Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Божко Анна Анатольевна

 

Тема урока: «Поговорим о начальной форме глагола», 3 класс, программа "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx139.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-№2 им. А. А. Араканцева

г. Семикаракорска»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Поговорим о начальной форме глагола»

Программа «Гармония»

подготовила:

учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

                                                г. Семикаракорск

2012

Тема урока: «Поговорим о начальной форме глагола»

 Задачи урока:

Образовательные: 

  1.  развивать умения отличать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? от глаголов, отвечающих на вопрос  что сделать?;
  2. совершенствовать умение распознавать глаголы неопределенной формы;
  3. закреплять навык написания безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

  1. развивать познавательные и творческие способности, умение работать в паре и индивидуально;
  2. повышать культуру речи;
  3. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  1. формировать  интерес  к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
  2. воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: мультимедийный проектор;

                                       геометрические фигуры;

                                       карточки для самостоятельной работы;

Ход урока:

I Организационный момент:

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Проверьте, не мешаете ли вы друг другу, удобно ли вам?

- На урок я пригласила человечка по имени ПКЧАГ  (Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно). Выполняя это «золотое правило» грамматики, учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро.

Слайд 1: ПКЧАГ

II Минутка чистописания:

(на доске)        рдст 

- Назовите буквы. Попробуйте назвать слово по этим буквам, добавив гласные. Правильно, это слово радость. 

- А от чего мы испытываем радость?

- Испытать чувство радости можно от хорошего настроения, от результатов своей работы. Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Спишите также красиво и чисто, чтобы испытать радость от своего труда.

- Подберите однокоренные слова к слову радость.

Слайд 2:  радостный, радостно, радовать

- Определим части речи, воспользовавшись этой графической иллюстрацией:

Слайд 3:        имя прилагательное

                                  имя существительное

               

                                 глагол

                 

                     

                                  наречие

                             

- Определите части речи и покажите соответствующую фигуру, взяв на парте. - Докажите правильность своего ответа: поставьте вопрос, что обозначает?

- Работаем со словом «радовать». Как мы называем форму глагола, когда он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

III Постановка цели урока. Работа над новым материалом:

- Поставьте цели и задачи на сегодняшний урок.

-Сегодня на уроке мы поговорим о начальной форме глагола, узнаем новое о глаголе. Что вы уже знаете о глаголе?

Актуализация знаний.

- Помогите «говорящей» букве Г, которой мы обозначаем глагол (игра «Подскажите словечко»):

Слайд 4:           Г   - отвечает на вопросы: ….;

                    Г    - обозначает … ;

                    Г     - изменяется по … ;

 - Определим число и время у глагола радовать.

- Проблема: можем ли мы это сделать?

- Делаем вывод: ни время, ни число, ни лицо, ни род у начальной формы глагола нельзя определить. Ученые назвали неопределенная форма глагола.

Работа по учебнику: знакомство с правилом на стр. 88.

- Учимся находить глаголы неопределенной формы.

Словарно-орфографическая работа.

 - Составьте рассыпанное слово:

Слайд 5:   а  е  ж  ь  т  л  

- Подберите синоним к слову желать (хотеть).

Работа с орфографическим словарем – стр. 126.

- Что можете сказать о написании?

- Запишем слова в тетрадь: желать – хотеть

- Прочитайте пословицы:

Слайд 6:       Кто много желает, тот мало имеет.

                  Лишнего пожелать – последнее потерять.

- Как понимаете смысл?

- В них говорится о человеческой жадности, о том, как она влияет на жизнь человека.

- Запишем первую пословицу в тетрадь с комментированием.

- Назовите глаголы, поставьте к ним вопрос. Определите время и число.

- Из второй пословицы выпишем только глаголы.

Запись:       пожелать –

                     потерять –

- Поставьте вопросы. Определим время и число. Как называем такие глаголы?  От данных глаголов образуем новые так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? Запишем рядом (желать, терять).

- Как  оканчиваются глаголы неопределенной формы? ( на –ть)

- Чем различаются? (есть приставка в вопросе и слове)

Работа над правилом в учебнике – стр. 89

Физминутка

- Буду называть глаголы. Если услышите глаголы в неопределенной форме, встаете: гудеть, бегает, шумят, бежать, прибежать, шью, шить, учат, выучить.

IV Закрепление изученного:

1). Самостоятельная работа в парах.

- На партах лежат карточки с «секретом». Запишите данные глаголы в две группы. Можно посоветоваться, как выполнять работу.

Самопроверка (ответы с обратной стороны карточки)

Оценивание своей работы.

2). Тест «Верные, неверные высказывания»

- Обобщим всё, что узнали о неопределенной форме глагола. Читаем высказывание, если с ним согласны - хлопаем в ладоши, если нет - молчим.

Слайд 7: - Н. ф. глагола отвечает на один из вопросов:       что делать? что сделать?

                  - В н.ф. глагола можно определить время, лицо, число.

                  - В н.ф. глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число.

                  - Глаголы н. ф. оканчиваются на –ть, -ти

                  - Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? считаются разными словами.

V Итог урока:

- Какие открытия для себя сделали?

- Оцените свою работу. Как работали? Кто выполнял правила нашего гостя?

Домашнее задание: упр. 270, 272 (устно)

     

Список использованной литературы

  1. Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. – М: «Аквариум» ГИППВ, 1998
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы -М.: «ВАКО», 2004
  3. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. – ЗАО «Книга» «Учитель», 2008
  4. Соловейчик М.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка»,  3 класс - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
  5. Интернет-картинки


                               

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....