Разделительный ь знак
материал (русский язык, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
«Букварь»
«Разделительный мягкий знак»
1 класс
Цели:
- продолжить знакомство с буквой Ь;
- познакомить с разделительной функцией Ь;
- формировать навыки чтения слов с этой буквой;
- познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;
- развивать память, речь, мышление, внимание;
- воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.
Ход урока:
- Орг. момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книга, ручка – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
2. Самоопределение деятельности.
У. Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы сегодня узнавать новое?
У. А для того, чтобы вам было интересно и увлекательно на уроке, вы не только узнаете новое, но и поможете мальчику-иностранцу. Он очень плохо говорит по-русски и поэтому, мы будем ему помогать на протяжении 4 лет учебы.
- Поможем?
3. Актуализация знаний.
-Чтобы узнать что-то новое, как вы думаете с чего надо начать? ( Вспомнить пройденное).
У. Да, конечно. Давайте вспомним пройденное.
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков ?
(некот. гласные звуки обозначаются на письме двумя буквами)
Повторение букв по домикам.
б) прочитайте на доске сочетания слов:
еловый лес и ясный день
– Одинаково ли была прочитана буква е в словах еловый и лес, день?
- Как в одном случае?
–Как в другом?
-Почему по-разному?
– В каком ещё слове на месте одной буквы произнесли два звука?
-Какие?
-Почему?
– Какой последний звук в слове день?
-А какая буква?
-Почему так?
-Что же вы знаете о букве ь?
Буква ь – показывает мягкость согласного звука.
- как вы думаете, почему мы повторили именно этот материал?
Создание проблемной ситуации.
У. Ребята, а сейчас я проверю, какие вы внимательные и сообразительные.
Игра «Доскажите словечко»
Я вам сейчас буду читать стишки, а вы должны досказать слово, которое подходило бы по смыслу.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется (медведь)
В синем море плыл корабль.
Управлял им капитан.
Что-то судном закачало
И корабль сел на …(мель) (мель- мелкое место на реке или в море)
С голубыми волосами
И с огромными глазами.
Дружит с самим Буратино,
А зовут ее … (Мальвина)
Он Мальвину полюбил,
Грустным и печальным был. (Пьеро)
Какое слово здесь лишнее? Почему? Можете ответить?
- сегодня откроется ещё одна тайна ь, он будет «именинником» урока
это переход к новой теме.
Решение проблемы.
- откройте букварь (с.108), рассмотрим розовую рамку
- что обозначает эта запись?
- давайте посмотрим на картинки в учебнике
- что изображено на 1 картине?
- на 2 картине?
изображён день во время пурги, метели.
- давайте прочитаем, что подписано
Я вам попытаюсь помочь,
(На доске) в ю ж н ы й.
Ничего не понятно.
– Кто догадался, какое слово имеется в виду? (Вьюжный, от
слова вьюга.)
– В чем же дело, почему слово не получается? Давайте сравним то, что написано на доске, и настоящее слово. Произнесём их и вслушаемся в звуки в начале слова. (Выясняется, что не показан звук [й’].)
– Но ведь здесь есть буква ю, как и в слове южный. Почему же там получалось два звука, а тут – нет?.. (Должно быть выявлено различие: в первом слове эта буква была в начале слова, а во втором перед ней есть буква согласного.)
– Но в слове вьюжный есть звук [й’]? (Есть.) Его надо как-то обозначить? (Надо.)
– Вот и пришло время буквы-«именинницы». (карточку с ь к набранному на доске слову.)
– Оказывается, иногда буквам е, ё, ю, я приходится обозначать
звук [й’] и тогда, когда этот звук слышится после согласного.
Правда, одни, сами, они этого сделать не могут – на помощь им
приходит ь.
(вставляю ь.)
Когда ь находится после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я,
он помогает этим буквам обозначить звук [й’]. Он предупреждает:
за этими буквами прячется звук [й’], их надо читать как два звука.
Прочитаем слово, которое получилось. (Читаете: вьюжный.)
– Вернитесь к букварю и сделайте так, чтобы слово вьюжный
получилось. Как для этого поступите? (Учащиеся подставляют ь.)
– Тот ь, который вы сейчас подставили, имеет своё название.
За то, что он разделяет буквы, не даёт их слитно читать, его
назвали: разделительный мягкий знак. (Хором повторяете.) Как видите, у такого мягкого знака есть своё название и своя «работа»: предупреждать, что идущие дальше буквы е, ё, ю, я надо читать как два звука. Давайте поучимся принимать предупреждения разделительного мягкого знака и правильно читать слова.
5. Первичное закрепление.
- Ь может превращать одни слова в совершенно другие.
- давайте почитаем слова, но прежде потренируемся читать с ь.
Вь-вью рь-рья
Мь-мье ть-тья
Пь-пьё бь-бьё
Ль-лья фь-фья
(на доске)
перо- Пьеро
Коля – колья
солю – солью
суди – судьи
полёт – польёт
3. Приступая к чтению слов, обратите внимание ребят на знак «подготовься к чтению».
- чего нет в первом столбике?
что в первом столбике нет разделительного знака, но буквы е, ё, ю, я будут читаться как два звука по уже знакомому правилу.
Дойдя до нижнего столбика слов (воробьи и др.)
Скажите, а вы не удивлены «поведением» буквы и?
- буква и после разделительного мягкого знака тоже читается как два звука, первый из которых тот же звук [й’].
- давайте прочитаем эти слова и выделим «опасные места».
- Хором произнесем эти слова так, как они пишутся, с установкой: постараться запомнить буквы.
Теперь мы можем сделать вывод о роли ь знака.
- Итак, почему Ь знак называется разделительным?
- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я,И после разделительного Ь?
В процессе ответов детей на экране появляется схема:
согласная буква | РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь | е ё ю и я |
5. Закрепление
- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от мальчика-иностранца
- А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.
Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к ь разделительному или ь показатель мягкости согласных.
Слова: уголь, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, листья, статья, судья, пью, пальто.
6. Самостоятельная работа.
Карточки со словами по вариантам.
Задание: вставь в слова мягкий знак, чтобы получились новые слова, подели на слоги.
1-в
ел _ п-еро
кон _ мол_
Самоконтроль по образцу. Дети ставят +, если правильно, - , если нет.
7. Итог.
- Какова цель нашего урока?
- Познакомиться с буквой Ь.
- Какую работу выполняет эта буква?
- Это буква стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного.
- Сколько работ выполняет Ь?
- Одну.
- А сколько работ выполняют гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, И.
- Две. Указывают на мягкость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.
8. Рефлексия.
вь-вью рь-рья
мь-мье ть-тья
пь-пьё бь-бьё
ль-лья фь-фья
перо - Пьеро
Коля - колья
солю - солью
суди - судьи
полёт - польёт
ел _
|
кон _ |
п-еро | мол_ |
ел _
|
кон _ |
п-еро | мол_ |
ел _
|
кон _ |
п-еро | мол_ |
Ь - разделительный |
Ь - показатель мягкости согласных |
уголь | пальто |
ходьба | семья |
судьба | братья |
друзья | банька |
пью | листья |
статья | судья |
еловый лес |
ясный день |
Буква ь – показывает мягкость согласного звука.
Когда ь находится после букв согласных перед буквами
е, ё, ю, я,
он помогает этим буквам обозначить звук [й’]. Он предупреждает:
за этими буквами прячется звук [й’], их надо читать как два звука.
[й`эловый` л`эс] |
[ й`асный` д`эн`] |
ь
в ю ж н ы й |
в ь ю ж н ы й |
согласная буква | РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь | е ё ю и я |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный Ъ и разделительный Ь знаки
Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова-синонимы. Цели:Обучающие:научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;совершенствовать умение писать слова с раздели...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс
Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...