Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Конспект урока русского языка был напечатан в сборнике "Работаем по новым стандартам. Материал стажировки учителей начальных классов. - Белгород, ИПЦ "Сигма". - 2012". Урок разработан в соответствии со стандартами второго поколения и проведен в 1 классе с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russky_1_klass.zip | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода
Урок русского языка
«Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
1 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»
Подготовила:
Козлитина И.В., учитель начальных классов
Белгород, 2012
Все чаще мы вынуждены слышать от родителей, что ребенок устал. Все реже наблюдаем детей, не пропустивших за учебный год по болезни ни одного дня. Современные дети, обучаясь в школе, испытывают колоссальные нагрузки на организм. Не удивительно, что к концу обучения, количество ослабленных и больных детей с каждым годом возрастает. Учителя пытаются оградить детей от перегрузок и переутомления на уроках. Но проведение зарядки до уроков, физминуток во время уроков, динамических пауз в 1 классе и увеличение количества уроков физической культуры не решает насущной проблемы. А вот педагоги, использующие в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного, отмечают, что у детей развиваются психические процессы. И самое главное – не только сохраняется, но и улучшается здоровье.
Предлагаемый урок русского языка в 1 классе по теме «Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» реализует требования ФГОС второго поколения к обучению в начальной школе и демонстрирует применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного.
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Тема урока: Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Цель урока: способствовать формированию в памяти учащихся этикетных слов и слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?».
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения ком муникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; составлять звуковые модели слов в ходе практической работы.
Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопрос «кто?»), оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД: осознают значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Методические приемы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка; методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла», экологическое панно.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; офтальмотренажер, плакат «Алфавит», модель-аппликация «Набор звуковых схем»; иллюстрации сказок с номерами для зрительных точек, карточки со слогами для «сенсорного креста», карточки со словами для экологического панно, условные обозначения.
Каждому: ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев, конторки, рабочие тетради: Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011; ручки, простые карандаши, резинки, цветные карандаши, смайлики для рефлексии.
Парная работа: карточки.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?!
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
- Что вы пожелали гостям? (Здоровья.)
- А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
Смена динамических поз происходит по сигналу учителя: «Ручеек течет, тетрадь, пенал с собой берет». В 1 классе дети работают за конторками 5 мин.
2. Введение в тему урока. Целеполагание урока.
- Скажите, чему мы учимся на уроках русского языка?
-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Дети отвечают с опорой на условные обозначения, данные в учебнике.)
В результате обсуждения формулируется план урока:
- Давай подумаем.
- Чистописание.
- Тайны языка.
- Работа в паре.
- Вспомни изученное.
- Если останется время.
- В конце урока мы вернемся к нашему плану и оценим эффективность работы на уроке.
- Ребята, посмотрите вокруг себя. Давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока.
3. Чистописание
- Подготовка руки к письму.
- Сегодня на урок к нам пришел гость. А что это за гость, вы узнаете, отгадав загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... (лиса).
- Найдите в тетрадях страницу с нашей гостьей (с. 17 упр. 1).
- Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает лисичке, чтобы выглядеть красиво?
- Дорисуйте недостающие детали. Объясните, как вы это будете делать.
- Лисичка приготовила для вас несколько заданий. Задание 1 - упражнение 2.
- Прочитайте задание. Как вы поняли, что надо сделать?
- Анализ задания на первой (второй) строчке.
4. Физминутка
Методика зрительно-координационных упражнений: работа с офтальмотренажером.
5. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, сегодня утром в классе я обнаружила рассыпанные слоги. Мне кажется, что их потеряла лисичка. Вот они, на «сенсорном кресте». Соберите, пожалуйста, слова и запишите их на следующую строчку в тетрадь. (Пока, привет, извините.)
- Как сказать одним словом, какие вы записали слова?
- Какие слова мы называем этикетными?
- Перечислите группы, на которые можно разделить все этикетные слова.
- С какой целью люди используют в своей речи этикетные слова?
- Ребята, мне кажется, что моя находка не случайна. Лисичка не знала этикетные слова и учила их. Почему я так решила? Давайте вспомним, в каких сказках мы встречаемся с нашей гостьей, а помогут нам в этом иллюстрации. Обратите внимание на зрительные точки. (Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла».) Перечислите сказки.
- Возьмем русскую народную сказку «Колобок». Вспомните строчки сказки, когда колобок встречает на дорожке лису. Что она ему говорит? Произносит ли лиса слова приветствия?
- Давайте научим лису употреблять в речи этикетные слова. Составьте предложения со словом «пока».
- К какой группе вы отнесете это этикетное слово?
Аналогичная работа проводится со словами «привет» и «извините». Лучшие предложения записываются на доску и в тетрадь.
6. Работа по теме урока.
- Следующее задание лисички - упражнение 3.
-Прочитайте задание. Как вы поняли, что надо сделать и как это сделать?
- Рассмотрите верхний ряд картинок. Что нарисовано слева (справа)?
- Что обозначает слово лук? (Оружие, из которого стреляют.)
- Что обозначает слово луг? (Пространство, покрытое травой и цветами.)
- Самостоятельное составление звуковой модели слов, проверка (открывается звуковая модель на доске.)
- Посмотрите на звуковые модели этих слов и сделайте вывод. (Разные слова звучат одинаково, имеют одинаковую звуковую модель.)
- Аналогичная работа проводится с нижним рядом картинок.
- Прочитайте слова парами. Что заметили? (Слова звучат одинаково, но пишутся по-разному: лук – луг, лиса – леса.)
- В каких случаях возникло расхождение между произношением и написанием? (Глухой звук на конце слова и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквой, опираясь только на произношение.)
- Этой «тайне языка» мы будем впоследствии уделять много внимания, будем формировать орфографическую зоркость.
7. Физминутка (двигательная)
8.Закрепление изученного материла.
- А пока мы с вами отдыхали, лисичка увидела свой дом в лесу и убежала. Даже не попрощалась.
- Ребята, а какое этикетное слово должна была сказать гостья?
- Давайте зададим вопрос к слову лисичка.
- Почему лисичка отвечает на вопрос «кто?»?
- А какие вопросы можно задать к остальным словам упражнения 3?
- Давайте подойдем к экологическому панно. (Экологическое панно используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей.)
- Скажите, все ли названия смысловых групп, отвечающих на вопрос «кто?», написаны верно? (Нет, посуда отвечает на вопрос «что?».)
- Перечислите смысловые группы слов, отвечающих на вопрос «кто?».
- Вспомним изученное и выполним упражнение 5 на с. 19. (Дети в парах обсуждают постановку вопросов к словам устно, затем письменно при работе по карточкам, записывают самостоятельно с последующим взаимоконтролем.)
Дополнительная работа (если останется время) - упражнение 6 с. 19.
- Повторение алгоритма списывания (использование памятки «Порядок действий при списывании»), проставление в словах ударения, подчеркивание «опасных» мест в словах не __ должны, расходиться.
- Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?
– Продолжи предложения:
Сегодня на уроке я повторил(а)…
Я учился (училась)…
10. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
Методы, использованные на уроке, соответствуют задачам урока, содержанию учебного материала, позволяют применять здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...
Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Материал включает в себя презентацию и отрывок технологической карты открытого урока данной темы....
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...
Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс
Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...
ТЕМА УРОКА : РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КТО?», «ЧТО?»
создать условия для овладения диалогической формой речи, осуществления выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить применя...
«Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Урок русского языка нацелен создать условия для ознакомления со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?», для овладения диалогической формой речи, осуществления выбора языковых средств в соотве...
Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».
Цель урока:создать условия для сочинения небольших рассказов; научить называть слова, обозначающие предметы, признаки и действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать ус...