Конспект урока русского языка в 4 классе "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кирилюк Светлана Михайловна

Данный урок позволяет:

сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;

-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,

-определять значение фразеологизмов, опираясь на личный опыт и с помощью фразеологического словаря,

-использовать фразеологизмы в речи, работать с фразеологическим словарем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Слово и его значение. Фразеологизмы - устойчивые выражения.

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: открытие нового знания (ОНЗ). Базовый уровень реализации ТДМ

Модель обучения: базовая (4 класс – 5 часов в неделю), 170 часов в год.

Реализуемая программа составлена на основании авторской программы «Перспективная начальная школа», авторов Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, «Русский язык», Москва, Академкнига /Учебник 2009 год

Цель урока: 

- сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;

-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,

-определять значение фразеологизмов, опираясь на личный опыт и с помощью фразеологического словаря,

-использовать фразеологизмы в речи, работать с фразеологическим словарем.

Задачи урока

воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- создание благоприятной атмосферы заинтересованности, уважения и сотрудничества через взаимодействие учащихся в групповой и парной работе;

развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие мышления, внимания, творчества.

образовательные:

- уметь распознавать фразеологизмы в тексте;

- уметь использовать фразеологизмы в речи;

- совершенствовать орфографические умения.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

- умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- умение опираться на свой субъективный опыт;

- умения формулировать проблему;

- умение работать в группе и паре;

- формирование ИКТ - компетенций при работе с мобильным компьютерным классом, в локальной сети.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, мобильный компьютерный класс, локальная сеть, выставка словарей (среди которых «Школьный фразеологический словарь»).

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
  3. Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения
  4. Проблемное объяснение нового знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи
  6. Физкультминутка
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторения.
  9. Рефлексия деятельности на уроке
  10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Сценарий урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация учебной деятельности

Ученик в костюме Пьеро готовит принадлежности к уроку.

(Приложение 1, слайд 2)

- Как вы хотите выполнить работу на уроке, что для этого надо сделать?

Учитель приветствует учащихся, предлагает понаблюдать за героем и описать его действия и результат работы. Задает вопросы, побуждающие ответить, что и как делает Пьеро

Организует формулирование и формирование мотивации учащихся.

Учащиеся наблюдают, описывают выполняемые действия героев, дают характеристику действиям и выявляют причины полученного результата.

Записывают в тетради: 1. «Пьеро работает со спущенными рукавами, работу выполняет плохо».

- Пьеро работает спустя рукава.

2. Пьеро закатал (засучил) рукава и работает старательно. - Пьеро работает засучив рукава.

Формулируют предположения о том, что надо сделать, чтобы работа на уроке была выполнена успешна

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуаль-ной деятельности

Работа над предложениями, записанными в тетради.

- Подчеркните одной чертой словосочетания, употребленные в прямом смысле, двумя в переносном смысле.

- Что можете сказать о выражениях «спустя рукава» и «закатав рукава», используемых в переносном смысле?

Кто знает, как появились эти устойчивые выражения?

- Для чего служат устойчивые выражения?

- Выполните  упражнение 23, Учебник русский язык, 3 часть, стр. 29, (Приложение 2).

- Проверим, как выполнили упражнение. (Приложение 1, слайд 3)

Откройте список выражений и сверьте устойчивые выражения, которыми вы заменили выделенные слова со списком выражений, предлагаемым автором учебника.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого вспоминают знания об устойчивых выражениях, словаре устойчивых выражений.

Организует самостоятельную работу учащихся.

Организует проверку выполнения упражнения и сравнение с образцом.

Работают в паре. Наблюдают, обобщают,

анализируют. Учащиеся называют устойчивые выражения, их значения, этимологию.

Называют устойчивые выражения.

Вспоминают правила самостоятельной работы. Выполняют работу самостоятельно

Учащиеся анализируют выполнение работы. Сравнивают с эталоном.

Учащиеся, сравнивая свою работу с эталоном, дают самооценку

  1. III. Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения

- Сделайте вывод о работе на этом этапе урока.

Для чего заменяли выделенные слова устойчивыми выражениями?

- Одинаковые, близкие ли к эталону, получились результаты? Почему? - Кто знает как по – научному называются устойчивые выражения?

 - Где можно узнать об их значении? - Как по-научному будет называться этот словарь? (Фразеологический)

- Сформулируйте тему и цель урока. (Приложение 1, слайд 4)

-Что необходимо, сделать, чтобы можно было легко и без ошибок выполнить задание?

Учитель предлагает сделать вывод, выявить причины затруднений.

Предлагает сформулировать тему и цель урока, определить план открытия новых знаний (задачи).

Учащиеся делают вывод о том, что результаты разные, выявляют причины затруднений.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, план открытия новых знаний.

Перечисляют другие источники информации.

IV Проблемное объяснение нового знания (7 минут)

- Выберете на выставке фразеологический словарь, посмотрите, как он работает? Есть ли различия в работе этого словаря со словарем в учебнике? (Нет).

- Сравните объем информации.

-Прочитайте внимательно напечатанный на листах текст, (листы лежат на парте). (Приложение 3) Используя прием «инсерт», отметьте на полях с помощью специальных обозначений: что в этом тексте вам уже знакомо, что для вас является новым, о чём бы вы хотели узнать более подробно. (Приложение 1, слайд 5)

Предлагает сравнить школьный фразеологический словарь, другие фразеологические словари, которые принесли дети со словарем устойчивых выражений в учебнике.

Организует смысловое чтение.

Организует анализ выполненного задания

Сравнивают словарь устойчивых выражений в учебнике со школьным фразеологическим словарем. Делают вывод о том, что не всегда словарь учебника может помочь из-за небольшого количества информации в нем.

Работают в группах, распределяя задания каждому члену группы.

Капитаны групп делают отчет о работе группы, критики групп оценивают работу группы.

V.

Первичное закрепление во внешней речи.

Выполните выход в интернет, в поисковой строке задайте «Фразеологизмы – словарь фразеологизмов» http://frazbook.ru/.

(Приложение 1, слайд 6)

Прочитайте по одному фразеологизму из наиболее интересной для вас рубрики.

Оцените работу группы, поясните оценивание.

Организует работу в локальной сети, знакомство с информацией, работу в паре и в группе, оценивание работы в группе

Работают в парах, обмениваясь информацией с соседней парой, т.е., в группе Работа строится по принципу: я рассказываю соседу по парте свой фразеологизм, слушаю и запоминаю его фразеологизм; поворачиваюсь к соседней паре, и другому соседу рассказываю о фразеологизме, которую услышал от соседа по парте и т.д.

Оценивают работу своей группы.

VI.

Физ. минутка

Проводится комплекс упражнений.

Организует физминутку.

Участвуют в физминутке.

VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Игра «Редактор»

Задания по выбору:

1- Упражнение 24. (Приложение 2)

2- Олимпиадное задание ( на листах) (Приложение 4)

Запиши предложения - антонимы, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов (разными способами).

1) На субботнике наш класс бездействовал. (Не покладая рук).

2) Коля написал предложение неразборчиво. (Вкладывая душу).

3) От моего дома до школы очень далеко (Рукой подать).

Ответы учащихся.

Проверка выполнения по эталону. (Приложение 2, слайды 7-8)

Организует дифференцированную самостоятельную работу, (предлагая возможность выбора задания) предлагает сформулировать цель этой работы.

Создает условия для: формирования

адекватной оценки трудности учебного задания; готовности отмечать малейшее продвижение вперед, к сложному. Ориентирует ученика на успех.

Организует взаимопроверку.

Учащиеся выбирают уровень сложности задания, определяют цель самостоятельной работы и выполняют работу.

Взаимопроверка, сравнение с образцом, оценивание друг друга.

VIII.

Включение в систему знаний и повторения.

- Сейчас будете работать в группе над созданием проекта. У каждой группы на парте задание. По картинке распознать фразеологизм, подписать его, и составить рассказ, используя получившиеся фразеологизмы. (Приложение 2, слайд 9)

- При работе на этом этапе вам может понадобиться дополнительный материал - презентация Екатерины Калиниченко http://viki.rdf.ru/author/69/ «Почему мы так говорим или крылатые слова и выражения. Часть 1.Часть 2», презентация «Детский фразеологический словарь в картинках. Автор Сергей Волков» (Приложение 5)

Защита проектов.

Организует групповую работу над созданием проекта.

Организует защиту проектов.

Разбиваются на команды, определяют роль каждого члена команды, составляют проект.

Капитан группы защищает проект, критик дает оценку работе группы.

IX. Рефлексия деятельности на уроке

Продолжите предложения: (Приложение 2, слайд 10)

При изучении материала на уроке мне было знакомо:

Я узнал на уроке:

Я хотел бы себя похвалить за:

Я затруднился в:

Организует рефлексию деятельности.

Осуществляют рефлексию.

X Информация о домашнем задании выставление оценок за урок

По выбору:

  1. Упражнение 25, или 26,
  2. Задание творческого характера:

Найти во фразеологическом словаре по два античных, библейских, русских, сказочных фразеологизма, запомнить, как образовались, что обозначают, составить с каждым по 1 предложению.

(Приложение 2, слайд 11)

Дает информацию о дифференцированном домашнем задании.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Слово и его значение. Фразеологизмы - устойчивые выражения.

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: открытие нового знания (ОНЗ). Базовый уровень реализации ТДМ

Модель обучения: базовая (4 класс – 5 часов в неделю), 170 часов в год.

Реализуемая программа составлена на основании авторской программы «Перспективная начальная школа», авторов Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, «Русский язык», Москва, Академкнига /Учебник 2009 год

Цель урока: 

- сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;

-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,

-определять значение фразеологизмов, опираясь на личный опыт и с помощью фразеологического словаря,

-использовать фразеологизмы в речи, работать с фразеологическим словарем.

Задачи урока

воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- создание благоприятной атмосферы заинтересованности, уважения и сотрудничества через взаимодействие учащихся в групповой и парной работе;

развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие мышления, внимания, творчества.

образовательные:

- уметь распознавать фразеологизмы в тексте;

- уметь использовать фразеологизмы в речи;

- совершенствовать орфографические умения.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

- умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- умение опираться на свой субъективный опыт;

- умения формулировать проблему;

- умение работать в группе и паре;

- формирование ИКТ - компетенций при работе с мобильным компьютерным классом, в локальной сети.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, мобильный компьютерный класс, локальная сеть, выставка словарей (среди которых «Школьный фразеологический словарь»).

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
  3. Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения
  4. Проблемное объяснение нового знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи
  6. Физкультминутка
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторения.
  9. Рефлексия деятельности на уроке
  10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Сценарий урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация учебной деятельности

Ученик в костюме Пьеро готовит принадлежности к уроку.

(Приложение 1, слайд 2)

- Как вы хотите выполнить работу на уроке, что для этого надо сделать?

Учитель приветствует учащихся, предлагает понаблюдать за героем и описать его действия и результат работы. Задает вопросы, побуждающие ответить, что и как делает Пьеро

Организует формулирование и формирование мотивации учащихся.

Учащиеся наблюдают, описывают выполняемые действия героев, дают характеристику действиям и выявляют причины полученного результата.

Записывают в тетради: 1. «Пьеро работает со спущенными рукавами, работу выполняет плохо».

- Пьеро работает спустя рукава.

2. Пьеро закатал (засучил) рукава и работает старательно. - Пьеро работает засучив рукава.

Формулируют предположения о том, что надо сделать, чтобы работа на уроке была выполнена успешна

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуаль-ной деятельности

Работа над предложениями, записанными в тетради.

- Подчеркните одной чертой словосочетания, употребленные в прямом смысле, двумя в переносном смысле.

- Что можете сказать о выражениях «спустя рукава» и «закатав рукава», используемых в переносном смысле?

Кто знает, как появились эти устойчивые выражения?

- Для чего служат устойчивые выражения?

- Выполните  упражнение 23, Учебник русский язык, 3 часть, стр. 29, (Приложение 2).

- Проверим, как выполнили упражнение. (Приложение 1, слайд 3)

Откройте список выражений и сверьте устойчивые выражения, которыми вы заменили выделенные слова со списком выражений, предлагаемым автором учебника.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого вспоминают знания об устойчивых выражениях, словаре устойчивых выражений.

Организует самостоятельную работу учащихся.

Организует проверку выполнения упражнения и сравнение с образцом.

Работают в паре. Наблюдают, обобщают,

анализируют. Учащиеся называют устойчивые выражения, их значения, этимологию.

Называют устойчивые выражения.

Вспоминают правила самостоятельной работы. Выполняют работу самостоятельно

Учащиеся анализируют выполнение работы. Сравнивают с эталоном.

Учащиеся, сравнивая свою работу с эталоном, дают самооценку

  1. III. Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения

- Сделайте вывод о работе на этом этапе урока.

Для чего заменяли выделенные слова устойчивыми выражениями?

- Одинаковые, близкие ли к эталону, получились результаты? Почему? - Кто знает как по – научному называются устойчивые выражения?

 - Где можно узнать об их значении? - Как по-научному будет называться этот словарь? (Фразеологический)

- Сформулируйте тему и цель урока. (Приложение 1, слайд 4)

-Что необходимо, сделать, чтобы можно было легко и без ошибок выполнить задание?

Учитель предлагает сделать вывод, выявить причины затруднений.

Предлагает сформулировать тему и цель урока, определить план открытия новых знаний (задачи).

Учащиеся делают вывод о том, что результаты разные, выявляют причины затруднений.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, план открытия новых знаний.

Перечисляют другие источники информации.

IV Проблемное объяснение нового знания (7 минут)

- Выберете на выставке фразеологический словарь, посмотрите, как он работает? Есть ли различия в работе этого словаря со словарем в учебнике? (Нет).

- Сравните объем информации.

-Прочитайте внимательно напечатанный на листах текст, (листы лежат на парте). (Приложение 3) Используя прием «инсерт», отметьте на полях с помощью специальных обозначений: что в этом тексте вам уже знакомо, что для вас является новым, о чём бы вы хотели узнать более подробно. (Приложение 1, слайд 5)

Предлагает сравнить школьный фразеологический словарь, другие фразеологические словари, которые принесли дети со словарем устойчивых выражений в учебнике.

Организует смысловое чтение.

Организует анализ выполненного задания

Сравнивают словарь устойчивых выражений в учебнике со школьным фразеологическим словарем. Делают вывод о том, что не всегда словарь учебника может помочь из-за небольшого количества информации в нем.

Работают в группах, распределяя задания каждому члену группы.

Капитаны групп делают отчет о работе группы, критики групп оценивают работу группы.

V.

Первичное закрепление во внешней речи.

Выполните выход в интернет, в поисковой строке задайте «Фразеологизмы – словарь фразеологизмов» http://frazbook.ru/.

(Приложение 1, слайд 6)

Прочитайте по одному фразеологизму из наиболее интересной для вас рубрики.

Оцените работу группы, поясните оценивание.

Организует работу в локальной сети, знакомство с информацией, работу в паре и в группе, оценивание работы в группе

Работают в парах, обмениваясь информацией с соседней парой, т.е., в группе Работа строится по принципу: я рассказываю соседу по парте свой фразеологизм, слушаю и запоминаю его фразеологизм; поворачиваюсь к соседней паре, и другому соседу рассказываю о фразеологизме, которую услышал от соседа по парте и т.д.

Оценивают работу своей группы.

VI.

Физ. минутка

Проводится комплекс упражнений.

Организует физминутку.

Участвуют в физминутке.

VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Игра «Редактор»

Задания по выбору:

1- Упражнение 24. (Приложение 2)

2- Олимпиадное задание ( на листах) (Приложение 4)

Запиши предложения - антонимы, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов (разными способами).

1) На субботнике наш класс бездействовал. (Не покладая рук).

2) Коля написал предложение неразборчиво. (Вкладывая душу).

3) От моего дома до школы очень далеко (Рукой подать).

Ответы учащихся.

Проверка выполнения по эталону. (Приложение 2, слайды 7-8)

Организует дифференцированную самостоятельную работу, (предлагая возможность выбора задания) предлагает сформулировать цель этой работы.

Создает условия для: формирования

адекватной оценки трудности учебного задания; готовности отмечать малейшее продвижение вперед, к сложному. Ориентирует ученика на успех.

Организует взаимопроверку.

Учащиеся выбирают уровень сложности задания, определяют цель самостоятельной работы и выполняют работу.

Взаимопроверка, сравнение с образцом, оценивание друг друга.

VIII.

Включение в систему знаний и повторения.

- Сейчас будете работать в группе над созданием проекта. У каждой группы на парте задание. По картинке распознать фразеологизм, подписать его, и составить рассказ, используя получившиеся фразеологизмы. (Приложение 2, слайд 9)

- При работе на этом этапе вам может понадобиться дополнительный материал - презентация Екатерины Калиниченко http://viki.rdf.ru/author/69/ «Почему мы так говорим или крылатые слова и выражения. Часть 1.Часть 2», презентация «Детский фразеологический словарь в картинках. Автор Сергей Волков» (Приложение 5)

Защита проектов.

Организует групповую работу над созданием проекта.

Организует защиту проектов.

Разбиваются на команды, определяют роль каждого члена команды, составляют проект.

Капитан группы защищает проект, критик дает оценку работе группы.

IX. Рефлексия деятельности на уроке

Продолжите предложения: (Приложение 2, слайд 10)

При изучении материала на уроке мне было знакомо:

Я узнал на уроке:

Я хотел бы себя похвалить за:

Я затруднился в:

Организует рефлексию деятельности.

Осуществляют рефлексию.

X Информация о домашнем задании выставление оценок за урок

По выбору:

  1. Упражнение 25, или 26,
  2. Задание творческого характера:

Найти во фразеологическом словаре по два античных, библейских, русских, сказочных фразеологизма, запомнить, как образовались, что обозначают, составить с каждым по 1 предложению.

(Приложение 2, слайд 11)

Дает информацию о дифференцированном домашнем задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Значение суффиксов"

Данный урок разработан для закрепления материала по теме "Суффиксы, их значение"....

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...