Рабочая программа по русскому языку 2 класс Полякова
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Савоненко Марина Николаевна

Рабочая программа разработана согласно ФГОС для 2 класса по системе Занкова, автор Полякова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zankov_russkiy_2.docx104.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №33

 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №  8

от«22» июня 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

_______Гладкова Н. А.

 «____»_________2012 г.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол №___

от «___»_________2012 г.

«Утверждено»

Приказом по МАОУ «СОШ №33 с УИОП» от «___»___________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Русский язык»

(УМК «Система  Л.В. Занкова»)

Савоненко Марина Николаевна

2 класс

2012 - 2013  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку для 2 класса разработана на основе Программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011).

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  2. социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго – четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  2. орфография и пунктуация;
  3. развитие речи.

Рабочая программа рассчитана на 170  часов.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Полякова А. В. Русский язык: Учебник. 2 класс/ А. В. Полякова; Москва: «Просвещение», 2012
  2. Полякова А. В., Песняева Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс в 2 ч./А. В. Полякова, Москва, «Просвещение», 2012
  3. Поляквоа А. В., Песняева Н. А. Русский язык: Рабочие программы, 1-4 класс / А. В. Полякова, Н. А. Песняева: Москва, «Просвещение», 2011
  4. Полякова А. В., Песняева Н.А. Руский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. /А. В. Полякова, Н. А. Песняева : Москва, «Просвещение», 2012                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Плановых контрольных уроков  - 14.

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Контрольное списывание

1

2

Контрольное тестирование

1

3

Контрольные работы

4

4

Словарный диктант

4

5

Проверочные работы

4

Итого

14

Виды учебной деятельности:

  1. ежедневное чтение и письмо;
  2. обсуждение проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем);
  3. прослушивание записей звучащей речи;
  4. идентификация и классификация звуков речи;
  5. игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
  6. чтение наизусть чистоговорок и скороговорок, простых стихотворений, потешек, песенок, считалок;
  7. наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
  8. звукобуквенный анализ;
  9. составление списков слов, вызывающих затруднение при произношении;
  10. самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям;
  11. списывание слов, предложений, текстов;
  12. создание небольших письменных текстов, самокоррекция;
  13. письмо под диктовку предложений и текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. индивидуально-групповые;
  3. фронтальные;

В авторскую программу  внесены изменения, связанные с количеством часов, отведенных на изучение отдельных тем, так как по программе на изучение курса отводится 150 часов, а согласно учебному плану школы – 170 часов. В связи с этим резервные часы были распределены таким образом:

- на изучение темы «Гласные и согласные звуки» добавлен 1 час на входной контроль;

- на изучение темы «Перенос слов» - 1 час на закрепление;

- на изучение темы «Имена собственные» добавлено 3 часа – на проверочную работу, контрольную работу и закрепление;

- добавлен 1 час на тему «Твердые и мягкие согласные»;

- в теме «Разделительные ь и ъ знаки» добавлен 1 час на обучающее изложение;

- по теме «Текст» добавлен 1 час на обучающее сочинение;

- на изучение темы «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения» добавлено 2 часа;

- на изучение тем «Имя существительное», «Число имен существительных», «Род имен существительных» добавлено по 1 часу;

- во втором полугодие на изучение темы «Глагол» добавлен 1 час на проведение контрольного списывания;

- по теме «Имя прилагательное» добавлено 2 часа;

- по теме «Изменение имен прилагательных по родам» добавлено 2 часа, один из которых на проведение контрольной работы;

- на изучении темы «Корень. Однокоренные слова» добавлен 1 час;

- по теме «Речь» добавлен 1 час на итоговое обобщение изученного во 2 классе;

- добавлено 5 часов на изучение темы «Изменение имен существительных по вопросам» за счет уменьшения часов на изучение тем ;Предлоги» (1 час), «Настоящее и прошедшее время глагола» (2 часа), «Безударные гласные в корне слова « (1 час).

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Русский язык

Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учёбе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников и учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделение существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать;

- проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- осуществлять действия взаимоконтроля.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

- понимать особенность диалогической формы речи;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части теста;

- восстанавливать деформированные тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

- определять последовательность частей текста;

- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms- сообщения, электронное письмо, записка, объявления и пр.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- определять качественную характеристику звука;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю. я, с разделительными ь ъ знаками, в словах с непроизносимыми согласными;

- использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

- совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

- понимать смысл омонимов, фразеологизмов;

- осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

- пользоваться словарями по указанию учителя;

- пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать словообразование и формоизменение;

- выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать предлог и приставку.

Морфология

Обучающийся научится:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи);

- определять у имени существительного значение, начальную форму, определять одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, число;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (ф прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного;

- находить грамматические группы слов: знаменательны слова и служебные слова;

- узнавать местоимения, числительные.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- находить главные член предложения;

- различать главные и второстепенные члены предложения;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространенные и нераспространенные;

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

- определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- использовать орфографический словарь как средство самоконтроля;

- применять правила правописания:

  1. написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ;
  2. отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  3. перенос слов;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  5. проверяемые безударные гласные в корне слова;
  6. парные звонкие и глухие согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
  7. непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
  8. знаки препинания в конце предложения:

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами написания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

  1. разделительные ь и ъ знаки;
  2. непроизносимые согласные в корне слова;
  3. ь после шипящих на конце имен существительных (рожь – нож, ночь – мяч);

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.


календарно - Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

и тем

Характеристика основной деятельности ученика

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

I полугодие

80

1

Предложение

Речь, предложение, слово.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Определять, о ком или о чем говориться в предложении и что о нем говориться.

Находить главные члены предложения.

Ставить вопросы к главным членам предложения.

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформление предложения на письме.

Наблюдать за ролью грамматической основы предложения.

Наблюдать за связью слов в предложении.

Наблюдать за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложений.

Находить слова, близкие и противоположные по значению.

Составлять предложения с синонимами, антонимами, из заданных слов, по вопросам.

Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга (взаимооценка)

5

1

2

Членение речи на предложения.  Признаки предложения

1

3

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говориться в предложении.

1

4

Главные члены предложение – подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

5

Связь слов в предложении. Второстепенные члены предложения (распространенные и нераспространенные предложения.

1

6

Слово, звуки и буквы

Из чего состоят слова. Звуки и буквы, их различия. Обозначение звуков на письме в виде транскрипции

Различать звуки и буквы, распознавать условные обозначения звуков речи.

 Обозначать звуки на письме в виде транскрипции. Сопоставлять звуковое и буквенное  обозначение слова.

Переводить слово звучащее в написанное.

Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков на письме.

Соотносить количество звуков и букв в словах.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Называть буквы так, как они произносятся в алфавите.

2

1

7

Алфавит. Алфавитное название букв. Словарный диктант

1

8

Гласные и согласные звуки
Отличие гласных звуков от согласных.

Произносить правильно гласные звуки.

Называть признаки гласных и согласных звуков.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки,  согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Произносить правильно согласные звуки.

Давать характеристику гласным и согласным звукам.

Различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Анализировать звукобуквенный состав звучащего слова.

Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог.

Различать прописные и строчные буквы.

Работать со словарём учебника.

Объяснять смысл пословиц.

Находить в стихотворном тексте образные сравнения.

Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

6

1

9

Слогообразующая роль гласных звуков

1

10

Упражнение в звукобуквенном анализе слов

1

11

Буквы прописные и строчные

1

12

Фразеологизмы. Работа со словарём фразеологизмов

1

13

Входная контрольная работа

1

14

Ударные и безударные слоги

Понятие слога

Различать слово и слог.

Составлять слова, различные по своей слоговой структуре

Определять количество слогов в слове.

Делить слова на слоги.

Классифицировать слова по количеству слогов.

Выбирать из данных слов и самостоятельно подбирать слова  с заданным количеством слогов.

Определять роль словесного ударения в слове.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного языка.

Работать с орфоэпическим и  орфографическим словарями.

8

1

15

Слоговая структура слова

1

16

Упражнение в делении слов на слоги

1

17

Ударные и безударные слоги

1

18

Смыслоразличительная роль ударения

1

19

Произношение слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.

1

20

Упражнение в произношении слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка

1

21

Орфоэпический словарь, орфографический словарь

1

22

Перенос слова

Общее правило переноса слов

Формулировать правило переноса слов.

Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности.

Накапливать опыт переноса слов различной конструкции.

Контролировать свои действия при записи слов различными способами переноса.

Находить и исправлять ошибочные варианты переноса в словах.

Осмысливать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к ней, осознавать свою нужность для Родины

4

1

23

Правила переноса слов с ь, с буквой й

1

24

Упражнение в переносе слов с буквами й и ь

1

25

Упражнение в переносе слов разной конструкции

1

26

Имена собственные

Понятие об именах собственных

Находить в речи имена собственные.

Располагать имена собственные по алфавиту.

Объяснять, для чего нужен алфавит.

Приобретать опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке.

Приобретать опыт применения знания алфавита при работе со словарями.

Накапливать опыт написания имен собственных с прописной буквы.

Иметь представление о понятии «орфограмма».

Объяснять смысл пословиц.

Составлять предложения с данными словами и по рисунку.

Находить в тексте его части.

Восстанавливать деформированный текст.

Составлять текст о том, что интересного видел из окна автобуса, троллейбуса, поезда.

Планировать последовательность речевого высказывания.

Подбирать заголовок к тексту.

Подбирать к словам рифмы.

Находить образные сравнения и объяснять их смысл.

Договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать свё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его.

Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарища, представлять классу свои общие находки, предложения или совместное решение.

Понимать, осознавать роль труда в жизни человека, уважать человека трудящегося, личность человека, ценить его особенности, уникальность; проявлять интерес и уважение к различным профессиям человека, понимать значимость и важность любого труда; осознавать себя как личность; проявлять заботу о природе, уважение к великим писателям

12

1

27

Прописная буква в именах собственных

1

28

Написание большой буквы имен, отчеств и фамилий

1

29

Написание большой буквы в кличках животных

1

30

Написание большой буквы в названии улиц,  городов, сёл, деревень

1

31

Написание большой буквы в названии рек и морей

1

32

Закрепление написания имён собственных. Расположение имен собственных по алфавиту

1

33

Проверочная работа по теме «Имена собственные»

1

34

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

35

Понятие орфограммы. Знак препинания «кавычки»

1

36

Закрепление по теме имена собственные»

1

37

Контрольная работа за 1 четверть на умение определять границы предложений.

1

38

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости.

Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки.

Пользоваться транскрипцией для условного обозначения на письме твердости или мягкости согласного звука.

Устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё. и. ю. я).

Контролировать способы обозначения мягкости согласных звуков при записи слов, корректировать по ходу записи или после неё.

Находить и исправлять ошибки на обозначение мягкости согласных звуков в данных словах.

Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.

Наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком [й’].

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Определять «работу» букв е, ё. ю. я, ь после согласных в слове.

Читать и объяснять смысл пословиц.

Находить в тексте образные сравнения.

Наблюдать за особенностями загадок.

Договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать совё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его.

Понимать важность проявления чувства доброты, важность мирной жизни на Земле.

13

1

39

Обозначение мягкости согласных звуков ь, буквами е, ё, ю. я

1

40

Мягкий знак в конце слова

1

41

Мягкий знак в середине слова

1

42

Мягкий знак – разделительный

1

43

Мягкий согласный звук перед мягким согласным звуком

1

44

Слова с буквами е, ё, ю. я, и

1

45

Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука

1

46

Случаи, когда буквы е, ё. ю. я обозначают два звука

1

47

Обучающее изложение «Мой пёс»

1

48

Работа над ошибками. Фонетическая транскрипция

1

49

Упражнение в составлении фонетической транскрипции

1

50

Закрепление составления фонетической транскрипции и звукобуквенного анализа слов

1

51

Разделительные Ь и Ъ

Функции ь ъ разделительных знаков

Наблюдать, что (какие буквы) разделяют ь и ъ.

Слушать и наблюдать, есть ли звук [й’].

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов, в которых требуется вставить ь или ъ, вносить необходимую коррекцию в ходе записи или после неё.

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Записывать звуками слова (с использованием транскрипции).

Анализировать и распределять слова по группам: слова с ь и ъ знаками.

Проявлять положительные личностные качества человека.

Формировать навыки изложения текста с опорой.

5

1

52

Отличие ь от разделительного ъ. Словарный диктант

1

53

Упражнение в написании слов с ь и ъ разделительными знаками

1

54

Закрепление написания слов с разделительными ь и ъ знаками

1

55

Обучающее изложение «Уборка урожая»

1

56

Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Работа над ошибками. Написание слов с сочетанием жи-ши

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки.

Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Соотносит произношение ударных гласных в сочетаниях и их обозначение буквами.находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Формулировать вывод относительно напискания слов с такими сочетаниями.

Контролировать грамотное написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн.

Наблюдать и находить рифмы в стихотворном тексте.

Осознавать важность положительных личностных качеств

7

1

57

Написание слов с сочетанием ча-ща, чу-щу

1

58

Написание буквосочетаний чк, чн, щн

1

59

Закрепление написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн

1

60

Проверочная работа по теме  «Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн»

1

61

Анализ работ. Работа над ошибками

1

62

Закрепление написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн

1

63

Текст

Признаки текста. Абзац

Наблюдать за признаками текста.

Различать текст и предложение

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Различать диалог и монолог.

Составлять текст из деформированных предложений.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак в конце предложения.

Находить части текста.

Выбирать заголовок к тексту из предложенных.

Обосновывать правильность плана, данного к тексту.

Составлять план текста, высказывания.

Составлять небольшой текста по вопросам и опорным словам.

Договариваться, кто будет говорить первым, контролировать и оценивать работу свою и товарища, высказывать и доказывать своё мнение.

Понимать роль личностных человеческих качеств в жизни

7

1

64

Монолог. Диалог. План текста

1

65

Нахождение признаков текста, работа с деформированными предложениями

1

66

Выбор заголовка к тексту из предложенных. Составление плана текста

1

67

Составление сказки по вопросам и опорным словам

1

68

Сочинение по теме «Один день моих каникул»

1

69

Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом

1

70

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Понятия о предложениях, разных по цели высказывания

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ).

Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному могут произноситься эти предложения.

Наблюдать и устанавливать взаимосвязь содержания предложения, интонации, с которой оно произноситься, и знаков препинания.

Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, осуществлять контроль своих действий.

Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передаётся различная интонация.

Объяснять расстановку знаков препинания.

Анализировать и сравнивать описания.

Осознавать важность становления в человеке положительных качеств

5

1

71

Предложения, различающие по интонации

1

72

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения

1

73

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

74

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложения по цели высказывания и интонации»

1

75

Имя существительное

Признаки имени существительного как части речи

Различать предмет и слово, называющее предмет.

Наблюдать и называть признаки имён существительных.

Приобретать опыт в различении слов – названий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное) с признаками части речи (понимание, без заучивания).

Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Объяснять, почему имена собственные являются существительным.

Наблюдать за словами, обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Находить в тексте имена существительные, обозначающие явления природы, события.

Подбирать антонимы к имени существительному.

6

1

76

Значение, употребление в речи

1

77

Имена собственные – существительные

1

78

Существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

79

Закрепление полученных знаний об имени существительном

1

80

Обобщение  полученных знаний об имени существительном

1

II полугодие

90

81

Число имён существительных

Понятие о числе имени существительного (обозначает один или несколько предметов)

Наблюдать за употреблением в речи имён существительных: могут обозначать один или несколько предметов.

Называть признаки формы единственного и формы множественного числа имени существительного.

Определять число существительных.

Образовывать и записывать имена существительные в единственном числе и во множественном числе, контролировать свои действия при записи.

Подбирать имена существительные единственного и множественного числа.

Находить в тексте формы единственного и множественного числа имен существительных.

Наблюдать за словами я, он, мы и другими как словами, заменяющими имена.

Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа

5

1

82

Изменение имён существительных по числам

1

83

Подбор имён существительных в единственном и множественном числе

1

84

Местоимение как часть речи, употребляемое «вместо имён»

1

85

Упражнения в замене имени существительного местоимениями

1

86

Род имен существительных

Понятие о роде имени существительного – мужском, женском, среднем

Наблюдать за употребление в речи имен существительных: могут быть женского, мужского и среднего рода., называть признаки рода имени существительного.

Определять род имени существительного.

Образовывать и записывать имена существительные разного рода, контролировать свои действия при записи.

Подбирать имена существительные женского, мужского и среднего рода.

Анализировать и распределять в группы имена существительные по признакам.

Составлять предложения с имена существительного женского, мужского и среднего родов.

4

1

87

Определение рода имени существительного

1

88

Закрепление определения рода имени существительного

1

89

Обобщение по теме «Род имен существительных»

1

90

Глагол

Признаки глагола как части речи

Различать действие и слово, называющее действие предмета.

Наблюдать и называть признаки глаголов.

Приобретать опыт в различении слов – действий предметов по лексическому значению и вопросу

Соотносить терминологию (глагол) с признаками части речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы глагола.

Находить глаголы в тексте.

Подбирать глаголы к имени существительному.

Распределять слова в группы по признакам (имя существительное и глагол)

Устанавливать связь глагола с существительным, составлять предложения.

Подбирать глаголы к фразеологизму по заданному значению.

Осознавать положительных качеств человека для себя и других людей.

7

1

91

Значение глагола, употребление в речи

1

92

Роль глаголов в предложении

1

93

Изменение глаголов по числам

1

94

Закрепление изменения глаголов по числам

1

95

Закрепление по теме «Глагол»

1

96

Контрольное списывание

1

97

Звонкие и глухие согласные

Парные звонкие и глухие согласные

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сравнивать произношение парных звонких и глухих согласных, устанавливать сходство и различия в произношении парных звонких и глухих согласных.

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.

Подбирать рифму, опираясь на сходство звучания концовок слов

2

1

98

Непарные звонкие и глухие согласные. Словарный диктант

1

99

Парные согласные звуки в конце слова

Оглушение парных звонких согласных в конце слова

Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова.

Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными, глухих парных согласных перед гласными.

Определять на слух парный по глухости — звонкости согласный звук в конце слова.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Подбирать слова с парными согласными звуками в конце слова.

Различать проверочное и проверяемое слово.

Подбирать проверочное слово путем изменения формы слова, подбора однокоренных слов.

Накапливать опыт в правописании слов с парными по глухости — звонкости согласным звуком в конце слова и в объяснении правописания этих слов.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, текстах на изученную тему.

Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию.

5

1

100

Расхождение в произношении и обозначении на письме буквой парных звонких звуков

1

101

 Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных глухих звуков

1

102

Обозначении парных согласных звуков на письме  (правило)

1

103

Проверочные и проверяемые слова

1

104

Проверочная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

1

105

Имя прилагательное

Работа над ошибками. Признаки имен прилагательных, значение, употребление в речи

Различать признак и слово, называющее признак предмета.

Приобретать опыт в различении слов – признаков предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию с признаками части речи.

Наблюдать за ролью имен прилагательных в речи.

Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Распределять слова в группы по признакам.

Подбирать имена прилагательные – синонимы, антонимы.

Составлять предложения с именами прилагательными.

Дополнять предложения именами прилагательными.

Находить прилагательные в тексте.

13

1

106

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

107

Словосочетание

1

108

Упражнения в подборе словосочетаний имени существительного с прилагательным

1

109

Род и число имени прилагательного

1

110

Образование имен прилагательных от имен существительных

1

111

Упражнения в образовании имен прилагательных от имен существительных

1

112

Имена прилагательные - антонимы

1

113

Имена прилагательные - синонимы

1

114

Упражнения в подборе антонимов и синонимов имен прилагательных

1

115

Закрепление по теме «Имя прилагательное»

1

116

Обучающее изложение «Во дворе»

1

117

Закрепление по теме «Имя прилагательное»

1

118

Изменение имен прилагательных по родам

Определение рода имени прилагательного по роду имени существительного

Наблюдать за ролью прилагательных в речи.

Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Определять род имени прилагательного по роду имени существительного.

Выделять родовые окончания имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным.

Подбирать имена прилагательные к именам существительным.

Составлять предложения с именами прилагательными разного рода.

Подбирать имена прилагательные разного рода с использованием рисунка.

6

1

119

Родовые окончания имен прилагательных

1

120

Образование имен прилагательных разного рода от имен существительных

1

121

Словосочетания имени прилагательного с именем существительным

1

122

Контрольная работа за 3 четверть

1

123

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

124

Изменение имен прилагательных по числам

Изменение имен прилагательных по числам

Наблюдать за ролью имен прилагательных в речи.

Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Определять число имени прилагательного по числу имени существительного.

Определять род имени прилагательного по роду имени существительного в единственном числе.

Выделять окончания имен прилагательных во множественном числе.

Составлять словосочетания имени прилагательного с именами существительными по заданным грамматическим признакам.

Находить образные сравнения.

Наблюдать за жанром литературного языка — загадкой.

3

1

125

Определение числа имени прилагательного

1

126

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Определение рода имени прилагательного

1

127

Корень слова. Однокоренные слова

Признаки однокоренных (родственных) слов

Наблюдать за признаками однокоренных слов.

Называть признаки однокоренных слов.

Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова.

Анализировать группы слов, находить лишнее слово, не являющееся однокоренным.

Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов, за чередованием согласных звуков в корне.

Наблюдать за принадлежностью однокоренных слов к словам разных частей речи.

Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи.

Подбирать однокоренные слова к существительным, прилагательным, глаголам.

Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части — корня.

Накапливать опыт в выделении корня в словах.

Распределять слова в группы по определенным признакам (однокоренные, не однокоренные — синонимы).

Накапливать опыт в написании поздравлений к праздникам.

6

1

128

Корень — общая часть родственных слов

1

129

Чередование согласных звуков в корне слова

1

130

Подбор однокоренных слов к именам существительным,  именам прилагательным, глаголам

1

131

Нахождение корня в слове

1

132

Закрепление по тем «Корень слова»

1

133

Предлоги

Предлог как часть речи. Роль в речи, употребление

Наблюдать за работой предлогов в речи, формулировать вывод о роли предлогов в речи.

Выделять предлоги в предложении.

Отличать предлог от приставки.

Вставлять в предложения предлоги по смыслу.

Составлять предложения с предлогами.

Накапливать опыт в раздельном написании предлогов с другими словами.

Определять части речи в предложении.

Составлять концовку рассказа

2

1

134

Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

135

Изменение имен существительных по вопросам

Связь имени существительного с другими словами в предложении

Наблюдать за смысловой связью имени существительного с другими словами в предложении.

Формулировать вывод об изменении имени существительного.

Наблюдать, на какие вопросы отвечает имя существительное.

Изменять имя существительное по вопросам, наблюдать за окончанием, выделять окончание при их изменении.

Составлять предложения, чтобы имена существительные отвечали на заданные вопросы.

Составлять словосочетания различной конструкции.

Озаглавливать текст.

Выяснять происхождение слова.

Пользоваться толковым словарем.

Объяснять значение авторских сравнений.

Уметь составлять текст по собственным наблюдениям. Корректировать предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

5

1

136

Вопросы, на которые может отвечать имя существительное: кто?кому? Кого? Кем? О ком? Что? Чему? Чего? Чему? Чем? О чем?

1

137

Окончание имен существительных. Толковый словарь

1

138

Обучающее сочинение «Мои друзья»

1

139

Работа над ошибками. Упражнения в изменении имен существительных по вопросам

1

140

Настоящее и прошедшее время глагола

Изменение глагола по временам.

Наблюдать за глаголами в речи.

Формулировать выводы на основе наблюдений об изменении глаголов по временам.

Ставить вопросы к глаголам.

Называть признаки настоящего и прошедшего времени.

Определять время и число глагола.

Подбирать к глаголам однокоренные глагола разного времени, однокоренные существительные.

Подбирать к именам прилагательным однокоренные имена существительные и глаголы.

Наблюдать за согласованием имен прилагательных и имен существительных.

Изменять глаголы с установкой изменения времени.

Наблюдать за жанром литературной речи — стихотворением.

Находить и объяснять авторские сравнения.

Находить и объяснять значение устаревших слов.

Составлять предложения с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать свое мнение.

5

1

141

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

1

142

Определение времени глагола

1

143

Подбор к глаголам однокоренных разного времени

1

144

Подбор к глаголам однокоренных существительных

1

145

Безударные гласные в корне слова

Необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова.

Наблюдать за безударными гласными в корне слова.

Устанавливать необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова.

Анализировать произношение и написание слов с безударными гласными.

Наблюдать совпадение и расхождение произношения и обозначение на письме безударных гласных звуков.

Формулировать на основе наблюдений выводы.

Формулировать правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

Осознавать принцип действия проверки — постановка безударного звука в ударную позицию.

Различать проверяемое и проверочное слово.

Подбирать проверочные слова к проверяемым.

Применять правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

Отличать проверку безударного гласного звука путем изменения слова (формы слова) и путем подбора однокоренных слов.

Изменять число имен существительных для подбора проверочного слова.

Изменять время глагола для подбора проверочных слов.

Наблюдать невозможность проверки безударных гласных звуков в некоторых словах

Пользоваться орфографическим словарем.

Приобретать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Осуществлять контроль своих действий при письме при обозначении безударных гласных звуков в корне слова, вносить необходимую коррекцию.

Выделять в тексте части, озаглавливать их.

Осознавать понятие «дружба», понимать важность умения дружить.

11

1

146

Родственные слова. Форма слова. Слабая и сильная позиция гласных

1

147

Совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков

1

148

Фонетическая работа. Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне

1

149

Правило обозначения безударных гласных звуков в корне

1

150

Проверямые и проверочные слова. Словарный диктант

1

151

Две буквы — одна орфограмма. Написание слов с безударными гласными в корне

1

152

Непроверяемые гласные в корне слова. Орфографический словарь

1

153

Закрепление написания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова

1

154

Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

155

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

156

Будущее время глагола

Вопросы глаголов будущего (сложного) времени

Наблюдать за глаголами в речи. Ставить вопросы к глаголам.

Определять время глаголов.

Образовывать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

Составлять словосочетания с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени.

Подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных путем изменения времени глаголов.

Подбирать к имени существительному однокоренные глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени.

Сравнивать слова и распределять их в группы по определенным признакам.

Составлять предложения с глаголами в будущем времени.

Составлять предложения с данными словосочетаниями и глаголом в указанном времени.

Находить синонимы в тексте.

6

1

157

Определение времени глаголов

1

158

Образование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени

1

159

Составление словосочетаний с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени

1

160

Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола

1

161

Проверочная работа по теме «Глагол» (тестирование)

1

162

Речь

Стили речи. Разговорная, деловая, научная и художественная речь.

Речь устная и письменная

Узнавать говорение и слушание как виды устного общения.

Распознавать речь устную и письменную.

Накапливать практический опыт в уместном употреблении языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкости голоса, темпа, тона, жестов, мимики.

Сравнивать и выявлять особенности различных стилей речи.

Накапливать опыт в различении стилей речи.

Наблюдать за описанием одного и того же предмета при употреблении разных стилей речи.

Различать диалог, монолог.

Наблюдать за признаками текста.

Выделять части текста.

Анализировать данный план текста, корректировать его при необходимости, составлять план по имеющемуся началу.

Восстанавливать деформированные предложения и небольшой текст.

Составлять предложения на заданную тему по рисунку, плану, опорным словам.

Подбирать заголовок к тексту из предложенных.

Озаглавливать текст самостоятельно.

Наблюдать за эпитетами, образными сравнениями, образными оборотами речи, находить их в речи.

Соблюдать требования культуры речи, этических норм, этикетных форм в зависимости от ситуации общения и ее участников.

Наблюдать за особенностями текста — описания и текста — повествования. Составлять объявления.

 

9

1

163

Контрольное тестирование по изученному материалу

1

164

Научно-деловое описание как сообщение точных сведений

1

165

Художественная речь как способ передачи чувств, настроения человека.

1

166

Диалог и монолог. Текст. План текста

1

167

Эпитеты, образные сравнения — помощники художественной речи. Образные обороты речи.

1

168

Правила этикета (обращение, отклик, приветствие, прощание, просьба и т.д.)

1

169

Типы текста. Повествование как тип речи, его признаки. Описание как тип речи, его признаки. Жанры литературной речи.

1

170

Обобщение изученного за 2 класс

Обобщить изученный материал за год.

Формировать положительное отношение к учебе на уровне положительного отношения к урокам русского языка.

1


Контрольно – измерительные материалы:

 

1. Контрольная работа за 1 четверть.

● На выявление умения определять границы предложения

      Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)

      Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.

      Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.

      2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

      3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.

      4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

Классификация ошибок

      Выделили не все предложения.

      Не выделили слово в переносном значении.

      Не над всеми словами поставили знак ударения.

2. Контрольная работа по теме «Предложение»

      Задание 1

      Дерево (какое?) ...

      Ветки (какие?) ...

      Мох (какой?) ...

      Тропинка (какая?) ...

      Порядок работы.  

На доске заранее написан материал и первый пункт инструкции.

      Инструкция

      1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.

      2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения.

      3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка

      Задание 2

      Куда? что сделала? какая? кто?

      Сорока, на забор, красивая, села.

      Как? что сделал? какой? кто? откуда?

      Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.

      Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.

      Инструкция

      1. Составь предложения по вопросам.

      2. Подчеркни главные члены предложения.

      Задание 3

      У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов)

      Слова для справок (записываются на доске):  клеткЕ, пОчЕму, не пОет, выпустИла, лЕтал, пОтом.

      Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок записывает на доске.

      После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

      Инструкция

      1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

      2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

      3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

      Грамматические задания

      1. Подчеркни вопросительное предложение.

      2. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

      3. Придумай и запиши заголовок к тексту.

Классификация ошибок:

    Задание 1

      Составили не все словосочетания.

      Не подчеркнули слово мох.

      Не разделили слова для переноса.

    Задание 2

      Неправильный порядок слов в предложениях.

      Не нашли подлежащее.

      Не нашли сказуемое.

      Не нашли главные члены предложения.

Задание 3

      Не подчеркнули вопросительное предложение.

      Подчеркнули не все слова с расхождением количества букв звуков.

      Не придумали заголовок к тексту.

      Ошибки, допущенные в диктанте

      Орфограммы:

      1. Пропуск, замена, перестановка букв.

      2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

      3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.

      4. Гласные после шипящих.

      5. Большая буква в именах собственных.

      6. Разделительный мягкий знак.

      7. Родовые окончания прилагательных.

3. Контрольный диктант за 3 четверть.

Новая школа

        За деревне Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов)

Грамматические задания.

  1. Подчеркнуть в тексте предлоги.
  2. Второе предложение разобрать по членам и указать части речи.
  3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные в конце слов. Подобрать проверочные слова.

4. Контрольная работа по теме « Правописание безударных гласных в корне слова»

В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг. (40 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни однокоренные слова.

2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.

3. В проверочных словах поставь знак ударения.

Контрольное тестирование

по изученному материалу

Класс__________________

Фамилия, имя___________________________________

Вариант 1

1. В каком слове ударение поставлено неверно?

а) бумáга,  б) мóроз,   в) влáга

2. Отметь предложение с ошибкой.

а) Я обидел товарища.

б) ваня толкнул прохожего.

в) Дети дружно играют в футбол.

3. В каком слове допущена ошибка?

а) служить,  б) пушистый,   в) шыповник

4. Отметь слово с твердыми шипящими звуками.

а) мяч,   б) шина,  в) щепка

5. В каком слове мягкий знак не нужен?

а) мальчик,    б) большой,   в) веточька

6. Отметь слово, которое нельзя перенести

а) лесник,  б) звонок,  в) зверь

7. В каком предложении в конце нужно поставить вопросительный знак?

а) Летом дети поливали и пололи овощи

б) Сегодня Митя поймал жука

в) Почему сегодня Петя просыпался десять раз

8. Отметь предложение, где верно подчеркнуты главные члены

а) На дереве каркает ворона.

б) Медведь любит мед

в) Белка сидит в дупле.

9. Какое слово содержит ошибку?

а) зуб,  б) водолас,  в) стриж

10. Выбери слово с ошибкой

а) вална,  б) свеча,  в) слоны

Класс__________________

Фамилия, имя___________________________________

Вариант 2

1. В каком слове ударение поставлено неверно?

а) соснá,  б) óлень,   в) пáрта

2. Отметь предложение с ошибкой.

а) Ребята бегут на горку.

б) Во дворе оля и лиза лепят снежную бабу.

в) В лесу много грибов.

3. В каком слове допущена ошибка?

а) душистый,  б) зайчята,   в) чудеса

4. Отметь слово с мягкими шипящими звуками.

а) снежинка,   б) шина,  в) пища

5. В каком слове мягкий знак не нужен?

а) белочка,    б) ниточька,   в) дальний

6. Отметь слово, которое нельзя перенести

а) урок,  б) смола,  в) город

7. В каком предложении в конце нужно поставить вопросительный знак?

а) Птицы наши верные друзья

б) Почему нужно беречь птиц

в) Наступила долгожданная весна

 8. Отметь предложение, где верно подчеркнуты главные члены

а) Медведь спит в берлоге.

б) В поле работает трактор.

в) Лисица живет в лесу.

9. Какое слово содержит ошибку?

а) дуп,  б) ландыш,  в) автобус

10. Выбери слово с ошибкой

а) звезда,  б) сторона,  в) масты

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

0-4б.- «2»

5-7б.-«3»

8-9б.-«4»

10б.-«5»

Словарные диктанты

1.  Берёза, здравствуйте, Москва, диалог, Волга, ветер, двадцать, Алёнка, карандаш,   недавно.

2. Случай, перчатка, овчарка, карандаши, ночной, пирог, одежда, абзац, калина, образ.

3 Народ, город, голос, быстро, каблук, майонез,  деревня,  красота, молоко, лучше.        

4.Электричка, чучело, шинель, суббота, редкий, обычно, урожай, обложка, ребёнок, работа.

Контрольное списывание

Цели: проверить сформированность навыка правописания слов с безударными гласными в корне слов; проверить умение сличать написание с текстом.

       Поймал С…рёжа  ч…жа  и  пос…дил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка ул…тела. Пол…тел чижик к  …кошку и ударился о ст…кло. Поднял С…рёжа птичку.  Чижик т…жело дышал. Скоро он умер. После этого С…рёжа перестал л…вить птиц.  

                                                                                                 (По Л. Толстому)

Задание:

Списать текст, вставляя пропущенные буквы в слова. В скобках написать проверочные к этим словам.

Проверочные работы

  1. Проверочный диктант по теме « Имена собственные»

Цели: проверка навыков употребления заглавной буквы в именах собственных; усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил написания слов.

Кто где живет

Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

2. Слова: Ока, письма, поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.


2. Проверочная работа по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн»

Цель: проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

I  в а р и а н т

Птички

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут  в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил ее у печки. Ласточка прилетела из Африки. Ее послали больные звери. (37 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. В восьмом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ча, щу, чн.

II  в а р и а н т

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ши, чу, чк.

3.Проверочная работа по теме «Парные и глухие согласные»

Цель: проверка навыка правописания слов с проверяемыми согласными на конце.

Зима в лесу

Пришла зима. Стоит сильный мороз. Снег укрыл березу и дуб. Толстый лед сковал реку. Ели надели снежные шубы. Пушистый шарф лежит на ветках сосны. Вот сугроб. Там крепко спит медведь.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. Подчеркнуть согласные буквы на конце слов, которые нужно проверить.

2. Подобрать три слова на это правило. Записать к ним проверочные слова.

3. Второе предложение разобрать по членам и частям речи

4. Проверочная работа по теме «Глагол» (тестирование)

Цель: проверка усвоения учащимися изученного материала.

1. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь;                4) певчий;

2) напев;                5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.

9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.

Тестирование можно провести не на одном уроке, а на двух, по усмотрению учителя.

Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Полякова А. В. Русский язык: Учебник. 2 класс/ А. В. Полякова; Москва: «Просвещение», 2012
  2. Полякова А. В., Песняева Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс в 2 ч./А. В. Полякова, Москва, «Просвещение», 2012
  3. Поляквоа А. В., Песняева Н. А. Русский язык: Рабочие программы, 1-4 класс / А. В. Полякова, Н. А. Песняева: Москва, «Просвещение», 2011
  4. Полякова А. В., Песняева Н.А. Руский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. /А. В. Полякова, Н. А. Песняева : Москва, «Просвещение», 2012                                                      
  5. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.

Материально техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

 - аудиоцентр/магнитофон;

- мультимедийный проектор ;

- экспозиционный экран ;

- компьютер;

Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Оборудование :

- демонстрационные таблицы по русскому языку;

- предметные картинки для составления предложений;

- сюжетные картинки;

- репродукции картин;

- магнитная азбука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ( автор А.В.Полякова)

Рабочая программа для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного станда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку по учебнику А.В. Поляковой 4 класс

Программа рассчитана на 170 часов. В программу внесены изменения по количеству часов ( +0,5, итого 184 ч. ): выделены отдельные уроки на анализ сочинений и изложений после их написания, разбор стилист...

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс (учебник Поляковой)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...