План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya1.pptx | 1.92 МБ |
literaturnoe_chtenie.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
ПУСТЬ ВРЕМЯ, ПОТРАЧЕННОЕ НА СКОРОГОВОРОЧНЫЕ ТРЕНИРОВКИ ПРИНЕСЁТ РАДОСТНЫЕ ЭМОЦИИ, А ВОЗМОЖНО ДАЖЕ И КАКУЮ-ТО ОПРЕДЕЛЁННУЮ ПОЛЬЗУ!
Андрей Платонович Платонов(1899-1951гг.)
...Книги Андрея Платонова продолжают приходить к нам и продолжают учить нас великому дару любви, милосердия, доброты. Н. Полтавцева
Нет лучшего дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло – при матери добро . Вся семья вместе – и душа на месте. Жизнь дана на добрые дела. Сам себя губит, кто других не любит.
Как автор описывает расставание матери и сына? Какое чувство испытывают герои? Как можно охарактеризовать поведение героев? С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ? Когда жил Филиппок?, когда Артем? Чем отличается отношение мальчиков к школе? Как вначале Артем говорит об учительнице? Почему Артем на другое утро спозаранку cобрался в школу? Почему автор назвал рассказ «Еще мама?» - Определи основную мысль рассказа. Эти слова вы слышали в свой адрес?
План рассказа «Ещё мама» 1. Разговор Артёма с матерью. 2. Путь в школу. 3. Учёба в школе. 4. Разговор с матерью.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема: Рассказ А. П. Платонова «Ещё мама».
Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.
Оборудование: презентация, краткая биография Платонова
Ход урока
I. Организационный момент. Музыка Школьный рэп «Зачем ты ходишь в школу
-О чем же мы сегодня будем говорить? ( о школе, о семье, о маме и об учителе)
II Скороговорка Проговаривание по рядам.
Почему очень важно в начальных классах проговаривать и читать скороговорки?
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы будем анализировать произведение. С чего мы начинаем? Называем автора, название произведения, жанр произведения. Кто готов ответить?
- Как вы думаете, биография писателя может влиять на его произведения?
Слушаем пересказ Александрова Д и Яковлева Ю..
Андрей.Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».
«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», в 1965 г, № 9. Образ матери платоновской прозы – символ души, чувства любви к семье. Родине. Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные уроки. Учит добру, преодолению препятствий. Как, герой рассказа “Еще мама” – Артем «прокладывает” себе путь в большой мир людей.
Самая главная нравственная проблема первой части рассказа, — это проблема любви мамы и мальчика, причём любовь, по-Платонову, — это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, а сколько сын о матери.
Во второй части рассказа затрагивается проблема развития личности семилетнего ребенка. Платонов показывает, как тяжело войти в мир взрослых маленькому Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей Апполинария Николаевна смогла найти подход к нему. Он сам захотел идти в школу. Бывают книги, которые мы читаем залпом: интересно узнать, чем все кончится. Произведения Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про людей и про самих себя такое, до чего бы никогда не додумались сами.
Вывод : Платонов затрагивает проблемы : проблема любви матери и сына, проблема перехода семилетнего ребенка в школьную жизнь.
4. Работа с произведением.
При чтении вы наверное заметили, что в этом произведении много диалогов. (Что такое диалог?) Теперь наши учащиеся постараются передать характер героев, их чувства в сценках. Роль Артема играют: Виноградов Миша, Зейналов Елсун. Роль матери исполняет: Алексеева Н. роль учительницы Аполлинарии Николаевны исполняет: Самарец Римма. А теперь слово нашим артистам. После просмотра будем отвечать на вопросы.
— Как автор описывает расставание матери и сына? Какое чувство испытывают герои? Как можно охарактеризовать поведение героев?
Вывод учителя:
Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека — мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
- С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ?
- Когда жил Филиппок, а когда — Артем?
(В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время)
- Чем отличается отношение мальчиков к школе?
Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.
- Как вначале Артем говорит об учительнице?
- А потом с кем он сравнивает Аполлинарию Николаевну?
- Чем учительница напоминает ему маму?
- Почему Артем на другое утро спозаранку cобрался в школу?
- Почему автор назвал рассказ «Еще мама?»
- Определи основную мысль рассказа. (Последнее предложение в рассказе.) Эти слова вы слышали в свой адрес?
-Помните ли вы свой первый день в школе? Какие чувства вы испытывали?
Работа с сочинениями. «В первый класс первый раз.» Чтение некоторых сочинений.
5 Итог урока. Просмотр видеоролика « По ступенькам Знаний»
IV. Итог урока.
– Что особенно тронуло, взволновало?
– Какие воспоминания пробудил в вас урок?
– Чью работу на уроке хотели бы отметить?
Домашнее задание .Составить план, записать в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по математике УМК "Школа России"
Конспект урока по математике на тему "Деление с остатком"...
План-конспект урока по технологии УМК "Школа России"
Конспект урока по технологии на тему: "Яхта"...
План-конспект урока окружающий мира УМК: «Школа России» 3 класс
Тема урока: “Воздух и его охрана&rdquo...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"
Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России"по литературному чтению Тема: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль расс...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по литературному чтению Тема: Е.Благинина «Посидим в тишине»
Цели деятельности учителя: продолжить знакомство уч-ся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное от...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по литературному чтению Тема: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения; воспитывать положительные качества личности; прод...