Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Урок: Русский язык
Тема: Согласные звуки.
Цель урока:
Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся различать гласные и согласные звуки и обозначать их буквами на письме.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать звуки речи, осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий, осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся, умения отвечать на поставленные вопросы, культуру ведения диалога, познавательный интерес к изучению курса русского языка, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Оборудование урока
Учебник «Русский язык» 1 класс. Авторы: Т.М. Андрианова,
В.А. Илюхина
1. Модели сигналов у каждого ученика.
2. Красные кружочки для обозначения орфограмм.
3. Домики с буквами.
4. Карточки с алгоритмом написания букв.
5. Полоски с отдельными предложениями.
6. Название города – Алфавитинск.
7. Карточки со словами: речка – печка, почка – почта.
8. Сенсорные кресты.
9. Звёздочки для награждения.
10. Компьютер, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_zvuki_1_klass.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Русский язык
Тема: Согласные звуки.
Цель урока:
Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся различать гласные и согласные звуки и обозначать их буквами на письме.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать звуки речи, осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий, осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся, умения отвечать на поставленные вопросы, культуру ведения диалога, познавательный интерес к изучению курса русского языка, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Прозвенел звонок для нас, Все зашли учтиво в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо ели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И наш урок начнём.
Гимнастика для пальцев «Квасим капусту». Это что ещё за куст? Это что ещё за хруст? Как же быть без хруста, если я капуста. Мы капусту рубим, рубим. Мы капусту солим, солим. Мы капусту мнём, мнём. Мы морковку трём, трём. Перемешиваем. - Угадайте какие буквы мы будем писать. На доске даны буквы В, З, Е. Буквы В и З наполовину закрыты, а Е спрятана. Дети угадывают – буквы открываются. Один из детей читает алгоритм написания буквы Е - дети угадывают. - Какие буквы будем сейчас писать? - Сравните эти буквы. Что общего в написании этих букв? - С какой буквой мы будем писать слово на следующей строчке? - Прочитайте слово. - Почему слово написано с большой буквы? - Какое животное может иметь такую кличку? - Найдите «опасные» места. - Как проверить в слове букву, обозначающую безударный гласный звук? - Все буквы, обозначающие гласные звуки прописываются верхним соединением, с помощью «ломанного секрета». Дети записывают в тетради слово Воронок. - Составьте устно предложение с этим словом.
- Ребята, что вы знаете о звуках и буквах? На доске появляются карточки: Звуки - слышим и произносим. Буквы – видим и пишем. - На какие две группы делятся звуки? На доске появляются карточки: Звуки – гласные и согласные. - Ребята, представьте, что мы с вами живём в городе Алфавитинске. К нам сегодня приехали туристы из разных городов. - Расскажите нашим гостям о его жителях. - Итак, начнём нашу экскурсию по Алфавитинску с домика, в котором поселились эти буквы: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е. - Что вы знаете о гласных звуках? - Какие буквы живут в следующих по маршруту домах? - Что вы знаете о согласных звуках? - А что может служить преградой? 4. Объяснение темы урока. Работа с инвариантной частью учебника и тетради. - Над какой темой мы сегодня будем работать? - Чему будем учиться? -Сегодня на уроке мы будем говорить о согласных звуках и учиться обозначать их буквами на письме. - Давайте понаблюдаем за произнесением согласных звуков. Какие преграды встречаются при произнесении звуков: б , с , р . Какими буквами мы обозначим эти звуки на письме? - Читаем вывод в учебнике, какие звуки называются согласными. - Приведите примеры согласных звуков. Упр. №1 в тетради. - Восстановите слова. Впишите буквы. Это же задание на экране компьютера. Буквы можно найти в домиках на «нашей улице». - Проверяем какие буквы вставили. На экране появляются вставленные буквы. - Прочитайте слова. - Чем различаются эти слова? - Какие звуки обозначают эти буквы? - Произнесите их. - Могут быть другие буквы? Упр. №2 в тетради. - Соедините слова, различающиеся буквой, обозначающей согласный звук. Найдите на «крестах» слова, различающиеся одной буквой, обозначающей согласный звук. - Какой буквой различаются эти слова? Какие звуки обозначают эти буквы, произнесите. 5. Физкультминутка. Смена положения. Проводит ученица. На болоте две лягушки, Две зелёные подружки Утром рано умывались. Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Влево, вправо наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям – физкульт- привет. Упр.№ 3 в учебнике. - Прочитайте предложение. Как можно назвать такую запись? - Как вы понимаете эту пословицу? - Спишите пословицу. Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки. Проверка – появляется запись на экране компьютера, учащиеся сигнализируют. - Все ли ребята сумели исправиться, если вдруг ошиблись? 6. Самостоятельная работа. Работа с вариативной частью учебника. -Те ребята, кто выполнил задание, поднимают руку и начинают работать с упр. 5 – дифференцированные задания (Учитель подсказывает по мере выполнения детьми упр. 3, какое задание из упр. 5 лучше выполнить тому или иному ученику) Проверка упр. 5 по группам. - Что обозначает слово алоэ? Выполнившие задание – выполняют либо упр.№7.Это «интеллектуальный марафон» или упр. №4 - Какие буквы нужно заменить? -Спишите первое предложение правильно. Проверка с помощью сигналов. - Кто выполнил упр.№7? - Какие слова «потеряли» буквы, обозначающие согласные звуки? Проверьте – на экране компьютера. 7. Словарная работа. Выходит ученик в роли карандаша и читает стих: Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж – что же это ? - Слово карандаш состоит из двух частей: кара – чёрный, даш – камень. Карандаш – чёрный графитный стержень, спрятанный в деревянном футляре. - Что интересного заметили в написании слова карандаш? - Какой гласный звук ударный? - В каком слоге он находится? - В каких слогах гласные безударные? -Где Илья нашёл информацию о слове карандаш? 8. Работа в парах. Упр.№6 в учебнике. - Восстановите текст. Даны каждой паре учеников полоски с отдельными предложениями. Они пасли коз, пололи огород. Настоящие помощники! Петя и Оля гостили у бабушки в деревне. Радовалась бабушка внукам. - Проверяем, какой получился текст. -О чём говориться в тексте? -Что вы знаете о тексте? - Каким предложением можно озаглавить этот текст? - Расскажите как вы помогаете взрослым. - В заголовке нашего текста подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. Выходит к доске ученик и подчёркивает согласные в первом слове – учащиеся сигнализируют. Затем во втором слове согласные подчёркивает другой ученик. 9. Итог урока. - Над какой темой сегодня работали? -Как отличить согласный звук от гласного? - Спасибо всем за урок. | В средней части дополнительной строки пишем полуовал, выписываем уголок вправо, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной , «качалочка», крючок до середины (Е). - Мы будем писать буквы: В,З,Е. -Все буквы прописные. - Полуовал, острый уголок, наклонная линия, «клюшка» в буквах В и З. - С буквой В большой. - Воронок. - Это кличка животного. - Такую кличку может иметь конь. - Большая буква в кличках животных, безударные гласные о. - Для проверки надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. - Чтобы проверить, какая буква обозначает гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Проверочное слово: ворон - Конь Воронок быстро бежит по полю. - Со двора выбежал Воронок. -Воронок участвовал в соревнованиях. - По лугу гулял Воронок. - Воронок быстрый конь? - Звуки на письме обозначаются буквами. - Звуки мы слышим и произносим. - Буквы мы видим и пишем. - Звуки делятся на гласные и согласные. - В этом домике живут буквы, которые обозначают гласные звуки. - Гласные состоят из голоса, произносятся без преград, образуют слог. - В этих домах живут буквы, которые обозначают согласные звуки. -Согласные звуки произносятся с преградами. - Зубы, губы, язык. - Согласные звуки. - Сегодня на уроке мы будем учиться произносить согласные звуки и обозначать их буквами на письме. -Согласными называются звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает преграды: губы, зубы, язык. - Гора, кора, нора, пора. - Слова различаются смыслом, обозначают названия разных предметов. - Первыми буквами: г, к, н, п. - Эти буквы обозначают согласные звуки. - Да. (Жора, Лора, сора). При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух свободно проходит во рту, без преград. При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает преграды: губы, зубы, язык. Гласные звуки образуют слог, а согласные слога не образуют. Речка – печка, почка – почта. - Эти слова различаются буквами: эр и пэ. - Буквами: ка и тэ. - Это пословица. - Сумел ошибиться – сумей и исправиться. Учащиеся смотрят в словари. Мороз, ворона, собака. - Карандаш. - Все гласные буквы а. - а - Он находится в третьем слоге. - Гласные безударные в первом и втором слогах. - В этимологическом словаре ( он рассказывает о происхождении слова). -Петя и Оля гостили у бабушки в деревне. Они пасли коз, пололи огород. Радовалась бабушка внукам. Настоящие помощники! - В тексте говориться о том, как дети помогали бабушке. - Предложения в тексте связаны по смыслу. Текст можно озаглавить. - Настоящие помощники! - Согласные звуки. - При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту преграды: губы, зубы, язык. Гласные произносятся без преград, состоят из голоса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Разработка урока русского языка 2 класс "Школа России" по теме "Способы обозначения мягкости согласного на письме"
Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом, выполняя в группах странички коллективного проекта о северных животных....
Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."
Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1) закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое"....
Урок русского языка. 1 класс. УМК«Планета знаний» Тема: Шипящие согласные звуки.
Конспект урока русского языка "Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН."...