Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
Рабочая программа
по русскому языку
на 2013-2014 учебный год
3 «В» класс
34 учебных недель
5 часов в неделю
количество часов в год – 170 часов
Учитель: Кучина Елена Борисовна
Программа составлена на основе программы по русскому языку М. Л. Каленчук, Н.А Чураковой
Москва. Издательство: «Академкнига/Учебник», 2011 год.
Учебник: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: учебник. Ч. № 1, № 2, № 3.
М.: Академкнига/Учебник, 2012 год.
Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: тетрадь для самостоятельных работ. Ч. № 1, № 2.
М.: Академкнига/Учебник, 2012 год.
Учебные пособия для учителя: Лободина Н.В. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой. Издательство «Учитель», 2012. – 349 с.
Рассмотрено на заседании Утверждено
М/О учителей начальных классов Педагогическим советом
протокол №1 от 29.08.2013 протокол № 1 от 30.08.2013г
Руководитель М/О_______ Л.П. Иванова Директор школы ______Н.С. Емельяненко
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………...3
- Содержание учебного курса……………….………………………………………13
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности……………..…………………………………………………….…...29
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………………………..31
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программ М.Л.Каленчук, Р.Г.Чураковой, О.В.Малаховской «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Общие цели и задачи курса русский язык в начальной школе
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- Формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- Формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функциональной грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи:
- развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордость и уважение к языку как к части русской национальной культуры;
- помогать школьникам осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находиться в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
- развивать речь , мышление и воображение учеников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- помогать осваивать первоначальные знания по лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- формировать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические тексты-описания и повествования небольшого объёма;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;
- развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению.
Общая характеристика учебного курса
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный характер, поскольку успехи в изучении русского во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Учёт психологической характеристики школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включение в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 670 ч. Из них в 1 классе 50 ч.(5 ч. в неделю, 10 учебных недель) во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Русский язык как предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.
К ним относятся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества, восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых, а также детей между собой);
- формировать ценностно-смысловую ориентацию (наблюдательность, способность любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном);
- формировать базовые эстетические ценности (эстетическое переживание, эстетический вкус, представление о красоте и целостности окружающего мира);
- формировать опыт нравственных и эстетических переживаний (опыт примерок: способность каждый раз все ситуации этического и эстетического характера применять на себя).
Учащиеся получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- компетентности реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенсионном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- свободно ориентироваться в содержании учебных слоарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: умение читать язык условных обозначений;
- находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание).
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых – система словарей), «рабочей тетрадью» и дополнительными источниками информации: другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведения из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Коммуникативные УУД:
- Учащиеся научатся:
- работать с соседом по парте, в малой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять часть своей работы и встраивать её в общее рабочее поле;
- понимать основания разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций других людей, отличные от собственной;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Регулятивные УУД
Учащиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять сознательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Раздел «Фонетика и графика»
Учащиеся научатся:
- выполнять звуко-буквенный анализ слова (определять количество слогов в слове, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный о соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»
Учащиеся получат возможность научиться:
- Правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть одевать;
- Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфографического минимуиа, отобранные для изучения в 3 классе (что, чтобы и т.д.)
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Русский язык» к концу третьего года обучения
Учащиеся научатся:
- выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударный слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);
- правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …);
- сравнивать слова связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая спрособ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
- обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
- отличать прямое и переносное значение слова;
- находить в тексте синонимы и антонимы;
- отличать однокоренные слова от антонимов и синонимов;
- различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
- различать на письме приставки и предлоги;
- изменять существительные по числам и падежам, определять их род;
- различать название падежей;
- изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
- изменять глаголы по временам и числам, в прошедшем времени – по родам, в настоящем и будущем времени – по лицам;
- находить в составе предложения все словосочетания, в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
- находить в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
- задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
- определять орфограммы;
- использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
- писать слова с наиболее употребляемыми приставками, с приставкой с-, приставками на с-, з-;
- писать слова с суффиксом –ек-, -ик-;
- писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
- писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
- находить словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
- определять тему и основную мысль текста, составлять план текста, использовать его при устном и письменном изложении и сочинении;
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
- грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону, с продавцом в магазине, конфликтная ситуация с одноклассниками и пр.);
- работать со словарями;
- соблюдать орфоэпические нормы речи;
- писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу третьего года обучения
В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Формы контроля
В рамках преподавания курса «Русский язык» используются следующие формы контроля: диктанты с грамматическим заданием, тестовые задания, словарные и орфографические диктанты, итоговая комплексная контрольная работа
Содержание программы
Раздел | Содержание |
Фонетика и орфография (20 ч.) | Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с-, приставок на -с-, -з-. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова. |
Лексика (15 ч.) | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. |
Морфемика и словообразование (20 ч.) | Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу. |
Морфология (70 ч.) Понятие о частях речи | Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого. Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. |
Синтаксис (15 ч.) | Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения. |
Лексикография (15 ч.) | Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи. |
Развитие речи с элементами культуры речи (10 ч.) | Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Календарные сроки | № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Деятельность обучающихся на уроке | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 четверть (44 часа) | ||||||
Раздел № 1. Повторение изученного | 10 | 9 | 1 | |||
1. | Что такое орфограмма. Для чего нужна речь | 1 | Знать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка. Писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. | |||
2. | Повторение изученных орфограмм | 1 | Писать слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением; с парными звонкими – глухими согласными в корне и на конце слова; большую букву в начале предложения; предлоги со словами | |||
3. | Повторение изученных орфограмм | 1 | Писать слова с соединительной гласной в сложном слове; с Ь после шипящих; разделительными ъ и ь ; суффиксы –ЧИК- и -ОК- | |||
4. | Повторение изученных орфограмм | 1 | Писать слова с соединительной гласной в сложном слове; с Ь после шипящих; разделительными ъ и ь ; суффиксы –ЧИК- и -ОК- | |||
5. | Какие бывают предложения | 1 | Иметь представление о специфике интонации предложений в научном и художественном текстах, о цели, с которой написан текст | |||
6 | Какие бывают предложения Словарный диктант | 1 | Иметь представление о специфике интонации предложений в научном и художественном текстах, о цели, с которой написан текст | |||
7 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | Писать слова с изученными орфограммами | |||
8 | Звукобуквенный разбор слова | 1 | Выполнять звукобуквенный разбор слова, пользуясь инструкцией | |||
9 | Входная контрольная работа с грамматическим заданием | 1 | Писать слова с изученными орфограммами | |||
10 | Работа над ошибками Звукобуквенный разбор слова. | 1 | Выполнять работу над ошибками, пользуясь обратным словарем. Выполнять звукобуквенный разбор слова, пользуясь инструкцией | |||
Раздел № 2. Части речи | 21 | 19 | 2 | |||
11 | Части речи. Имя существительное. Словарный диктант | 1 | Иметь представление о частях речи (самостоятельных и служебных), об имени существительном | |||
12 | Условные сокращения в словарной статье толкового словаря после имен существительных | 1 | Пользоваться толковым словарем, определять род имен существительных | |||
13 | Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения | 1 | Делить существительные на две группы (одушевленные и неодушевленные), определять род имен существительных | |||
14 | Словообразование имени существительного. Текст, тема текста и основная мысль. | 1 | Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; анализировать и кратко характеризовать предложение | |||
15 | Имя прилагательное как часть речи Тест по теме: «Имя существительное» | 1 | Знать сущностные отличия имени существительного от имени прилагательного | |||
16 | Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных. Словарный диктант. | 1 | Иметь представление об образовании имен прилагательных | |||
17 | Последовательность предложений в тексте. Работа с картиной. Устное сочинение | 1 | Создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей тематике. | |||
18 | Глагол как часть речи | 1 | Иметь представление о глаголе как о слове-названии действий | |||
19 | Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных | 1 | Уметь выделять глаголы, стоящие в разной форме, из контекста других частей речи | |||
20 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи» | 1 | Знать значимые части слова, признаки самостоятельных частей речи; уметь различать произношение и написание слов. Писать слова с изученными орфограммами | |||
21 | Работа над ошибками. Правописание Ъ в глаголах с приставкой. Словарный диктант. | 1 | Знать значимые части слова, признаки самостоятельных частей речи; уметь различать произношение и написание слов. Выполнять работу над ошибками, пользуясь обратным словарем. | |||
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов | 1 | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм. | |||
23 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | 1 | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм. | |||
24 | Местоимение как часть речи | 1 | Знать признаки местоимений; уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |||
25 | Местоимение как часть речи | 1 | Знать признаки местоимений; уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |||
26 | Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ. Словарный диктант | 1 | Различать такие понятия, как тема и основная мысль текста; понимать содержательность названия живописного произведения | |||
27 | Предлоги и приставки | 1 | Знать разницу между предлогом и приставкой | |||
28 | Подлежащее и сказуемое – основа предложения. Тест | 1 | Иметь представление о главных и второстепенных членах предложения | |||
29 | Синонимы. | 1 | Иметь представление о том, что синонимы могут иметь близкое, но не однозначное значение | |||
30 | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Части речи» | 1 | Знать значимые части слова, признаки самостоятельных частей речи; уметь различать произношение и написание слов. Писать слова с изученными орфограммами | |||
31 | Работа над ошибками. Изменение существительных по числам. Словарный диктант1 | 1 | Знать, что большинство существительных изменяется по числам. Выполнять работу над ошибками. | |||
Раздел № 3. Падежи имён существительных | 26 | 24 | 2 | |||
32 | Изменение существительных по числам | 1 | Деление существительных на группы (изменяемые по числам и неизменяемые). Знать, что большинство существительных изменяется по числам. | |||
33 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | Знать, что существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей. Работать с толковым словарем; выделять окончания существительных в разных падежах; определять падеж существительного; задавать падежный вопрос. | |||
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть. | 1 | Писать слова с изученными орфограммами. | |||
35 | Изменение имен существительных по падежам.19 | 1 | Знать, что существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей. Работать с толковым словарем; выделять окончания существительных в разных падежах; определять падеж существительного; задавать падежный вопрос. | |||
36 | Именительный падеж. Словарный диктант. | 1 | Знать, что существительное в именительном падеже является подлежащим; начальная форма существительного – именительный падеж единственное число. Подчеркивать основу в предложении; определять падеж и число существительных. | |||
37 | Родительный падеж. | 1 | Знать вопросы и предлоги родительного падежа. Выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных. | |||
38 | Дательный падеж | 1 | Знать вопросы и предлоги дательного падежа. Выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных | |||
39 | Винительный падеж | 1 | Знать вопросы и предлоги винительного падежа. Выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных | |||
40 | Обучающее изложение по коллективно составленному плану. | 1 | Делить текст на части. Составлять план. Писать каждую часть текста с красной строки. | |||
41 | Винительный падеж | 1 | Знать, что существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом. Различать именительный и винительный падежи; выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных | |||
42 | Винительный падеж | 1 | Знать, как различить винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных. Различать родительный и винительный падежи одушевленных существительных | |||
43 | Творительный падеж | 1 | Знать вопросы и предлоги творительного падежа. Определять падежи существительных; разбирать предложение по членам; выписывать словосочетания; записывать родственные слова | |||
44 | Творительный падеж | 1 | Определять падежи существительных; писать текст с изученными орфограммами | |||
2 четверть (35 часов) | ||||||
45 | Предложный падеж | 1 | Знать вопросы и предлоги предложного падежа. Выписывать словосочетания; определять падежи существительных; выполнять разбор предложения по членам предложения | |||
46 | Предложный падеж | 1 | Уметь писать текст с изученными орфограммами; определять падежи существительных | |||
47 | Изменение существительных по числам и падежам | 1 | Изменять существительные по числам и падежам | |||
48 | План текста | 1 | Знать понятия «абзац», «план текста»; что каждая часть текста пишется с красной строки. Делить текст на части по смыслу; называть каждую часть текста; придумывать название для текста, которое соответствует переживанию автора; работать с толковым словарем | |||
49 | Антонимы | 1 | Иметь представление о словах-антонимах. Находить антонимы в пословицах; объяснять смысл пословиц | |||
50 | Антонимы. Словарный диктант | 1 | Уметь работать с толковым словарем; подбирать антонимы к существительному; записывать слова в начальной форме | |||
51 | Различение падежей | 1 | Различать падежи имен существительных; списывать текст с изученными орфограммами; выписывать пары родственных слов | |||
52 | Различение падежей | 1 | Различать падежи имен существительных; выписывать пары родственных слов; подчеркивать главные члены предложения | |||
53 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Падежи имён существительных». | 1 | Различать падежи имен существительных; выписывать пары родственных слов; подчеркивать главные члены предложения | |||
54 | Работа над ошибками. Различение падежей | 1 | Различать падежи имен существительных; объяснять роль местоимения в тексте; работать с этимологическим словарем; заменять местоимения именем существительным; выписывать сложные слова; выделять соединительные гласные | |||
55 | Различение падежей. Словарный диктант. | 1 | Уметь различать падежи имен существительных; выполнять тест. | |||
56 | Что такое устойчивые выражения | 1 | Иметь представление о фразеологизмах. Работать со словарем устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять устойчивые выражения | |||
57 | Различение падежей. Проверочная работа. | 1 | Различать падежи имен существительных; объяснять роль местоимения в тексте; работать с этимологическим словарем; заменять местоимения именем существительным; выписывать сложные слова; выделять соединительные гласные | |||
Раздел № 4. Склонение имён существительных | 19 | 17 | 2 | |||
58 | Склонения имен существительных | 1 | Знать, что склонение – это изменение слова по падежам и числам; признаки существительных 1, 2 и 3-го склонения. Склонять существительные 1, 2 и 3-го склонения; выделять окончания существительных | |||
59 | Существительные первого склонения | 1 | Знать, какие существительные относятся к 1-му склонению. Работать с орфографическим, обратным и словарем устойчивых выражений; склонять существительные 1-го склонения | |||
60 | Существительные первого склонения. Словарный диктант. | 1 | Работать с орфографическим, обратным и словарем устойчивых выражений; склонять существительные 1-го склонения; выделять окончания | |||
61 | Существительные второго склонения | 1 | Знать, какие существительные относятся ко 2-му склонению. Работать с обратным и орфографическим словарями; склонять существительные 2-го склонения | |||
62 | Существительные второго склонения | 1 | Работать с обратным и орфографическим словарями; склонять существительные 2-го склонения; выделять окончания | |||
63 | Обучающее письменное изложение | 1 | Отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; находить основную мысль текста; делить текст на смысловые части; давать название каждой части; письменно изложить текст по плану; находить в тексте обращения; находить строчки, в которых выражено главное переживание автора | |||
64 | Существительные третьего склонения | 1 | Знать, какие существительные относятся к 3-му склонению. Работать со словарем устойчивых выражений и обратным словарем; склонять существительные 3-го склонения | |||
65 | Существительные третьего склонения. Словарный диктант. | 1 | Работать со словарем устойчивых выражений и обратным словарем; склонять существительные 3-го склонения; выделять окончания | |||
66 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Склонение имён существительных» | 1 | Знать, что склонение – это изменение слова по падежам и числам; признаки существительных 1, 2 и 3-го склонения. Склонять существительные 1, 2 и 3-го склонения; выделять окончания существительных. Писать слова с изученными орфограммами. | |||
67 | Работа над ошибками. Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Работать с обратным словарем; выделять части слова; показывать, как образовано слово; объяснять, почему в слове пишется удвоенная буква «н» | |||
68 | Написание удвоенной буквы со-гласного на границе частей слова. Тест. | 1 | Работать с обратным словарем; объяснять, почему в прилагательном пишется удвоенная буква «н» | |||
69 | Азбука вежливости. Как писать письмо | 1 | Знать, как правильно писать письма. Писать письмо, соблюдая правила вежливости; анализировать варианты писем; находить ошибки | |||
70 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова. Словарный диктант. | 1 | Работать с обратным и этимологическим словарями; объяснять, почему в прилагательном пишется удвоенная буква «н» | |||
71 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Работать с обратным словарем; объяснять, почему в прилагательном пишется удвоенная буква «н» | |||
72 | Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Правильно писать падежные окончания существительных; работать с орфографическим словарем; определять склонение имени существительного | |||
73 | Контрольная работа за 2 четверть. Диктант с грамматическим заданием | 1 | Писать слова с изученными орфограммами. | |||
74 | Работа над ошибками. Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Работать с обратным, толковым и словарем устойчивых выражений; определять склонение имени существительного; правильно писать падежные окончания существительных | |||
75 | Текст-описание и текст-повествование | 1 | Отвечать на вопросы; работать с толковым словарем; определять вид текста (описание, повествование); употреблять в тексте-описании сравнения; составлять и записывать текст | |||
76 | Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Правильно писать падежные окончания существительных; работать с обратным, толковым и словарем устойчивых выражений; определять склонение имени существительного | |||
Раздел № 5. Второстепенные члены предложения | 11 | 10 | 1 | |||
77 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства | 1 | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства | |||
78 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение. Подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения | |||
79 | Второстепенные члены предложения. Дополнения и обстоятельства | 1 | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства. Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение. Подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения | |||
3 четверть (51 час) | ||||||
80 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения; выписывать существительные 1, 2 и 3-го склонения; выписывать словосочетания | |||
81 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Задавать к дополнению по два вопроса: падежный и смысловой; определять падеж имен существительных | |||
82 | Второстепенные члены предложения. Дополнения. | 1 | Работать с обратным словарем; выделять главные и второстепенные члены предложения; склонять имена существительные. | |||
83 | Текст-описание и текст-повествование | 1 | Отвечать на вопросы; определять вид текста; возраст рассказчика; находить сравнения в тексте-описании; составлять план описания домашнего животного; записывать текст о животном; подбирать название тексту | |||
84 | Обучающее письменное изложение | 1 | Составлять план текста, своими словами пересказывать текст с опорой на план | |||
85 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства. Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение. Подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения | |||
86 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Писать текст под диктовку с изученными орфограммами | |||
87 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Словарный диктант. | 1 | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства. Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение. Подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения | |||
88 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства. Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение. Подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения | |||
Раздел № 6. Имя существительное | 39 | 37 | 2 | |||
89 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково. Подбирать опорные слова для написания безударного окончания существительного | |||
90 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Иметь представление о словах с подвижным ударением. Работать с орфоэпическим словарем; выписывать словосочетания; выделять окончания существительных; правильно произносить слова с подвижным ударением | |||
91 | Как пишутся приставки | 1 | Знать, как пишутся приставки раз- и рас-. Выделять приставки в словах; работать с обратным словарем; правильно писать приставки раз-, рас- | |||
92 | Как пишутся приставки Словарный диктант. | 1 | Знать, как пишутся приставки из-, ис-; приставки без-, бес-; воз-, вос-. Работать с обратным словарем; писать слова с приставками из-, ис-, без-, бес-, воз-, вос-; подбирать проверочные и родственные слова | |||
93 | Как пишутся приставки Проверочная работа | 1 | Знать, что приставки, оканчивающиеся на -з (раз-, из-, без- и другие), пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Правильно произносить слова с сочетанием «чн», «чт»; работать с обратным словарем; различать предлоги и приставки | |||
94 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Объяснять выбор букв в окончаниях существительных; выделять окончания; определять склонение, число и падеж существительного; задавать падежные и смысловые вопросы от слова-командира к зависимому слову | |||
95 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Контрольная работа | 1 | Правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно произносить слова | |||
96 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; выполнять звукобуквенный разбор слова | |||
97 | Значения слов. Повторение старого и открытие нового Словарный диктант | 1 | Иметь представление о словах-синонимах, антонимах, омонимах. Работать с толковым словарем; составлять предложения с омонимами; подчеркивать основу в предложении | |||
98 | Значения слов. Повторение старого и открытие нового | 1 | Работать с толковым словарем; составлять предложения с омонимами; подчеркивать основу в предложении; произносить слова с подвижным и неподвижным ударением | |||
99 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | Правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1-го и 2-го склонения | |||
100 | Обучающее письменное сочинение | 1 | Составлять план рассказа; объяснять орфограммы; письменно пересказывать текст по плану, соблюдая последовательность событий | |||
101 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | Правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1-го и 2-го склонения; правильно писать словарные слова | |||
102 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков. Словарный диктант. | 1 | Правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами | |||
103 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения | 1 | Правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 3-го склонения; правильно писать словарные слова | |||
104 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения | 1 | Правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; объяснять смысл фразеологизмов | |||
105 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Безударные окончания существительных 1, 2, 3 склонения» | 1 | Писать текст под диктовку с изученными орфограммами | |||
106 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами | |||
107 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 1 | Знать, что после шипящих под ударением в окончании существительных пишется буква «о», а без ударения – буква «е». Работать с обратным словарем; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | |||
108 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных Словарный диктант | 1 | Работать со словарем устойчивых выражений; объяснять значение устойчивых выражений; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | |||
109 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных Проверочная работа | 1 | Работать с обратным словарем; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | |||
110 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 1 | Работать с обратным словарем; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | |||
111 | Жизнь корня в составе слов разных частей речи | 1 | Выделять корни; делить слова на группы по разным признакам; составлять слова по данной схеме; составлять сложные слова по данным корням | |||
112 | Жизнь корня в составе слов разных частей речи Словарный диктант | 1 | Определять, от слов какой части речи образованы данные слова; выделять корни; выделять в группе родственных слов исходное слово; выписывать родственные слова группами | |||
113 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами | |||
114 | Окончания существительных во множественном числе | 1 | Знать, что существительные во множественном числе не различаются по склонениям, у них одинаковые окончания в дательном, творительном и предложном падежах. Выделять и писать окончания существительных во множественном числе | |||
115 | Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже | 1 | Писать окончания существительных во множественном числе в именительном падеже; находить сложные слова; подчеркивать соединительные гласные; объяснять смысл устойчивых выражений | |||
116 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже. Словарный диктант. | 1 | Знать, что у существительных с основой на шипящий в форме родительного падежа множественного числа на конце «ь» не пишется. Писать окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | |||
117 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | 1 | Знать окончания существительных во множественном числе в родительном падеже. Писать окончания существительных во множественном числе в родительном падеже; выписывать словосочетания; определять часть речи | |||
118 | Развитие речи. Научный текст | 1 | Знать понятие «научный текст». Иметь представление о научно-популярном тексте. Выписывать слова-названия признаков в начальной форме; находить в тексте сравнения; различать научный текст и текст художественный; составлять план для научного сообщения; пересказывать научные тексты | |||
119 | Написание существительных с суффиксом -ищ- | 1 | Знать, как пишутся существительные с суффиксом -ищ-. Работать с обратным словарем; писать существительные с суффиксом -ищ-; определять род данных слов | |||
120 | Написание существительных с суффиксом -ищ- | 1 | Писать существительные с суффиксом -ищ-; объяснять смысл устойчивых выражений | |||
121 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Словарный диктант. | 1 | Знать, как пишутся окончания существительных во множественном числе. Определять окончания существительных во множественном числе в разных падежах | |||
122 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Определять окончания существительных во множественном числе в разных падежах; разбирать предложение по членам; определять падеж существительных | |||
123 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Определять окончания существительных во множественном числе в разных падежах; различать омонимы и многозначные слова; писать текст с изученными орфограммами | |||
124 | Контрольная работа за 3 четверть. Диктант с грамматическим заданием | 1 | Писать слова с изученными орфограммами. | |||
125 | Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- после шипящих | 1 | Знать, что в суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква «о», если суффикс стоит под ударением. Работать с обратным словарем; выделять суффикс; правильно писать суффикс -ок- после шипящих; правильно произносить слова в именительном падеже единственного и множественного числа | |||
126 | Написание суффикса -ок- после шипящих. Словарный диктант. | 1 | Выделять суффикс; правильно писать суффикс -ок- после шипящих; правильно произносить слова в именительном падеже единственного и множественного числа | |||
127 | Написание суффикса -ок- после шипящих. Тест. | 48 | 1 | Выделять суффикс; правильно писать суффикс -ок- после шипящих; правильно произносить слова в именительном падеже единственного и множественного числа | ||
Раздел № 7. Имя прилагательное | 19 | 17 | 2 | |||
128 | Изменение прилагательных по родам и числам | 49 | 1 | Знать, как определять безударные окончания прилагательных. Уметь изменять прилагательные по числам и родам; определять переносное значение имен прилагательных; выписывать прилагательные с зависимым существительным | ||
129 | Изменение прилагательных по падежам | 50 | 1 | Знать, что безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково. Выделять и писать окончания прилагательных | ||
130 | Изменение прилагательных по падежам | 51 | 1 | изменять прилагательные с мягкой и твердой основами по падежам | ||
4 четверть (40 часов) | ||||||
131 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 1 | 1 | Знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах. Уметь писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; выполнять звукобуквенный разбор слова; образовывать прилагательные с помощью суффикса -н- | ||
132 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 2 | 1 | Писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного | ||
133 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах Практическая работа. | 3 | 1 | Знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. Правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного | ||
134 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 4 | 1 | Знать падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода. Определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания имен прилагательных | ||
135 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 5 | 1 | Определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания имен прилагательных; разбирать прилагательные по составу | ||
136 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода. Словарный диктант. | 6 | 1 | Определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания имен прилагательных; разбирать прилагательные по составу | ||
137 | Диктант с грамматическим заданием по теме: « Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода» | 1 | Писать слова с изученными орфограммами. | |||
138 | Работа над ошибками. Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Знать понятие «беглые гласные», что беглые гласные в корне слов всегда обозначаются только буквами «е» или «о». Выделять видимое на письме чередование звуков в корне слова; выделять корни в словах с беглыми гласными | |||
139 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Знать орфограмму «беглый гласный в суффиксе». Работать с обратным словарем; выделять корни и основы в слове; писать слова с суффиксами -ек- и -чик- | |||
140 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки. Проверочная работа. | 1 | Работать с обратным словарем; писать слова с суффиксами -ек- и -чик- | |||
141 | Склонение прилагательных во множественном числе. Словарный диктант. | 1 | Знать склонение прилагательных во множественном числе; что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Выделять окончания | |||
142 | Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах | 1 | Писать окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах; определять число, падеж прилагательных | |||
143 | Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах | 1 | Писать окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах; выписывать прилагательные с существительными | |||
144 | Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах | 1 | Знать, какую роль выполняют прилагательные в предложении; понятие «определение». Писать окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах; различать предлоги и приставки; подчеркивать определение в предложении | |||
145 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 | Писать слова с изученными орфограммами. | |||
146 | Работа над ошибками. Слова с удвоенной буквой согласного. Словарный диктант. | 1 | Работать с обратным словарем; писать словарные слова с удвоенной буквой согласного; выделять корень, суффикс, окончание. | |||
Раздел № 8. Глагол | 14 | 13 | 1 | |||
147 | Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-) | 1 | Знать суффиксы начальной формы глагола; на какие вопросы отвечают глаголы. Определять начальную форму глагола; образовывать глаголы в начальной форме без приставок; находить слова-омонимы, которые принадлежат разным частям речи; выделять суффиксы глаголов в начальной форме | |||
148 | Написание частицы -ся | 1 | Знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов. Писать глаголы с частицей -ся; выделять суффиксы перед частицей -ся | |||
149 | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- | 1 | Знать глагольные суффиксы. Работать с обратным словарем; выделять глагольные суффиксы | |||
150 | Развитие речи. Обучающее письменное изложение | 1 | Делить текст на части; пересказывать текст по плану по цепочке; работать с толковым словарем; составлять план по серии рисунков; рассказывать текст по плану по цепочке | |||
151 | Времена глагола. Прошедшее время. Словарный диктант. | 1 | Знать, что глаголы изменяются по временам; что суффикс прошедшего времени -л-. Выделять окончания глаголов прошедшего времени; изменять глаголы в прошедшем времени по числам и родам; выделять суффикс -л- | |||
152 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | Знать, что глаголы настоящего времени изменяются по числам и лицам. Определять число и лицо глагола в настоящем времени | |||
153 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | Находить глаголы в тексте; определять время и число | |||
154 | Времена глагола. Будущее время | 1 | Знать, что глаголы в будущем времени изменяются по числам. Изменять глаголы по временам | |||
155 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | Знать, как определить лицо глагола настоящего времени. Определять лицо и число глаголов настоящего времени | |||
156 | Времена глагола. Прошедшее время | 1 | Знать, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам. Определять число и род глаголов прошедшего времени | |||
157 | Времена глагола. Тест. | 1 | Знать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Уметь изменять глаголы по временам; правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | |||
158 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Времена глагола». | 1 | Писать слова с изученными орфограммами. | |||
159 | Работа над ошибками. Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола. Словарный диктант. | 1 | Знать, что во всех формах глагола после шипящих пишется «ь». Выполнять работу над ошибками; писать «ь» после шипящих во всех формах глагола | |||
160 | Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола. Тест. | 1 | Иметь представление о повелительной форме глаголов. Определять форму глагола; писать «ь» после шипящих во всех формах глагола | |||
Раздел № 8. Обобщение и повторение изученного в 3 классе. | 10 | 9 | 1 | |||
161 | Обобщение по теме «Фонетика и орфография» | 1 | Выполнять звукобуквенный разбор слов; писать слова с изученными орфограммами; подбирать проверочные слова | |||
162 | Обобщение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | Выполнять разбор слова по составу; объяснять образование слова; правильно писать приставки, суффиксы | |||
163 | Обобщение по теме «Лексика» | 1 | Подбирать синонимы, антонимы; объяснять устойчивые выражения; находить омонимы и многозначные слова; пользоваться толковым и этимологическим словарями; определять прямое и переносное значение слова | |||
164 | Обобщение по теме «Лексика» | 1 | Подбирать синонимы, антонимы; объяснять устойчивые выражения; находить омонимы и многозначные слова; пользоваться толковым и этимологическим словарями; определять прямое и переносное значение слова | |||
165 | Итоговый диктант с грамматическим заданием | 1 | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами | |||
166 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Лексика» | 1 | Подбирать синонимы, антонимы; объяснять устойчивые выражения; находить омонимы и многозначные слова; пользоваться толковым и этимологическим словарями; определять прямое и переносное значение слова | |||
167 | Обобщение по теме «Лексика» | 1 | Подбирать синонимы, антонимы; объяснять устойчивые выражения; находить омонимы и многозначные слова; пользоваться толковым и этимологическим словарями; определять прямое и переносное значение слова | |||
168 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | Отличать слово, словосочетание, предложение; выполнять разбор предложения по членам; выписывать словосочетания; задавать вопросы от слова-командира к зависимому слову | |||
169 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | Отличать слово, словосочетание, предложение; выполнять разбор предложения по членам; выписывать словосочетания; задавать вопросы от слова-командира к зависимому слову | |||
27 | 170 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | Отличать слово, словосочетание, предложение; выполнять разбор предложения по членам; выписывать словосочетания; задавать вопросы от слова-командира к зависимому слову | ||
ИТОГО | 170 | 156 | 14 |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 3 класс / Чуракова Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Итоговая комплексная работа. 3 класс. Методические указания по организации и проведении + CD / Чуракова Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
- Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа: в 2-х ч. / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
- Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
- Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
- Русский язык. 3 класс: методическое пособие / Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (части 1 и 3) / Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (часть 2) / Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: методическое пособие / Лаврова Н.М. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс / Байкова Т.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Е.В. Астафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Печатные пособия
1. Плакаты по основным темам математики
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска
2. Магнитная классная доска
3. Мультимедийный проектор
4. Персональный компьютер
5. Сканер, принтер
6. Телевизор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК Перспективная Начальная школа
Рабочая программа по русскому языку 1 класс. УМК ПНШ...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждения...