Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Новоселова Разида Алмазовна

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Задачи:

  • Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.
  • Метапредметные: содействовать формированию УУД:
    • Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
    • Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
    • Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.
    • Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _razdelitelnyy_znak_i_razdelitelnyy_znak.docx124.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Задачи:

  • Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.
  • Метапредметные: содействовать формированию УУД:
  • Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
  • Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
  • Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.
  • Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебник

Предполагаемые результаты: учащиеся научатся грамотно писать слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.

Этап урока

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

I. Орг. момент.

Стали все у парт красиво, поздоровались с гостями, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели. Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (умение слушать внимательно, рассуждать, работать в группе, поддерживать друг друга, наблюдать, доказывать)

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Чистописание. - Минутка чистописания.

(Самооценка).

Запись в тетрадь:

Десятое октября.
Классная работа.

- На доске буквосочетания.

- Прочитайте глазами эти буквосочетания.

тья бъя нье дъе съё льё вьи съю пью

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: организация учебной деятельности.

 Запись на доске

 III. Постановка проблемы

 На какие группы можно разделить?

тья нье льё вьи пью

бъя дъе съё съю   Запишите эти группы

- Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки?

- Во всех разделительный ь знак.

- Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки?

- Во всех слогах разделительный ъ.

- Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует.

- ъ не пишется перед гласной и.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция

IV. Определение темы и цели урока.

Мотивация к учебной деятельности

Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

(ответы детей: “Правописание разделительного твердого и мягкого знака”

Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

А какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой, будем выполнять различные задания по отработке орфограммы)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

V. Словарная работа

(Самооценка).

Знакомство со словарным словом: компьютер

Ребята, догадайтесь о каком слове речь,              Артем прочитает  объяснение значения слова “компьютер”? 

(электронная вычислительная машина, устройство, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.)

Фонетический разбор слова на доске.   (Адиля)                              Ком-пью-тер (3 слога, 9 букв, 9 звуков)

Составить предложение из слов.(карточки лежат на каждом столе + у доски работают два человека).

В воскресенье папа объяснял дочке устройство компьютера.

Работа в паре – Найдите в предложение подлежащие и сказуемое?

-  Как можно еще их назвать? (грамматическая основа, главные члены предложения)

- По очереди напишите сверху части речи.

- Есть ли слова с орфограммой по теме урока.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

VI. Усвоение знаний и способов действий

(Самооценка).

Используя схему, попробуйте сформулировать правило написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака

 (Уч-ся приводят примеры слов на данную орфограмму)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

VII. Физкультминутка

Ребята, давайте отдохнём.

Встали прямо, подтянулись
(провести несколько упражнений на мышцы шеи, рук, туловища и ног)

 

VIII. Закрепление знаний и способов действий

(Самооценка). У кого нет ошибок, у кого 1ошибка, у кого 2 ошибки)

Взаимопроверка по эталону, слайд, (Оценка работы товарища). У кого нет ошибок, у кого 1ошибка, у кого 2 ошибки)

Первичное закрепление:

  1. Назовите одним словом. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму)

Отец, мать, дети все это ....(семья)

Вход в здание (подъезд)

Снежная буря, метель (вьюга)

Домики для пчел (ульи)

Пригодный для еды (съедобный)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, - это... (варенье)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

  1. Работа в паре.

Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а девочки– с разделительным Ь.

Съехал, ручьи, гроздья,  объехал, предъявить, обезьяна, объяснил, варенье, бельё, подъезд.

Мальчики: Съехал, объехал, предъявить, объяснил, подъезд.

Девочки: Ручьи, гроздья, обезьяна, варенье, бельё.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

IX. Применение знаний и способов действий

Дифференцированная работа.

(уровень 1-«4»,

уровень 2-«5»)

Дети сдают тетради на проверку

Работу оценивает учитель

1. - Выполните задания по карточке, предварительно выбрав уровень сложности.

Уровень 1.

Вставь нужную букву, отметь орфограмму.

Об…ём, бел…ё, крыл…я, под…ехал, ладон…ю, с…ёжились, площад…ю, в…езжать, пред…юбилейный, заяч…и.

Уровень 2.

Найдите ошибки и исправь их.

шъёт платье, журчание ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, подъехал к подьезду.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Проверка по эталону, слайд,

(Самооценка). У кого нет ошибок, у кого 1ошибка, у кого 2 ошибки)

2. Работа в группе

1, 3,5,7,9 группа

У вас на столе лист бумаги и слова в конверте с пропущенными буквами.

- распределите слова по группам, в зависимости от орфограммы.

заш_ёт, вороб_и, под_ём, с_ел, п_ют, обез_яна, л_ют, счаст_е, от_езжать, об_единение, ден_ки, раз_яснение, четырёх_ярусный.

Проверка:

зашьёт

воробьи

счастье

пьют

обезьяна

льют

подъём

съел

отъезжать

объединение

разъяснение

четырёхъярусный

Лишнее: деньки

2, 4,6,8 группа

Задание: распредели слова по столбикам

Пол_ёшь, под_ём, двух_ярусный, раз_ярённый, в_юнок, в_юга, в_ехал, плат_е, об_яснение, с_ёжился, с_ел, об_ём, в_ёт, друз_я.

с Ъ знаком

с Ь знаком

подъём

польёшь

двухъярусный

вьюнок

разъярённый

вьюга

въехал

платье

объяснение

вьёт

съёжился

друзья

съел

 

объём

 

3. Тест “Разделительные знаки”

1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком “+”

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Самопроверка (сравнить с ответами)

1. б

2.а

3.а

4.а

5.Е, Ё, Ю, Я, И

6. Е, Ё, Ю, Я

X. Итог урока. Оценки

- Над какой темой урока мы сегодня работали?

Стихи о правописании ъ и ь знака (уч-ся)

Поднимите руки, кто хорошо усвоил правописание данной орфограммы.

- Кому ещё тяжело?

 

XI.Домашнее задание

 упр.4 списать, вставить пропущенные буквы.

 

XII. Рефлексия учебной деятельности

Проанализируйте свою работу на уроке и заполните анкету

Заполнить анкету:

  1. На уроке я работал
  • активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

  • доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

  • коротким / длинным

4. За урок я

  • не устал / устал

5. Мое настроение

  • стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

  • легким / трудным
  • интересным / неинтересным

Урок окончен. Спасибо за работу.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" 28.10.2023 г.

Урок создает условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак....

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.

Урок русского языка по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во  2 классе....