Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16_russ_yaz.docx | 265.8 КБ |
leksicheskoe_znachenie_slova.pptx | 354.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
УРОК 16: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВО.
Цели: - формирование представления о лексическом значении слова как об
обязательном значении любого слова в языке;
- развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций
учащихся;
- воспитание любви к родному языку.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.
- Запишите буквы и их сочетания каллиграфически правильно. (СЛАЙД № 2)
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Запишите слова:
Россия, берёза, Кремль, русский язык, Красная площадь, Москва, народ, товарищ.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.
- Определите, какие это слова. (Предметы, признаки, действия.) Докажите.
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Вступительное слово учителя.
- А теперь отгадайте загадку: (СЛАЙД 3)
Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)
- Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (Клей, жвачка, варенье.)
- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.
- Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.
V. РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Выявление способности слов служить названием чего-либо.
- Прочитайте высказывание (СЛАЙД 4)
Мальчик нарисовал огромную шукутуку.
- Найдите среди слов этого высказывания такое, которого нет в русском языке. Чем оно отличается от других слов этого высказывания?
- Можете ли вы объяснить, что называют слова МАЛЬЧИК, НАРИСОВАЛ, ОГРОМНУЮ?
- А что называет слово ШУКУТУКУ?
- Вы уже не раз сталкивались с новыми, незнакомыми словами. Может быть, слово ШУКУТУКУ существует в русском языке, но вы просто не знаете, что оно называет? Как это можно уточнить?
- Даже, если бы вы взяли самый большой словарь, всё равно этого слова вы бы в нём не обнаружили. Почему же его нет в русском языке? (Ответы детей.) (СЛАЙД 4, клик)
- Действительно, слова ШУКУТУКУ в русском языке нет (СЛАЙД 4, клик)– оно ничего не называет. Но любое ли слово языка что-то называет?
2. Выявление разных групп слов – слов-названий и слов-заменителей слов-названий.
- Прочитайте высказывания. (СЛАЙД 5)
Целый день дует ветер. Он нагнал большие тёмные тучи.
- Все ли слова в этих высказываниях что-то называют – какой-то предмет, действие или признак? Называет ли слово ОН какой-нибудь предмет?
- Хотя это слово ничего не называет, оно, в отличие от слова ШУКУТУКУ, есть в языке – вам оно хорошо знакомо. Зачем же оно нужно? Вместо какого слова оно употреблено во втором высказывании? (СЛАЙД 5, клик)
- С какой целью используется в речи такая замена? Известны ли вам другие слова, которые не называют предметы или их признаки, а заменяют эти названия?
3. Вывод об обязательном лексическом значении слова, которое указывается в словаре.
- Прочитайте в учебнике правило от профессора Уса (стр. 34).
- Что такое ЛЕКСИКА? (СЛАЙД 6)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Упр. 28, стр. 57 – общеклассное обсуждение.
2. Упр. 29, стр. 58 – работа в парах.
- Изменился ли смысл высказывания после замены одного предлога другим? Что именно изменилось? Одинаково ли связаны действия с предметами или по-разному?
- Определите падеж тех слов, которые вам пришлось изменить.
VII. РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ, ПРОЙДЕННЫМ РАНЕЕ.
1. Проверка орфограмм разного типа. (СЛАЙД 6)
- Прочитайте текст.
- Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (О берёзке)
- Как вы догадались? Что вам помогло? (Признаки)
- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (Символ Родины, России, символ русского народа).
- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
2. Составление высказываний.
- Составьте со словом СЛОВО высказывание так, чтобы раскрылось его значение, суть.
- Молодцы, ребята! Каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов.
VIII. ИТОГ УРОКА.
- Так какое слово будет являться отгадкой загадки, которую мы прочитали в начале урока?
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Что нового узнали?
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. № 30, стр. 58-59.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка красивого письма
Отгадайте загадку! Не мёд, а ко всему липнут.
Мальчик нарисовал огромную шукутуку . Ничего не называет Нет в языке
Целый день дует ветер. Он нагнал большие тёмные тучи.
ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
Это дер..во р.. дное , Бли ..кое и д.. рогое . Белый сарафан.. чик, Бархатный кафтан.. чик, Листики р.. зные , Серё.. ки расп .. сные . Берёза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку/ИКТ "Лексическое значение слов".
2 класс.УМК "Начальная школа XXI век"....
Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»
Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Слово и его значение"
Данный урок позволяет:сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,-определять значение фразеологизмов, о...
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...
Урок русского языка во 2 классе "Слово и его значение"
Урок русского языка, проведенный во 2 классе УМК "Перспектива. Цель урок: создать условия для развития речи учащихся,для развития УУД учащихся при изучении темы "Слово и его значение"...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...