Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ефимова Наталья Владимировна

В первом файле хранятся рекомендации для учителя по отработке орфографической зоркости на уроках русского языка.

Во втором файле представлен открытый урок, проводимый мною по теме: "Корень. Однокоренные слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление на родительском собрании в 1 классе. Учитель: Ефимова Н.В.                              

                 

                                 Развитие орфографической зоркости.

                                           

       На уроках русского языка и дома, при выполнении домашних заданий, дети должны научиться грамотно писать и проверять написанное, т.е. вырабатывать орфографическую зоркость.

      В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменит фонемы соответствующими буквами. Это – задача уроков обучения грамоте и письма в первом классе. После «Азбуки» работа продолжается, увеличиваясь в объёме и сокращаясь во времени, т.к. у детей уже выработаны определенные навыки и умения.

      Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности, в зависимости от того, на чем концентрируется внимание, можно расположить в такой последовательности:

      - Письмо с проговариванием ( в основе этого письма – проговаривание по слогам).

Слово произносится по слогам, записывается первая буква слога, затем проговаривается гласная и записывается, например: ЗА – пишу: «з…» с гласной «а» и т.д.

        Слоги со стечением согласных мы проговариваем так: НРА – пишу «н»…пишу «ра» с гласной «а». Такое письмо исключает пропуск букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, я начинаю включать проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замены букв. И, как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Вырабатывается единый темп письма. У ребят появляются положительные эмоции к трудному занятию – письму. Воспитывается трудолюбие, культура труда, волевые качества, коллективизм, чувство собственного достоинства, товарищество.

      На первых порах образец проговаривания на каждом уроке я давала сама – 1-2 слова по слогам, потом мы диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально, по одному.

     Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.

     - Списывание.

     Списывание базируется на проговаривании по слогам. Этот вид списывания письма отличается большей самостоятельностью учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают его сами. Чтобы ребята не теряли время на поиски слова в учебнике, я приучаю пользоваться полоской бумаги, которую кладем вдоль строчки, списываемой из упражнения. Читаем слово по слогам и так же по слогам, проговаривая,

записываем, затем читаем по слогам следующее слово и т.д. до конца упражнения

     Некоторые ребята отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнять всё упражнение. Сосредоточить внимание при списывании, не дать отвлечься нам помогают игры, типа «Как птичка зернышки клюет?». Задаю этот вопрос перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх-вниз,вверх-вниз. «А как мы будем зернышки-буквы клевать?» Хором отвеча.т: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь…»

      - А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой».

      Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задания выполнит быстро, красиво, грамотно.

      В процессе списывания развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение(соотнесение количества букв в тетради и в книге). Воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

    - Комментированное письмо.

Также базируется на ПРОГОВАРИВАНИИ ПО СЛОГАМ. Ребята не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

    Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментированием, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментирование ведут сильные ученики, постепенно включаются и остальные ребята. Этот вид письма развивает внимание к слову, к его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

- Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, цена времени, организованность, трудолюбие, самоконтроль, ответственность, честность, объективная самооценка.

- Письмо под диктовку.

Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводим такую работу в форме игры «Эхо».

Я читаю слово, дети повторяют его по слогам хором вслух или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то не так скопировал ( исказив окончание слова или безударную в корне, или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному(тому, кто ошибся), ошибка исправляется, и ребята приступают к записи слова по слогам. Таким образом,  внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух. Ребята приучаются чувствовать слово. Развивается интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо «на деревьях» нет. Воспитывается привычка работать в определенной последовательности, аккуратность, трудолюбие, привычка доводить начатое дело до конца, честность, бережное отношение ко времени, умение работать в едином ритме.

- Письмо по памяти.

Такой вид письма развивает память, представления, мышление, речь, внимание, восприятие. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, экономия времени, дисциплинированность, самоконтроль.

- Творческие работы.

Это самый трудный вид письма, требует напряжения внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений(диктуя каждое слово по слогам), и на логику изложения.

      Самые легкие творческие работы по составлению предложений по опорным словам. Очень любят ребята писать творческие диктанты. Объем работ невелик. Умение диктовать себе по слогам помогает ребятам избавляться от ошибок. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Проверка творческой работы – трехразовая. Я предлагаю ребятам пользоваться памяткой:

                             ТВОРЧЕСКИЕ     РАБОТЫ

Составь рассказ.

Выдели 1 предложение. Вспомни 3 правила о предложении.

Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочное слово.

Проверь по слогам каждое слово.

Проверь, везде ли расставлены точки.

Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Кроме этой памятки дети пользуются и другими, способствующими выработке грамотного письма.

№1.   «Учусь проговаривать»

Читаю все предложение.

Читаю первое слово по слогам.

Пишу по слогам с проговариванием гласной.

Проверяю. Читаю по слогам с опорой на гласную.

№2.  «Учусь списывать»

Читаю слово по слогам.

Пишу, диктуя себе по слогам.

Проверяю. Читаю по слогам в тетради и это же слово в книге. Пересчитываю буквы.

№3.  «Учусь комментировать»

Прослушай всё предложение.

Вспомни 3 основные правила о предложении.

Произнеси по слогам первое слово, продиктуй его, доказывая, где нужно, правилом, проверочным словом.

Пропусти расстояние, так же запиши второе слово и т.д.

Проверь по слогам, с опорой на гласную.

№4.  «Учусь писать под диктовку»

Прослушай весь текст.

Прослушай первое предложение. Сосчитай количество слов, запомни конец предложения.

Прослушай первое слово, раздели его шепотом на слоги, выдели правила, подбери проверочное слово.

Запиши, диктуя по слогам, с опорой на гласную.

№5.  «Учусь писать по памяти»

Прочитай текст. Спроси у учителя смысл непонятных слов.

Найди в словах буквы, которые нужно проверить или запомнить.

Выучи текст наизусть.

Еще раз внимательно прочитай текст. Запомни знаки.

Закрой книгу и напиши.

Проверь по слогам: читай слово в тетради и в учебнике.

 



Предварительный просмотр:

                              Урок русского языка в 3 классе (1-4)

Тема урока: Корень. Однокоренные слова (два признака однокоренных слов)

Цели: 

уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова», отработать правило;

развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,

развивать орфографическую зоркость;

продолжить развитие умений работать со словарём;

совершенствовать знания об окружающем мире.

Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь, наглядность: рисунок Незнайки, Дерево с корнем СВЕТ.

                                             

                                             Ход урока.

        1.  Организационный момент.

       - Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку.

Минутка чистописания. (3 мин.)

        На доске написаны слова: м. лина, р.бота, л.пата.

- Прочитайте написанные на доске слова. Напишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Найдите в данных словах общее.

(Данные слова существительные, это словарные слова, у всех слов ударение на втором слоге, в каждом слове по 3 слога).

- Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания.

(лишнее слово- лопата. В словах малина и работа непроверяемая гласная – а, а в слове лопата – о. Значит, мы будем писать букву о)

-Гласную мы напишем с двумя буквами, которые вы определите самостоятельно. В двух последних словах, написанных на доске, они обозначают согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Какие это буквы?. (б-п)

      - Очерёдность написания букв в данном ряду: обп .

      - Напишите буквы в указанной последовательности до конца строки.

     -Не забывайте о посадке при письме.

           

Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)

На доске изображено игровое поле:     (внутри доски)

                   - Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.

Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.

Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово получилось?

Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.

(Получилось слово - товарищ).

- Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ?

(Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-либо.)

- Что обозначает слово товарищ в предложении: «Этот человек – хороший товарищ»? (Товарищ – это надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)

- Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове товарищ непроверяемая безударная гласная о.) Подчеркните её, запомните правописание слова товарищ.

- Прочитайте написанные на доске пословицы.

Конный пешему не товарищ.

Волк коню не товарищ.

-Определите смысл данных пословиц. (Люди разного положения, разных взглядов не могут быть близкими.)

- Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: коню, конный.  Они имеют общую часть - кон.)

- Определите тему сегодняшнего урока.

(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть.)

Изучение нового материала. (5 мин.)

 - Послушайте сказку, которая поможет рассказать, чему будем учиться на уроке.

                         Деревья из слов.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная «смыслиночка» из них -  корень.

     - Как? – спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение!

    - А вот послушайте.

Много-много лет назад появилось на свете слово СВЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово СВЕТ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…Много ростков появилось от слова СВЕТ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! На доске: (Рисунок дерева)

      Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна ОБЩАЯ ЧАСТЬ. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, РОДСТВЕННЫЕ  слова.

- А теперь  образуйте группу слов, связанных со словом рыба (пишу на доске: слово рыба, а дальше – его производные в порядке их образования детьми.)

1) Назовите одним словом сочетание: небольшая, мелкая рыба.

Рыбка, рыбёшка.

2) Рыбная ловля.

Рыбалка.

3) Человек, занимающийся рыбной ловлей.

Рыбак.

4) Ловить рыбу.

Рыбачить.

- Прочитайте написанные на доске слова.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак.

- Сравните их и скажите, что в них общего?

(В этих словах есть общая часть  - рыб.)

- Что можете сказать о значении данных слов?

(Данные слова сходны по значению.)

- Откройте учебник, страница 48. Прочитайте правило.

(Рисунок Незнайки)

- Объясните Незнайке, что значит общая (одинаковая)

                                                          часть слова (не всё слово)

Закрепление нового  материала.(20 мин.)

1)- Прочитайте слова. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) Работа на доске:

     Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовник, горный, лесник.

- Выделите корень.

2) -Прочитайте. Напишите слова, устранив лишнее. Ответ обоснуйте.(Один корень и одно и тоже значение)

нос, носильщик, носик, носатый;

час, часок, часть, часовщик;

гусь, гусята, гусеница, гусыня;

циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Физминутка.

  - А сейчас немного отдохнём и отправимся

             «В гости к родственникам»

Участники получают карточки – карточки с родственными словами.

Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок, Снегурочка;

Земля, земляной, землянка,  землистый, землица;

Ветер, ветерок, ветрище.

      Выигрывает та группа родственников, которая быстрее соберётся вместе.

- Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.

    -Продолжаем с вами  работать.

 (Индивидуальные задания + коллективные, одновременно)

Карточка №1

.

Прочитай предложения. Найди в предложениях родственные слова. Выдели

в них корень и укажи части речи. Самостоятельно выполни задания.

       

        Прилетели зимовать птицы. Пришло время

зимних забот, морозного воздуха, весёлых праздников. Зима вступает в свои

права. Здравствуй, зимушка-красавица!  

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №2

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень

в родственных словах. Самостоятельно выполни задания.

       Б . бры – трудолюбивые  ж . вотные.  

Все знают б . бровые  домики и плотины.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №3

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень

в родственных словах. Самостоятельно выполни задания.

       

Звёздное небо очен.  красивое.  Звёзды находятся д . леко от нас.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №4

Прочитай предложения. Вставь орфограммы.  Выдели корень

в родственных словах. Самостоятельно выполни задания.

       

Учител.  -  это человек, который учит. (учу)

Б . ксёр – это  человек, который занимается боксом.  

Сп . ртсмен – это человек,  который занимается спортом.

 

     3)  На доске:

-Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти в тетрадь. Выделите корень..

          (закрыть)

Куст – кустик;

море моряк;

зима – зимовать;

сон – сонливый.

-Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Исправления делать только карандашом.

Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

   

     4)  На доске:

       -Прочитайте. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву           или  слово. Ответ обоснуйте.

Вода – 2, водянка – 3, подводные - ?

   с                   с                    ?

ветка          веточка       ветвистый

предмет – соль;

качество – соленый;

действие – ?.

Сокол – соколиный; медь – медный; седина - ?

О кедре.

- Сделайте проверку (с доской.)

Оцените себя сами. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки! Тот получает за урок оценку «5».Одну, две ошибки? Оценку «4».

Обобщение

-Какие слова называются однокоренными?

-Что такое корень?

Домашнее  задание: Упр.125, повторить с/с

- Урок окончен. Тетради сдайте на проверку. Можно готовиться к физической культуре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы поднимаете руку.

Лес  лесник

Река  плот

Стена гвоздь

Кот котик

Сад садовый

Дом домашний

Дом дым

Поле полюшко

Обед стол

- Руки в стороны, вверх, вперед, на парту поставили, положили

Литература:

1. В.Волина       «Занимательное азбуковедение»

2. Журналы «Начальная школа»1986г.

     Анализ урока:

Это урок – изучение нового материала. В словообразовании – он первый. Урок получился интересный. Цели достигнуты. Далее будет продолжено знакомство со строением слова. Найдём ответ на вопрос: какие части слова принимают в жизни слов участие и какую роль они играют в образовании новых слов? Разгадаем шарады и ребусы. Научимся разбирать слова по составу.

Минутка чистописания: предусматривает совмещение нахождения букв, предназначенных  для написания, с неполным фонетическим разбором.

Словарно-орфографическая работа: цель состоит в том, чтобы увеличить инициативу детей и усилить воздействие на их интеллект. Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного участия учителя и учащихся. Благодаря таким рассуждениям у учащихся формируется понятие. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями сравнения, анализа, классификации, обобщения. В словарно-орфографической работе существенным моментом является использование дополнительных сведений из истории слова, этимологических справок. Работа такого рода позволяет расширить интерес к изучению слова и языка в целом. А также углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и орфографии, позволяет увидеть слово с разных сторон.

Изучение нового материала: предпочтение отдается частично-поисковому методу. Но так как материал стал намного сложнее, то предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление и активное запоминание в процессе обобщения и вывода.

Закрепление изученного материала: На этом этапе применяется лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта.

Работа  с текстом:

Текст носит воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать знания об окружающем мире. При работе с этим текстом развивается мыслительная деятельность, формируется творческое воображение, образное мышление.

На  уроке русского языка  закладываются предпосылки логического мышления. При этом использованы такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовали детей своей необычностью, нетрадиционными подходами, наполнение игровыми моментами. Это возбуждает детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

     Прочитайте текст, который находится перед вами.

Вставьте пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите корень.

       В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое  место многих    ж…вотных  и

птиц. Ос…н…ю в нём созр…вают  кедровые  ш…шки.  Ими лакомятся  

м…дведи и кабаны, бурундуки и белки.  Прил…тает  и  кедровка.  Запасливая

птич…ка   собирает  орехи  и  кл…дёт  их  под  …зык.  Под ним  пом…щ…ется  

до  160 орешков. Затем  кедровочка   прячет   св…ё  богатство в мох, в

дупла, в лесную  подстилку.  В…сной   в тайге появляются  м…лодые   кедры.  

Составьте ответ на вопрос: что такое кедр? Напишите полным ответом.




Кедр – это …………………………………………………………………………………..


щ

б

р

о

а

в

а

т

и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...