его в тетрадь.
13, 6, 19 – 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16.
Лес – наше богатство.
- Объясните, как вы понимаете смысл этого предложения.
( Лес даёт кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для зверей и птиц. В лесу много ягод, грибов, лекарственных растений. Лес даёт строительный материал. Лес – прекрасное место для отдыха.)
- Вы правы, ребята. Лес – это наше богатство и беречь его – задача, долг каждого человека.
- А, что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем вы можете помочь?
- Не ломать ветки деревьев.
- Не жечь костры в лесу, не мусорить.
- Не разорять птичьих гнёзд.
- Не бросать мусор в водоёмы.
- Человек многое может. От него, т. е. от нас с вами, зависит состояние природы. Давайте беречь и охранять то, что нас окружает.
9) Стихотворение. (слайд №11)
Читает учитель, звучит музыка, появляются изображения природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки -
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
- Мы должны беречь и охранять нашу планету Земля, она одна такая прекрасная во всей Вселенной. Другой такой на свете нет. (слайд № 12)
- Подберите однокоренные слова к слову земля:
земля
земелька
земляной
земелюшка.
- Какой корень в словах?
- Как пишется корень в словах?
IV. Итог урока.
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
- О чём же мы говорили на уроке?
- Какую «тайну» однокоренных слов мы с вами раскрыли сегодня на уроке?
- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал не совсем уверенно?
- Какой вид работы понравился?
V. Рефлексия. (слайд № 13)
С помощью сигналов красного, зелёного и синего цвета дети оценивают свою работу на уроке.
Красный - хотелось работать, работал с желанием, всё на уроке понравилось.
Зелёный - хотелось работать, но не всё на уроке получалось.
Синий - не хотелось работать, работал без желания, ничего не получилось.
- Мне понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы! Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание. Страница 164 упражнение 309, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»
Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....
Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"
Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...
конспект урока единообразное написание корня в однокоренных словах
урок для 2 класса по любому УМК...
Единообразное написание корня в однокоренных словах
Презентация "Единообразное написание корня в однокоренных словах"...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)
Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне....
Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.
На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....