Урок русского языка 3-4 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Несклоняемые имена существительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Несклоняемые имена существительные».
Цели: 1. Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова), «Если добрый ты – это хорошо…», толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока:
- Организационный момент.
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
- Минутка чистописания.
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»? (д)
Учитель показывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиеся прописывают у себя в тетради)
У.: А какие пословицы о доброте вы знаете?
Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь.
На доске слова: доброта, добро, задобрить, добряк.
У.: Какое слово «лишнее»?
Д.: Добряк - одушевлённое слово, а остальные слова неодушевлённые, только в этом слове есть нижнее соединение букв.
Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; только в этом слове есть буква ь; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.
III. Объявление темы урока.
У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?
Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства и переживания человека.
У.: Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном, продолжим работу над склонением существительных, познакомимся с новым понятием «несклоняемые существительные».
- Ребята, я что общего у этих слов?
Д.: Эти слова однокоренные.
У.: А какие слова называются однокоренными?
Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.
Игра «Кто больше».
У.: Придумайте как можно больше однокоренных слов к слову доброта.
Дети работают самостоятельно, через 2 минуты зачитывают свои варианты.
У.: В орфографическом словаре Александра Николаевича Тихонова есть более 100 слов с корнем –добр-. Вот некоторые из них: добро, добрый, добрейший, добренький, предобрый, добрячок, добреть, добродушный, добропорядочный, доброжелательный, добрососедский, добросовестный и т.д.
У.: Посмотрите внимательно на слово «добро» и скажите сколько звуков [о] вы слышите? (1, 2). У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?
Один ученик работает у доски.
Добро′ – 2 слога
д [д] – согл., парн., зв., тв.
о [а] – гл., безуд.
б [б] – согл., парн., зв., тв.
р [р] – согл., непарн., зв., тв.
о [о] – гл., уд.
5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.
У.: Сколько же звуков [о] в слове? (один)
- Интересно, а почему мы слышим один звук [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?
Д.: Надо проверить безударную гласную словом добр или добрый.
IV. Физминутка.
Электронная физминутка для глаз под песню Кота Леопольда «Если добрый ты – это хорошо…».
V. Работа по теме урока.
У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картинка?
Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу.
У.: А давайте мы с вами изменим по падежам слово «природа».
Один ученик выполняет работу на доске.
а
ы
И.п. есть (что?) природ е
Р.п. нет (чего?) природу
Д.п. дать (чему?) природВ.п. вижу (что?) природ
ой
е
Т.п. доволен (чем?) природП.п. говорю (о чём?) о природ
У.: Итак, что мы сейчас делали?
Д.: Изменяли окончания существительных по падежам или по вопросам.
У.: А как это ещё называется?
Д.: Изменение окончаний имён существительных по вопросам или по падежам, называется склонением.
У.: Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
я а ж.р. -а я м.р. – | м.р. – е о ср.р. - | сущ ж.р. с ь на конце |
У.: Перед вами слова, укажите род и склонение существительных.
Работа, день, солнце, птица, кот, дядя, мышь.
У.: Молодцы, ребята! А теперь послушайте стихотворение:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
У.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
У.: Совершенно верно. Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет. Итак, какой вывод мы можем сделать? Прочитайте, пожалуйста.
Д.: Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро, и ни метро.
Ни кафе, и ни шоссе и , конечно, шимпанзе.
У.: Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных, а ещё больше их в словаре.
VI. Словарная работа.
У.: Среди выделенных слов, есть словарное слово, написание которого вы должны запомнить. Это слово «шоссе». Оно пришло к нам из французского языка и произносить его надо по особому: согласный [с] произносится твёрдо. Это дорога с твёрдым покрытием.
- Вспомните скороговорку, в которой есть несклоняемое существительное «шоссе» и запишите её в тетрадь.
Д.: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
У.: Разберите его по членам предложения. Что заметили в этом предложении.
Д.: В нём есть однородные члены предложения (сказуемые).
VII. Игра «Склоняемые - несклоняемые».
Окно, кенгуру, мадам, облако, перо, звено, жюри, шимпанзе, бревно, шоссе, ателье, фонтан, пальто, суфле.
VIII. Творческая работа учащихся.
Вставьте в предложения слово пальто в нужном падеже.
В магазине продаются разные … . Мне купили … . у … меховой воротник. К … пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в … . я доволен своим … .
IX. Работа по учебнику.
Упражнение 116.
- Напишите словосочетания, изменяя, где нужно, окончания существительных. Подчеркните имена существительные, которые не склоняются.
X. Итог урока.
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали?
Что хотелось бы сделать ещё раз?
XI. Рефлексия.
У.: Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.
Дети подходят к шкатулке и берут свои солнышки под песню «Дорога добра».
Д.: 1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
У.: А так, как у нас в России не принято отпускать гостей с пустыми руками, дети хотят подарить вам солнышко побольше, в котором каждый из них оставил частичку своего тепла, доброты и улыбки.
Источники информации:
1. Аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).
2. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка: Оникс, 2008
3. Персональный сайт учителя начальных классовМОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского районаНижегородской области Галкиной Инны Анатольевны luchiki.ucoz.ru. Электронные физминутки для глаз.
Бесланеева Русалина Сафраиловна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. НАЛЬЧИКА
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....