Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Архипова Елена Валерьевна |
Район | Ленинский |
Место работы | МБОУ школа № 94 |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
УМК | «Гармония» |
Урок | Русский язык |
Тема урока | « Звонкие и глухие согласные» |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Цель, задачи | Цель: закрепление способа проверки парных по глухости-звонкости согласных. Задачи: развивать орфографическую зоркость в процессе работы с парными согласными; закрепить алгоритм работы по проверке парных согласных на конце и в середине слова. |
Необходимое оборудование | Компьютер, интерактивная и магнитная доски. |
Дидактическое обеспечение | Учебник, тетради учащихся, наглядный материал и раздаточный материал. |
Планируемые результаты урока | ||
|
| |
|
| |
| 1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать. 2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации. 3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности. | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии. |
Литература и Интернет-ресурсы | ||
Основная |
| |
Дополнительная |
| |
Интернет-ресурсы |
|
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который читает стихотворение: В нашем русском языке «Ходят парами» бэ-пэ, Вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, Жэ-ша, зэ-эс. Эти пары у людей Вызывают интерес. Часто «хитрые подружки» Подменить хотят друг дружку. Как узнать, писать какую- Эту букву иль другую? Но у нас не детский сад! Мы решим проблему эту И расскажем всему свету! Предстоит сегодня нам Всё расставить по местам». Далее учитель подводит учащихся к формулированию темы урока. Затем учитель организует словарную работу, предваряя её словами: « Предлагаю вам новинку: Словарную разминку! Слова из словаря возьмём, Проверять мы их начнём». Предлагается подобрать из словаря слова, оканчивающиеся на согласный звук, который нужно проверять. | Обучающиеся слушают стих, а в процессе слушания повторяют согласные, парные по глухости-звонкости. Затем учащиеся участвуют в целеполага-нии, принимают учебную задачу, формулируют тему урока: « Правописа-ние слов с парными согласными». Учащиеся называют проверочные слова и записывают в тетрадь, объясняют, почему слова нужно проверять: «Арбуз, билет, город, жираф, медведь, мороз, обед». | Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи. Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер ( мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений). Развиваются познавательные УУД, потому что учащиеся учатся работать со словарём как одним из источников информации.
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Учитель предлагает обратить внимание на слова, расположенные на карточках на магнитной доске, и распределить их на группы: « Гриб, дождь, гроза, коза, ряд, часы, багаж» Затем учитель подводит к рациональному способу классификации, основанному на типе орфограммы. Далее задаётся вопрос: « Есть ли сходство в способе проверки этих орфограмм?» | Обучающиеся предлагают варианты классификации: по количеству слогов ( односложные и двусложные слова) или по типу орфограммы ( проверяемые безударные гласные и парные согласные). Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм одинаковый: «Нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый звук оказался в сильной позиции, для гласного – под ударением, для согласного - перед гласным или звонким непарным согласным». | Развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные высказывания. Развиваются познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Учитель задаёт вопросы, ориентирующие на повторение темы предыдущего урока: 1) « Когда парным по глухости – звонкости согласным можно доверять и обозначать их буквами так, как слышишь?» 2) « Когда парным по глухости – звонкости согласным звукам нельзя доверять?» В случае затруднений учитель предлагает обратиться к материалам учебника на страницах 58 -59. | Учащиеся вспоминают вывод учёных, который они рассматривали на предыдущем уроке, делают попытку пересказать его. Затем проводится сверка устных ответов учащихся с информацией учебника, вносятся коррективы в высказывания. | Развиваются коммуникативные УУД, потому что учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга. Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Учитель предлагает для размышления вопрос: « Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?» Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать индивидуально или разбившись на группы. | Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только правило знать, нужно уметь его применять. Учащиеся выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче и интереснее выполнять в группах. | Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Учитель организует групповую работу, в ходе которой в отпечатанном тексте нужно найти слова, вызывающие недоумение, написанные с ошибками, обосновать правильность написания, используя алгоритм. ( Образовано 6 групп, различных текстов – 3) 1) « Иди прямо через зелёный лук. Слева будет лес, слаткие яготки манят туда. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя». 2) « Солнечная поготка. Мы плывём на лотке к зелёному острофку. Под берёсками и дупками прячутся грипки. Скорее на берек!» 3) « На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп». | Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю. По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп. Обоснование правописания строится следующим образом: « В слове « грибки» парный согласный б стоит перед парным глухим к, значит это орфограмма. Подбираю проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или звонкий непарный согласный: « грибок», «грибной». Пишу в слове «грибки» букву б». | Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в письменной (на листах). Развиваются регулятивные УУД, потому что происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намечен-ной последовательно-сти действий. Развиваются коммуникативные УУД, потому что организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Учитель предлагает выполнить задание в парах: « Сделайте словооборот, Прочтите слова наоборот. Вспомните правило к словам, Написанье объясните нам!» На слайде № 1 даны слова-перевёртыши: « Пулут, дурт, залг, генс, гарво, дзеоп, долох, дог, шрё, жиртс, шыднал». | Ученики выполняют задание, а затем идёт фронтальное обсуждение составленных пар слов (проверочное - проверяемое), запись в тетрадь: « Тулупчик – тулуп, труды –труд, глазик – глаз, снеговик- снег, овраги- овраг, поезда- поезд, холодный –холод, годы –год, ёршик –ёрш, стрижи – стриж, ландыши – ландыш». | Развиваются познавательные УУД, потому что идёт повторение ключевых понятий темы урока. Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках - нужно вставить пропущенные слова с парными согласными и подчеркнуть орфограммы во вставленных словах: « Ученик сделал в диктанте три _________. В аквариуме живут золотые ______________. В берлогу зале_ бурый ________________. К лесу вела узкая ___________. Сторо_ живёт в _____________.» По истечении отведённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленным на слайде № 2. | Учащиеся работают самостоятельно, вставляя следующие слова в предложения: « Ошибки, рыбки, залез, медведь, тропка, сторож, (в) сторожке». Затем ученики проверяют и оценивают успешность выполнения своей работы. | Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия. Развиваются личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к его качественному выполнению). Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Учитель демонстрирует на слайде №3 загадки, составленные по типу «Доскажи словечко»: 1)« Этот зверь тебе знаком - Ест мышей, пьёт молоко. Но на кошку не похож, Весь в колючках длинных...». 2) « Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он …». 3) « Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной …». 4) « К солнышку подняв свой рог, Дремлет толстый, неуклюжий …». | Обучающиеся хором читают загадки и договаривают отгадки. В словах отгадках предлагается слабым учащимся объяснить правописание парных согласных на конце слова. Кроме того, это задание для учащихся является ещё и физкультминуткой, поэтому назвав животных, ученики импровизируют и изображают их походку, звуки, движения. | Развиваются познавательные УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма проверки парных согласных. Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы. Развиваются личностные УУД, поскольку игра –импровизация мотивирует, расслабляет учащихся, позволяет в игровом действии раскрыться каждому ученику. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе пяти тестовых заданий закрытого типа, представленных на слайде № 4: 1) Какие согласные не являются парными по глухости – звонкости? а) ч- щ б) б-п в) к-г г) д-т 2) Когда парным соглас-ным звукам при письме нельзя доверять? а) перед буквой в б) перед непарными звонкими в) перед гласными г) на конце слов 3) Какое слово не являет-ся проверочным к слову « морковь»? а) морковочка б) морковина в) морковка г) морковный 4) В предложении « На грядке – лук, за деревней- луг» __ слов с орфограм-мой « парная согласная» а) 2 б) 3 в) 4 г) 1 5) Почему парные по глухости- звонкости являются одной из главных опасностей письма? а) встречаются чаще других б) встречаются реже других в) трудны в проверке г) легки в проверке Затем учитель задаёт дифференцированное домашнее задание: или выполнить упражнение № 124 из учебника, или сочинить текст объёмом 5-6 предложений, насыщенный словами с парными согласными. | Учащиеся, выполняют тест. В качестве эталона даётся серия ответов: « 1а, 2г, 3в, 4б, 5а». Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку, ставят себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов. Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник. | Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения. Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с самоопределением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки
Урок: Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие: научить учащихся разли...
Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"
Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...
Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков" 2 класс.
Презентация и план-конспект урока русского языка. 2 класс. VII вид....
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему "Согласные звуки [с], [c´], буквы C, c"
Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей на основе системно- деятельностного подхода с применением ИКТ, соблюдая структуру урока введения нового знания....
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...