Разделительный ь знак
материал (русский язык, 1 класс) по теме

урок по букварю М.С.Соловейчика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разделительный ь 33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

«Букварь»

«Разделительный мягкий знак»

1 класс

Цели:

  1. продолжить знакомство с буквой Ь;
  2. познакомить с разделительной функцией Ь;
  3. формировать навыки чтения слов с этой буквой;
  4. познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;
  5. развивать память, речь, мышление, внимание;
  6. воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

                                                        Ход урока:

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

    Тихо сели, ноги вместе.

    Книга, ручка – всё на месте.

    Руки замерли у всех.

    Будем думать, будем слушать

    И учиться лучше всех!

2. Самоопределение деятельности.

 У.  Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы сегодня узнавать новое?

У.  А для того, чтобы вам было интересно и увлекательно на уроке, вы не только узнаете новое, но и поможете мальчику-иностранцу. Он очень плохо говорит по-русски и поэтому, мы будем ему помогать на протяжении 4 лет учебы.

- Поможем?

3. Актуализация знаний.

  -Чтобы узнать что-то новое, как вы думаете с чего надо начать? ( Вспомнить пройденное).

У. Да, конечно. Давайте вспомним пройденное.

 - Сколько гласных букв в русском языке? (10)

 - Сколько гласных звуков? (6)

 - Почему гласных букв больше, чем гласных звуков ?

 (некот. гласные звуки обозначаются на письме двумя буквами)

Повторение букв по домикам.

б)  прочитайте на доске сочетания слов:

 еловый лес и  ясный день

– Одинаково ли была прочитана буква  е в словах  еловый и  лес, день?

-  Как в одном случае?

–Как  в другом?

-Почему по-разному?

 – В каком ещё слове на месте одной буквы произнесли два звука?

-Какие?

-Почему?

– Какой последний звук в слове  день?

-А какая буква?

 -Почему так?

-Что же вы знаете о букве  ь?

Буква ь –  показывает мягкость согласного звука.

- как вы думаете, почему мы повторили именно этот материал?

 Создание проблемной ситуации.

 У. Ребята, а сейчас я проверю, какие вы внимательные и сообразительные.

      Игра «Доскажите словечко»

      Я вам сейчас буду читать стишки, а вы должны досказать слово, которое подходило бы по смыслу.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется (медведь)

В синем море плыл корабль.

 Управлял им капитан.

Что-то судном закачало

 И корабль сел на …(мель) (мель- мелкое место на реке или в море)

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее …     (Мальвина)

Он Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был. (Пьеро)

Какое слово здесь лишнее? Почему? Можете ответить?

- сегодня откроется ещё одна тайна  ь,  он будет «именинником» урока

это переход к новой теме.

 Решение проблемы.

- откройте  букварь (с.108), рассмотрим розовую рамку

- что обозначает эта запись?

 - давайте посмотрим на картинки в учебнике

- что изображено на 1 картине?

-  на 2 картине?

 изображён день во время пурги, метели.

- давайте прочитаем, что подписано

Я вам  попытаюсь  помочь,

 (На доске)        в ю ж н ы й.

Ничего не понятно.

– Кто догадался, какое слово имеется в виду? (Вьюжный, от

слова  вьюга.)

– В чем же дело, почему слово не получается? Давайте сравним то, что написано на доске, и настоящее слово. Произнесём их и вслушаемся в звуки в начале слова. (Выясняется, что не показан звук [й’].)

– Но ведь здесь есть буква  ю, как и в слове  южный. Почему  же там получалось два звука, а тут – нет?.. (Должно быть выявлено  различие: в первом слове эта буква была в начале слова, а во  втором перед ней есть буква согласного.)

– Но в слове  вьюжный есть звук [й’]? (Есть.) Его надо как-то обозначить? (Надо.)

– Вот и пришло время буквы-«именинницы». (карточку с  ь к набранному на доске слову.)

– Оказывается, иногда буквам е, ё, ю, я приходится обозначать

звук [й’] и тогда, когда этот звук слышится после согласного.

Правда, одни, сами, они этого сделать не могут – на помощь им

приходит  ь.

 (вставляю  ь.)

Когда  ь находится после букв согласных перед буквами  е, ё, ю, я,

он помогает этим буквам обозначить звук [й’]. Он  предупреждает:

за этими буквами прячется звук [й’], их надо читать как два звука.

Прочитаем слово, которое получилось. (Читаете:  вьюжный.)

– Вернитесь к букварю и сделайте так, чтобы слово  вьюжный

получилось. Как для этого поступите? (Учащиеся подставляют  ь.)

– Тот  ь, который вы сейчас подставили, имеет своё название.

За то, что он разделяет буквы, не даёт их слитно читать, его

назвали: разделительный  мягкий знак. (Хором повторяете.) Как видите, у такого мягкого знака есть своё название и своя «работа»: предупреждать, что идущие дальше буквы  е, ё, ю, я надо читать как два звука. Давайте поучимся принимать предупреждения разделительного мягкого знака и правильно читать слова.

5. Первичное закрепление.

- Ь может превращать одни слова в совершенно другие.

- давайте почитаем слова, но прежде потренируемся читать с ь.

Вь-вью       рь-рья

Мь-мье      ть-тья

Пь-пьё        бь-бьё

Ль-лья         фь-фья

(на доске)

перо- Пьеро

Коля – колья

солю – солью

суди – судьи

полёт – польёт

3.  Приступая к чтению слов, обратите внимание ребят на знак «подготовься к чтению».

- чего нет в первом столбике?

 что в первом столбике нет разделительного знака, но буквы  е, ё, ю, я  будут читаться как два звука по уже знакомому правилу.

 

Дойдя до нижнего столбика слов (воробьи и др.)

Скажите, а вы не удивлены  «поведением» буквы  и?

 - буква  и после разделительного мягкого знака тоже читается как два звука, первый из которых тот же звук [й’].

- давайте прочитаем эти слова и выделим «опасные места».

- Хором произнесем эти слова так, как они пишутся, с установкой: постараться запомнить буквы.

Теперь мы можем сделать вывод о роли ь знака.

- Итак, почему Ь знак называется разделительным?

- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я,И после разделительного Ь?

В процессе ответов детей на экране появляется схема:

согласная буква

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

е

ё

ю

и

я

5. Закрепление

- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от мальчика-иностранца

- А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть  буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.

Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к ь разделительному или ь показатель мягкости согласных.

Слова: уголь, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, листья, статья, судья, пью, пальто.

6. Самостоятельная работа.

 Карточки со словами по вариантам.

    Задание: вставь в слова мягкий знак, чтобы получились новые слова, подели на слоги.

                    1-в                                            

          ел _                   п-еро                          

        кон _                 мол_              

 

Самоконтроль по образцу. Дети ставят +, если правильно, - , если нет.

     

7. Итог.

-  Какова цель нашего урока?

-  Познакомиться с буквой Ь.

-  Какую работу выполняет эта буква?

-  Это буква стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного.

-  Сколько работ выполняет Ь?

-  Одну.

-  А сколько работ выполняют гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, И.

-  Две. Указывают на мягкость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.

 

8. Рефлексия.


вь-вью      рь-рья

мь-мье     ть-тья

пь-пьё            бь-бьё

ль-лья             фь-фья

перо   -  Пьеро

Коля   -  колья

солю  -  солью

суди   -  судьи

полёт -  польёт

 ел _    

               

 

кон _                

п-еро                          

мол_              

 ел _    

               

         

кон _                

п-еро                          

мол_              

 ел _    

               

         

кон _                

п-еро                          

мол_              




Ь - разделительный

Ь - показатель мягкости согласных

уголь

пальто

ходьба

семья

судьба

братья

друзья

банька

пью

листья

статья

судья

еловый лес

ясный день


Буква ь –  показывает мягкость согласного звука.


Когда  ь находится после букв согласных перед буквами  

е, ё, ю, я,

он помогает этим буквам обозначить звук [й’]. Он  предупреждает:

за этими буквами прячется звук [й’], их надо читать как два звука.

`эловый` л`эс]

[ й`асный` д`эн`]

                        ь

в ю ж н ы й

в ь ю ж н ы й

согласная буква

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

е

ё

ю

и

я



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный Ъ и разделительный Ь знаки

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова-синонимы. Цели:Обучающие:научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;совершенствовать умение писать слова с раздели...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...