Изменение имён существительных по родам.
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему
Изменение имён существительных по родам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_sushch._po_rodam.docx | 65.45 КБ |
trenazher_snezhinka.ppt | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
ознакомление с приёмами определения рода имён существительных
Задачи:
- cформировать представление о роде имён существительных;
- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;
- формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;
- развивать навыки точного употребления существительных в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, карточки со словами,
предметы для демонстрации, сигнальные карточки, презентация
Ход урока:
I. Психологический настрой на урок.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!
II. Повторение изученного материала. (Умение классифицировать и
группировать по признакам)
1. Словарно-орфографическая работа.
-«Исправь ошибки» (интерактивная доска)
Девачка, дарога, афтобуз, диревня, дикаборь
Учитель: Разделите группы можно разделить эти слова?
Ученик: На слова, которые начинаются с согласного звука и гласного.
Учитель: Определите букву, которую будете писать. Она обозначает
безударный гласный звук в начале слова.
(работа в тетрадях по чистописанию стр. 12)
Учитель: Что объединяет все эти слова?
Ученик : Эти слова являются именам существительными.
Учитель: Что такое имя существительное?
Ученик: Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто
или что и обозначающая предмет.
Учитель: Как изменяется имена существительные?
Ученик: Имена существительные изменяются по числам.
Учитель: Приведите примеры имён существительных в единственном и во
множественном числе.
Ученики: Девочка-девочки, дорога-дороги, автобус-автобусы
Учитель: А что ещё вы знаете об именах существительных?
Ученик: Имена существительные могу быть собственными и
нарицательными.
Учитель: Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?
Ученик: Среди этих слов имён существительных собственных нет.
Учитель: Дополните наши слова именами собственными.
Ученики: девочка Катя, деревня Андреевка
Учитель: Что ещё вы знаете про имя существительное?
Ученик: Имена существительные могут быть одушевлёнными и
неодушевлёнными.
Учитель: Приведите примеры?
Ученики: Одушевленные: девочка
Неодушевлённые: дорога, автобус, деревня, декабрь
2. Дидактическая игра "Найди слово". (Развитие познавательной
активности и творческих способностей)
Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к
имени существительному.
Зима, снег, метель, заморозить, холодный , сугроб , февраль,
зимний, декабрь, студеный.
Учитель: Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете
различать имена существительные.
II. Сообщение темы урока. (Дать представление новому понятию и отработать навык применения данного понятия в практической жизни)
Учитель: Вы много уже знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать, но это ещё не всё. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке и в этом нам поможет стихотворение известного поэта С.А. Есенина
(чтение стихотворения)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
(запись слов в тетради с выделением окончания)
Учитель: О чём говорится в первой строке стихотворения?
Ученик: О берёзе.
Учитель: О чём говорится во второй строке стихотворения?
Ученик: Об окне.
Учитель: О чём говорится в третьей строке стихотворения?
Ученик: О снеге.
Учитель: О чём говорится в последней строке стихотворения?
Ученик: О серебре.
Учитель: Что объединяет все слова?
Ученик: Все слова отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными,
нарицательными.
(запись слов на доске и в тетради)
Берёза , окно ,снег , окно , серебро.
Учитель: А можно ли разделить слова на группы?
Ученик: Да, существительные, которые относятся к м.р., ж.р, ср.р.
Учитель: -Какие существительные относятся к ж.р.? м.р.? ср.р.?
- Добавьте каждую группу новыми словами.
Ж.Р. М.Р. СР.Р.
берёза снег окно
(земля) (сугроб) серебро
(море)
Учитель: Вот сегодня, ребята, мы поговорим о - РОДЕ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
( на нашем небе появилось ещё одно облачко)
Учитель: -Какие окончания имеют имена существительные
ж.р.?м.р.?ср.р.?
- Может ли имя существительное изменяться по родам?
(ученики пробуют изменять любое существительное по родам)
Ученик: Имя существительное не может изменяться по рода.
Учитель: Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.
III. Изучение нового материал. (Закрепление умения сотрудничать со
всеми и с учителем; формировать умение думать и преодолевать
трудности)
1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.
(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. )
Учитель: Разделите слова, которые находятся на карточках, на три группы.
(Ученики выполняют задание за своими столами. На доске появляется запись).
Зима, снег, снежинка, облако, вьюга, мороз, серебро, холод, солнце.
Учитель: - Какие слова вы отнесли к Ж.Р.?
Ученик:- Это слова зима, снежинка, вьюга.
Учитель:- Какие слова вы отнесли к М.Р.?
Ученик: -Это слова снег, мороз, холод.
Учитель: -Какие слова вы отнесли к Ср.р.?
Ученик: -Это слова облако, серебро, солнце.
Учитель: -Молодцы! Чтобы определить род имён существительных можно
пользоваться местоимениями ОНА, ОН, ОНО.
(чтение стихотворения)
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род – «Оно моё!»
Это правило твоё!
2.Работа с правилом.
Учитель: Откройте учебник русского языка на странице 126.
( чтение правила вслух)
IV. Физминутка. (для глаз)
V. Первичное закрепление.
а) Ученики выполняют упражнение № 238 на стр. 127( умение проводить
анализ материала и применять полученные знания)
-Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.
(Упражнение выполняется с комментированием у доски)
ж.р. м.р.
сова орёл
осина конь
солома доктор
мышь
б) Коллективная работа. (Закрепление знаний с опорой на наглядность)
(В вазе лежат предметы – яблоко, груша, апельсин, банан, мандарин, конфета, шоколад)
Учитель: - Определите род существительных.
в) Самостоятельная работа. (Отработка умения работать в парах)
(На партах карточка с деформированным предложением.)
Гнал, на, север, большое, ветер, облако.
Учитель:- Составьте из данных слов предложение, запишите его.
Учитель:- Прочитайте предложение, которое вы составили.
Ученик: - Ветер гнал на север большое облако.
Учитель: - Дайте характеристику предложения.
- Определите части речи.
Учитель: - Назовите основу предложения.
Ученик: - Ветер гнал.
Учитель: - У существительных определите род.
Ученик:- Ветер - он, мой, мужского рода.
- Север - он, мой, мужского рода.
- Облако - оно, моё, среднего рода.
г) Творческая работа. ( В процессе работы приобретают специальные
знания умения и навыки)
Учитель:- Составьте рассказ о слове ветер. (составление синквейна)
Ученик: ветер- сущ., что?,неодуш., нариц., ед.ч., м.р..
V I. Закрепление. (Через игру формировать коммуникативные способности
учащихся и осознание учения)
Коллективная игра по определению рода существительных с использованием электронных средств.
V II. Рефлексия.
- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня
узнали?
- Как определить род имени существительного?
- Кому на уроке все было понятно? Просигнализируйте.
- Что получилось легко?
- Оцените свою работу: хорошо- зеленый свет, надо поработать – красный свет.
Домашнее задание.
С. 127, упр. 239, правило.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение имён существительных по родам
Урок по русскому языку в 3 классе Тема: «Изменение имён существительных по родам».Цели урока:Обучаю...
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...
Урок русского языка в 4 классе по теме: " Изменение имён существительных и прилагательных женского рода по падежам"
Есть много интересных слов,Их знаете давно.Вот, например: собака, стол,Часы, жираф, кино.И долго можно говоритьПро разные предметы.Возьмем слова: утюг, пенал,Котенок и конфеты.И будем с ними мы дружит...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...
Презентация урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам и родам"
Цели урока:1. Научить определять число имен существительных, род имен существительных.2. Развивать умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.3. Воспитывать культуру общения на уроке.4. Создавать ус...