Изменение имён существительных по родам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: «Изменение имён существительных по родам».
Цели урока:
Обучающие:
-Формирование системы знаний и умений, понятие закономерностей в зависимости имён существительных по родам;
-Тренировать умения изменять имена существительные по числам, распознавать род имён существительных;
Развивающие:
-Помочь учащимся в формировании учебных и специальных знаний, развитие самоконтроля и самооценки в выполнении заданий на практике.
Воспитательные:
-Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умение делать выводы и обобщения.
-Создавать условия для накапливания знаний, возбуждения интереса к процессу обучения при помощи работы с текстом, работы с загадками, работы со словарём, работы по карточкам и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: «Изменение имён существительных по родам».
Цели урока:
Обучающие:
-Формирование системы знаний и умений, понятие закономерностей в зависимости имён существительных по родам;
-Тренировать умения изменять имена существительные по числам, распознавать род имён существительных;
Развивающие:
-Помочь учащимся в формировании учебных и специальных знаний, развитие самоконтроля и самооценки в выполнении заданий на практике.
Воспитательные:
-Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умение делать выводы и обобщения.
-Создавать условия для накапливания знаний, возбуждения интереса к процессу обучения при помощи работы с текстом, работы с загадками, работы со словарём, работы по карточкам и др.
Ход урока:
1.Орг. момент:
-Проверка учащихся к уроку: «Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?»
2.Обьявление темы и цели урока:
-Сегодня у нас необычный урок – «Урок – путешествие».
-Наша задача: - Повторить пройденный материал об имени существительном и изучить новый материал о теме, который вы скажете мне в процессе урока.
3. Материал урока:
_И так, начинаем наше путешествие:
-Первая остановка: Поляна «Чистая».
Чистописание – ( на доске написано) – ч и к
-вопросы: - Кто догадался, какое слово спрятано в спиральке?
-Что такое ЧИК?
-ответ: - ЧИК – это суффикс.
-вопрос: - Что такое суффикс?
-ответ: - Суффикс – это часть слова, который стоит после корня и служит для образования новых слов.
-На доске написаны слова: Лётчик, супчик, пальчик.
-вопрос: - Какое слово лишнее?
-Как догадались?
-ответ: -
лишнее слово – ЛЁТЧИК, т. к. это имя существительное и отвечает на вопрос: - КТО?
-Дети переписывают эти слова и выделяют суффиксы.
-вопрос: -Кто догадался, какую часть речи будем рассматривать на уроке?
-вопрос: - Что такое имя существительное?
- Поляна «Словарная».
-вопрос: Кто догадался, почему эта поляна так называется?
-Задание: - Я буду загадывать загадки, а вы их будете записывать в 2 столбика.
-в первый столбик будете записывать слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
- в другом, на вопрос – КТО?
-« Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы КТО? и ЧТО?
Отвечать оно должно».
ЗАГАДКИ:
-Невидимкой, осторожно - Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Он является ко мне. А проснувшись, бродит,
И рисует как художник Улья ворошит? (Медведь)
Он узоры на окне ? (Мороз)
-Если ты его отточишь, - За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя…
Нарисуешь всё, что хочешь! Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара? (Лисица)
Солнце, море, горы, пляж:
Что же это…? (Карандаш)
-За кудрявый хохолок - Что за зверь лесной
Лису и норы поволок. Встал, как столбик, под сосной?
На ощупь - очень гладкая, И стоит среди травы -
На вкус - как сахар сладкая ? (Морковь). Уши больше головы. (Заяц).
-вопрос: - Прочитать слова из первого и второго столбиков.
- Назвать одним словом, слова, которые записаны в первом столбике?
-Это одушевлённые предметы – существительные.
-вопрос: Что ещё знаете об имени существительном?
-Имена существительные бывают: собственные и нарицательные.
-Станция «Игровая»
-ИГРА:
-Учитель произносит слова: - если имя собственное – поднять правую руку;
-если имя нарицательное – не поднимать рук.
( ёжик, Бурёнка, город, писатель, Нева, Байкал, товарищ, Буян, озеро, столица, Светлановский проспект, корова, Борис, газета, Москва, цветок, Пришвин)
-Бор «Спортивный»
-Физкультминутка
-Село «Новое»
-на экране через проектор написаны слова:
Числа-
Реки-
Столы-
-Задание:
-записать слова в столбик,
-написать слова в единственном числе,
-поставить в словах ударение,
-определить род существительных.
-Женский род, запомню я
То, про что скажу – « ОНА – МОЯ»
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
-Род мужской, конечно «ОН - МОЙ»
Мой сад, мой брат, стол мой.
-Средний род – « ОНО - МОЁ»
Моё окно, село моё.
ЭТО ПРАВИЛО ТВОЁ!
Учитель: - есть в русском языке существительные, которые стоят только в единственном числе или только во множественном числе.
-дети приводят примеры.
-вопрос: Что нового мы сегодня узнали об имени существительном?
-Оно имеет род, изменяется по числам.
-Как определить род существительного?
- Ж.Р. - ОНА – МОЯ
-М. Р. – ОН - МОЙ
-С. Р. – ОНО – МОЁ
-Работа с пособиями.
-Учитель называет слова, а дети демонстрируют ответы.
( крыжовник, веселье, грубость, коромысло, подсолнух, одиночество, термос, книга, трудолюбие, товарищ, хвоинка, письмо, дружба, мир, солнышко, газета, телевизор, ярость и др.)
-Загадка:
-Что за звёздочки сквозные,
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. ( Снежинка)
-Поляна «Снежная»-
-На доске, через проектор написаны слова:
(падала, ладонь, на , снежинка, холодная)
-Задание: - Составить предложение, называя части речи:
(предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное).
-Дети с комментарием записывают предложение: На ладонь падала холодная снежинка.
-Задание: - Подчеркнуть главные члены предложения.
-Над словами надписать части речи.
-вопрос: - На какие группы можно отнести имена существительные?
-Что они могут обозначать?
-ответ:- 1.- состояние ( слабость, грусть, веселье, здоровье, тоска, удивление)
-2. - события ( мир, покой, война, перемена, урок, каникулы)
-3. - явления природы (дождь, град, снег, гром, ветер, мороз)
-4 .- предметы (пенал, картофель, мяч, лейка, дерево, луна)
-5.- действие (ремонт, строительство, вождение, обучение)
-6.-живые существа ( КТО? – медведь, чайка, бабочка, человек, ученик)
-Работа с текстом « О МАМЕ»
Итог урока:
-вопрос: - О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
-Что такое имя существительное?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется?
-Что имеет?
-Отметки за урок учащимся.
-Домашнее задание.
-Социометрия - на парте лежат кружки в которых дети должны нарисовать изображение своего настроения на уроке:
-ПОНРАВИЛОСЬ
-БЕЗРАЗЛИЧНО
-НЕ ПОНЯЛ
-Молодцы, ребята! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-422998-1395945342.jpg)
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-518020-1416760433.jpg)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-590592-1423635333.jpg)
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-772629-1504014693.jpg)
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-884691-1485533053.jpg)
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.
Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-976852-1511888609.jpg)
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1032038-1524048184.jpg)
Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного". Данный конспект предназначен ...