Литературное чтение+ русский язык. 1 класс. Школа 2100. Тема: Алфавит
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Данный урок позволяет в занимательной форме закрепить знаие алфавита и пополнить знания младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_alfavit._azbuka_1_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Алфавит. (интегрированный урок. Рассчитан на 2 часа)
Цель:
1) формирование у учащихся практических навыков в использовании алфавита в различных областях деятельности, закрепление знаний порядка букв;
2) развитие коммуникативных качеств, навыков работы в паре и группе;
3) воспитание любви к родному языку, расширение кругозора.
Оборудование:
- толковые словарики
- «старославянский алфавит», современный алфавит
- учебник «Букварь» (по программе «Школа 2100»)
- печатный текст «Диета термита»
Оформление:
- Интерактивная доска Мимио.
- на партах учеников: пеналы, дневники, буквари, алфавиты печатный текст «Термит» (по два), толковые словарики.
Ход урока.
I. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Дети, тему нашего урока узнаете, отгадав кроссворд и одновременно, повторите главное, что изучили на уроках обучения грамоте.
1 слайд
Задание принес ПОПУГАЙ. Вопросы к кроссворду читает учитель
1. - С помощью каких звуков образуется слог?(У гласных.)
2. - Что означает эта схема? ( ______ )(Слово)
3. - Общее имя членов одной семьи, передается от одного поколения к другому? (Фамилия.)
4. - Отгадайте загадку. «Силачом слыву недаром -
Выделяю слог ударом» ( Ударение.)
5. Что показывает эта схема-«человечек»? (Звук.)
6. -. Назовите букву гласную, которая обозначает мягкость согласного звука? (И.)
7. - Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую… (точку)
- Получилось слово…(Алфавит.)
2 слайд
- Дети, вы определили тему урока. Открывается шторка - алфавит. Дайте определение слову алфавит? (Буквы, расположенные в определенном порядке.)
- Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит».
II. Закрепление знаний порядка букв.
3 слайд
- Откройте, пожалуйста, учебник на последней странице. Назовите правильно буквы вслух, следите за моей указкой (по таблице на доске).
-А что вы знаете о буквах? Сколько букв в алфавите? (33) Сколько гласных букв?(10) Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, ё, я, ю, и) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
- Алфавит можно заменить другим словом, которое тоже называет буквы, расположенные в определённом порядке. Кто его может назвать?(Азбука).
- А чтобы узнать, как это слово образовалось, давайте рассмотрим старославянскую азбуку. Прочитайте, как называлась первая буква, вторая? (Аз, буки.)
- Что получается при сложении этих двух слов? (азбука)
А создали эту азбуку Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад, именно её мы с вами изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
4 слайд
Найдите в старом алфавите буквы похожие на современные.
(Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их)
возвращаемся ко 2 слайду, открывается вся тема урока
III. Физминутка.
Учитель. Изобразите руками букву Ф, О, Р, Т, Г.
(Несколько упражнений)
IV. Работа в паре.
5 слайд
-День за днем, шаг за шагом вы изучали буквы по букварю, вы хорошо знаете их начертание. Буквы предлагают поиграть в прятки. Они спрятались одна за другую, просят узнать их. Запишите буквы в тетради. Продолжаем учиться работать в парах. О каких правилах вы будете помнить во время работы друг с другом? (Общаться тихо, уважать мнение друг друга). Ф, О, Р, Т, Г.
Проверка. (лопаем шарики. Гласная буква красный кружок, синий кружок – буква, обозначающая глухой звук, зеленый круг - , буква, обозначающая звонкий звук)
- Покажите улыбкой, все ли буквы отгадали. На какие группы можно разбить эти буквы? ( Гласные и согласные. )
V. Отработка практических навыков работы с алфавитом.
- Вы хорошо знаете алфавит, правильно называете буквы. При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту. Запишите их у себя в тетради.
Работа по учебнику «Азбука»
(До выполнения работы – назвать все орфограммы в словах).
Проверка: Сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).
Используется документ камера
У меня в руках классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке написаны ваши фамилии? Почему? ( В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию.)
- Назовите первую фамилию в классном списке, последнюю. Рябов где мне искать в начале списка или в конце? ( В середине, потому что буква «р» находится в середине алфавита.)
-На букву «ш» у нас две фамилии Шариков и Шмидт. Как вы думаете какая фамилия первой стоит в списке? Почему? (Шариков, по второй букве.)
VI. Работа в группе.
-На букву «б» в нашем журнале несколько фамилий. Посовещайтесь в группах и расставьте фамилии в нужном порядке. (Слова даны на карточках)
Проверка. Каждая группа выбирает выступающего, который должен дать доказательный ответ.
Бахтин
Бекетов
Борисова
Бритвин
Вывод: если первая буквы одинаковые, то смотрим вторую.
- А для чего нужен алфавит в жизни, где он применяется? (Для составления словарей, справочников, каталогов - в библиотеке, в поликлинике.)
- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
6 слайд
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. А.А. Фет, Ф.И.Тютчев, Б.В. Заходер, А.С. Пушкин).
Творческая работа. Составьте предложения о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке. Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит.)
7 слайд
Запись предложения с комментированием.
VII. Физминутка.
VIII. Работа с толковым словарём, используя знания об алфавите.
8 слайд
- Я предлагаю прочитать одно стихотворение Б.Заходера, которое тесно связано с темой нашего урока. А как связано, спрошу в конце работы. Прочитайте название стихотворения. Читает ученик. «Диета термита»
- Что означают эти слова?
(высказывания детей)
- Посмотрю в толковом словаре значение этих слов.
(В толстом словаре учитель находит нужные слова)
Диета - определенный режим питания.
9 слайд
Термит - насекомое в жарких странах, вредитель древесины.
- Что помогло мне найти быстро значения слов в таком толстом словаре? (Знание алфавита.)
- Предположите, о чём будет стихотворение. (О насекомом, который живет в жарких странах, о том, как он старается правильно питаться и т. д.0
Учитель читает текст «Диета термита»
- Что вы узнали о термите? (высказывания детей)
Давайте еще раз прочитаем.
Читают хорошо читающие дети.
10 слайд
- Помните вопрос перед чтением стихотворения? Вытягиваем вопрос со знаком лампочки. (Какая связь стихотворения с нашей темой). Так как это стихотворение связано с темой урока? (Слова расположены в алфавитном порядке.)
- Правильно, в стихотворении Б.Заходера слова расположены по алфавиту. Прочитайте выделенные буквы. Я задам очень трудный вопрос.
вытягиваем солнышко.
На какие буквы нет слов в стихотворении? Почему? (ы, ь, ъ, й) Лупой проверяют ответы.
Прочитайте ещё раз стихотворение и подчеркните непонятные слова.
(Чтение про себя)
- Какие непонятные слова подчеркнули? Поучимся находить их толкование в словаре.
( Дети работают со своими словариками, читают значения непонятных слов)
- Почему вам удалось быстро найти значения слов? ( Знание алфавита.)
IX. Итог урока.
- Что дает знание алфавита? ( Алфавит помогает нам быстро найти нужное слово в словаре или энциклопедии и т. д.)
- Посовещайтесь в парах и запишите выпавшие буквы. Как будете работать друг с другом? (правила работы в парах повторяем)
11 слайд
Вытягиваются по очереди муравьи. Дети дают ответы
X.Рефлексия.
- Вы сегодня работали в парах, группах. Кому из вас было легко работать с товарищами?
У кого не получилась дружная работа?
Покажите улыбкой своё настроение.
Молодцы! Откройте дневники и нарисуйте своё «настроение». Запись д/з. Записать имена всех членов семьи в алфавитном порядке
Урок окончен. Спасибо за отличную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения во 2 классе "Школа 2100"
Тема : "Туве Янссон Шляпа волшебника"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса "Школа 2100"...
Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."
I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Тема урока литературного чтения : "Недолгая красота весны"Николай Сладков "Бегство цветов"...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.
Представлена разработка урока русского языка....
План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.
Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....