Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_16_russ_yaz.docx265.8 КБ
Файл leksicheskoe_znachenie_slova.pptx354.99 КБ

Предварительный просмотр:

     РУССКИЙ ЯЗЫК

УРОК  16: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВО.

Цели: - формирование представления о лексическом значении слова как об

             обязательном значении любого слова в языке;

- развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций

  учащихся;

- воспитание любви к родному языку. 

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.

- Запишите буквы и их сочетания каллиграфически правильно. (СЛАЙД № 2)

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Запишите слова:

 Россия, берёза, Кремль, русский язык, Красная площадь, Москва, народ, товарищ.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

- Определите, какие это слова. (Предметы, признаки, действия.) Докажите.

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Вступительное слово учителя.

- А теперь отгадайте загадку: (СЛАЙД 3)

Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

- Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (Клей, жвачка, варенье.)

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

- Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.

V.  РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Выявление способности слов служить названием чего-либо.

- Прочитайте высказывание (СЛАЙД 4)

Мальчик нарисовал огромную шукутуку.

- Найдите среди слов этого высказывания такое, которого нет в русском языке. Чем оно отличается от других слов этого высказывания?

- Можете ли вы объяснить, что называют слова МАЛЬЧИК, НАРИСОВАЛ, ОГРОМНУЮ?

- А что называет слово ШУКУТУКУ?

- Вы уже не раз сталкивались с новыми, незнакомыми словами. Может быть, слово ШУКУТУКУ существует в русском языке, но вы просто не знаете, что оно называет? Как это можно уточнить?

- Даже, если бы вы взяли самый большой словарь, всё равно этого слова вы бы в нём не обнаружили. Почему же его нет в русском языке? (Ответы детей.) (СЛАЙД 4, клик)

- Действительно, слова ШУКУТУКУ в русском языке нет (СЛАЙД 4, клик)– оно ничего не называет. Но любое ли слово языка что-то называет?

2. Выявление разных групп слов – слов-названий и слов-заменителей слов-названий.

- Прочитайте высказывания. (СЛАЙД 5)

Целый день дует ветер. Он нагнал большие тёмные тучи.

- Все ли слова в этих высказываниях что-то называют – какой-то предмет, действие или признак? Называет ли слово ОН какой-нибудь предмет?

- Хотя это слово ничего не называет, оно, в отличие от слова ШУКУТУКУ, есть в языке – вам оно хорошо знакомо. Зачем же оно нужно? Вместо какого слова оно употреблено во втором высказывании? (СЛАЙД 5, клик)

- С какой целью используется в речи такая замена? Известны ли вам другие слова, которые не называют предметы или их признаки, а заменяют эти названия?

3. Вывод об обязательном лексическом значении слова, которое указывается в словаре.

- Прочитайте в учебнике правило от профессора Уса (стр. 34).

- Что такое ЛЕКСИКА? (СЛАЙД 6)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Упр. 28, стр. 57 – общеклассное обсуждение.

2. Упр. 29, стр. 58 – работа в парах.

- Изменился ли смысл высказывания после замены одного предлога другим? Что именно изменилось? Одинаково ли связаны действия с предметами или по-разному?

- Определите падеж тех слов, которые вам пришлось изменить.

VII. РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ, ПРОЙДЕННЫМ РАНЕЕ.

1. Проверка орфограмм разного типа. (СЛАЙД 6)

- Прочитайте текст.

- Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (О берёзке)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (Признаки)

- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (Символ Родины, России, символ русского народа).

- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»). 

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Составление высказываний.

- Составьте со словом СЛОВО высказывание так, чтобы раскрылось его значение, суть.

- Молодцы, ребята! Каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов.

VIII. ИТОГ УРОКА.

- Так какое слово будет являться отгадкой загадки, которую мы прочитали в начале урока?

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Что нового узнали?

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  упр. № 30, стр. 58-59.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 16 ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Слайд 2

Минутка красивого письма

Слайд 3

Отгадайте загадку! Не мёд, а ко всему липнут.

Слайд 4

Мальчик нарисовал огромную шукутуку . Ничего не называет Нет в языке

Слайд 5

Целый день дует ветер. Он нагнал большие тёмные тучи.

Слайд 6

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Слайд 7

Это дер..во р.. дное , Бли ..кое и д.. рогое . Белый сарафан.. чик, Бархатный кафтан.. чик, Листики р.. зные , Серё.. ки расп .. сные . Берёза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»

Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Слово и его значение"

Данный урок позволяет:сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,-определять значение фразеологизмов, о...

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...

Урок русского языка во 2 классе "Слово и его значение"

Урок русского языка, проведенный во 2 классе УМК "Перспектива. Цель урок: создать условия для развития речи учащихся,для развития УУД учащихся при изучении темы "Слово и его значение"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...