Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предлагаю модель проблемно-диалогического урока русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" в 4 классе по ФГОС. К уроку предлагается красочная презентация. Изюминкой урока является этап рефлексии , на котором с помощью нехитрой схемы проверяется уровень усвоения материала учащимися, причем эта схема является универсальной и подходит для проверки усвоения любого материала по русскому языку!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_ppt.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Глагол»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: групповая
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;
-развивать умения употреблять глаголы в речи;
Развивающие
-развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы ;
- развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);
Воспитательные:
-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
-воспитывать любовь к родному языку;
-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе
Планируемые результаты урока
( УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-УУД):
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям,
-сформированность учебных мотивов,
-интерес к способу решения и общему способу действия
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
-структурирование знаний,
-понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка,
-понимание общих признаков глагола,
-синтез целого из частей,
-выдвижение гипотез и их обоснование
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
-выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
-планирование работы в группе,
-контролирование затраченного времени на задание,
-оценивание своей работы на уроке
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
-умение слушать собеседника,
-учет разных мнений и умение обосновать собственное
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-уметь работать с литературой(словари, хрестоматия, учебник)
-уметь мыслить , рассуждать, делать выводы
1.Организационный этап (Психологическая установка)
Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.
А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! И мне очень бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его и гордились тем, что вы граждане великой страны России. (ЛУУД)
Сегодня на уроке мы будем говорить…….
О какой части речи идет речь? (глагол)
А что вы ждете от сегодняшнего урока?
-Перед вами листочки, подумайте и продолжите предложение
« Я хочу на сегодняшнем уроке……»(ЛУУД –смыслообразование)
2.Проблемма
Посмотрите ребята, кто это? (появление домовенка)
- Ой , горе – то какое, ой бяда, бяда, огорчение, не уберег я информацию важную , налетела вьюга –вьюжная, унесла все листочки в космос далекий, не узнаете вы теперь ничего!!!
-Ребята, какая у нас проблема? (хотим узнать информацию , а ее нет)
- А как ее можно решить? ( Можно найти интересующую нас информацию)
Версии
-А где ее можно найти?
- А о чем эта информация? ( о глаголе)
3.Актуализация знаний
-Домовенок, а ты поможешь ребятам найти информацию?
- Конечно, помогу. Мы с вами полетим на сказочные планеты.
-Начинаем отсчет времени: если вы согласны с утверждением, поднимите красный кружок, если нет -синий
10. Глагол обозначает действие предмета.( да )
9.Глаголы изменяются по падежам. (нет)
8.Не с глаголами пишется раздельно. (да)
7. Глаголы имеют три спряжения. (нет)
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)
5.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –ить , относятся ко II спряжению.(нет)
4.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет)
3.Инфинитив- это начальная форма глагола.(да)
2.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)
1.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)
Молодцы, полетели
(Домовенок)
-Подождите, здесь на Земле осталась информация по одному трудному вопросу .Мне одному не справиться. Оставьте мне помощников.
-Хорошо Домовенок , часть детей останется на Земле и будет работать группой.
(дети отправляются за столы и работают над спряжением: Михайлов, Андронов, Сухинина)
4. Поиск решения .
- Кто знает , что такое «Обобщение» ???? , а «Систематизация»?????? Где мы можем найти ответ на этот вопрос????
-Кто у нас быстро сможет слетать на « Словарную» планету и выяснит значение этих слов?
( Баранов -в толковом словаре, Евсюков- в интернете)
Пока мальчики занимаются поиском информации, мы с вами отправляемся на планету «Глагольная» и выясним наши знания о глаголе.
Слайд (написаны гл.: лениво, выражать, думы, понимать, сверкать, рассказы, сочинить, сухой, сочинение, развиваться, радостный, развиваться, мысли, )
-На этой планете могут жить только глаголы, только как узнать их среди других слов?
(Репина о глаголе).
- Угадайте о каком слове так говорят: «Ярко сиять переливчатым светом» Сверкать
«Колыхаться на ветру,» Развеваться
«Составить , написать какой-нибудь текст»Сочинить
«Уяснить значение чего-нибудь, смысл слов, поступков» Понимать
«Становиться сильнее, стать сознательнее, культурнее, созреть
духовно» Развиваться
(На компьютере дети подчеркивают угаданные слова )
-Как называются эти слова одним словом? ( глаголы)
-А еще как? ( словарные)
- А каким методом мы можем воспользоваться , чтобы запомнить эти слова?
Слайд ( на слайде написаны эти глаголы , но с пропущенными буквами)
-Откройте свои бортовые журналы и запишите в них число, классная работа , и эти словарные слова.
-Молодцы и мы заработали первый информационный лист ( Определение глагола)
- Ребята, давайте послушаем наших знатоков,
«Обобщение»-
«Систематизация»-
- А для чего нам вся информация о глаголе? (Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться , что мы запомнили, а что еще надо подучить)
-Вперед, на следующую планету «Временная».
Слайд
-Перед вами стихотворение. Внимательно прочитаем его (Погодина)
Прошедшее время –
То , что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино»
- Сейчас работаем в парах . Как вы думаете, что надо сделать с этими словами?
( выпишите глаголы в три колонки: н.п.б. вр. )
-Что можно еще узнать у глаголов пр.в (род, число, лицо).
- написать
- поменяться бортовыми журналами
- зеленой ручкой проверить
- нарисовать карандашом улыбки или огорчения
-Молодцы, кто хочет получить информацию?
(Агаркова идет к доске , но неожиданно информация падает и учитель просит ее восстановить- Аня работает у доски)
- А мы пока послушаем , как работала наша группа
-А у нас уже вернулась группа с нашей планеты Земля
ГРУППА (спряжение)
-Мы работали над темой спряжение и у нас получился такой алгоритм (спр.)
(Маша рассказывает по алгоритму про спряжение)
-Давайте сравним с эталоном( на доске образец)
-Ребята, молодцы, прикрепляйте на доску вашу информацию.
-Аня тоже уже закончила, спасибо за работу.
ДОМОВЕНОК
-А я бы хотел проверить, как дети поняли спряжение и приготовил им задание.
СЛАЙД
-Чего не хватает у глаголов? (личных окончаний)
-Что надо сделать в этом задании?
( написать, выделить окончания, отметить спр)
-В бортовых журналах сделайте необходимую запись, поменяйтесь тетрадками , проверьте, отметьте значками резульнат)
( У перевернутой доски Михайлов )
-Давайте сравним результат.
( это глагол 2 спр.-----вставляю букву и в окончание)
Физминутка
Давайте слетаем все на планету «Отдыха».
-Делай так , как я скажу , а не так, как покажу- так называется наша игра .А проверим мы с вами, умеете ли вы различать действия, совершаемые одним предметом, от действий , совершаемых группой предметов.
Если предмет один- руку к козырьку
Если предметов много- показываем руками ( «Боцманы-капитаны»)
( летят, бежит, гудит, блестели, купит, надел, летят, выдумали, подобревший!!!, устают, выступит)
-О каком морфологическом признаке шла речь в физминутке? О числе
-Вы так хорошо делали задания , что с планеты отдыха мы привезем еще информацию
(Лавицкий у доски, выбирает необходимую информацию и прикрепляет ее на стенд)
- А мы отправляемся дальше по нашей волшебной Галактике.
СЛАЙД
-А мы на пути к планете «Неопределенная»
-На слайде и у вас на столах послание с этой планеты. Внимательно прочитайте, о чем оно.( дети читают, выясняют основную мысль: Автор призывает быть внимательными)
Текст про милосердие
-Как бы вы озаглавили этот текст
(Милосердие, Будь милосердным)
- А что такое «Милосердие» ? где найдем информацию (Андронов ищет)
Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания
-Какая часть речи активно используется в тексте? (глаголы)
-Как вы думаете, почему?(глаголы выражают действия , поступки людей)
- Можно ли у этих глаголов определить лицо, число, время ?
(один пример)
-А что можно определить у глагола слышать например? (это н.ф.)
- Спишите 3 абзац в свои бортовые журналы , отметьте глаголы в н.ф. .
- Пока вы работаете Домовенок прикрепит информацию о н.ф на стенд(делает ошибку)
- Посмотрите , все правильно? (исправляют)
5.Выражение решения . Применение нового знания
- Что может показать, насколько правильно вы поняли эту тему? (с.р)
СЛАЙД
- Перед вами слова для разбора с номером 3. Кто помнит, что это за разбор?(морфологический).
-Отправляемся на «МОРФОЛОГИЧЕСКУЮ» планету
-Что нужно хорошо знать, чтобы выполнить разбор?( знать схему разбора)
-На этой планете живут очень забывчивые герои, и на всякий случай , они оставили несколько морфологических признаков.
- Как же нам быть ? Что можно придумать?( Выбрать только нужное)
СЛАЙД
1.Общее значение
предмет | признак предмета | действие предмета |
2. Морфологические признаки
Начальная форма
И.п., ед.ч. | И.п., ед.ч., м.р. | Неопределенная форма глагола |
Постоянные
Собственные, нарицательные | Качественные, относительные, притяжательные |
|
Непостоянные
Падеж | Степени сравнения |
|
3. Синтаксическая роль
Чаще всего
Подлежащее, дополнение | Определение | Сказуемое |
(У доски работает Баранов )
Итог урока :
СЛАЙД
-А теперь , когда мы вернули всю информацию на место, возвращаемся на нашу планету.
Проверим , как работает наше сердце после полета, сделаем еще кардиограмму.
Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике(цифры на графике соответствуют словам.
1.В. | 2.В. |
-У вас получился график работы сердца . Вот как должна выглядеть идеальная работа вашего сердца.
Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.
Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.
Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.
Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.
На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.
Домашнее задание: -Домовенок приготовил вам задание : сделайте морфологический разбор глаголов( спешить, ловить, кусают), подготовьтесь к сам. работе по теме глагол
-Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.
Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...
Самоанализ урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме:"Число глагола".
В публикации дан подробный анализ урока русского языка....
Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"
Предмет: Русский языкУМК «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Размы...
Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".
Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия «спряжение». («Имена склоняются, а глаголы…»)
Урок-исследование...
Урок русского языка, посвящённый Дню победы. "Обобщение и систематизация знаний о глаголе". 3 класс. "Школа России".
Урок, посвящённый Дню Победы в ВОВ. Обобщение и систематизация знаний обучающихся о глаголе, о его роли в речи в 3 классе. Программа "Школа России". учебник Канакиной В.П....