Конспекты уроков по русскому языку
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
русский язык 2 класс тема "Как делаются слова" по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gukova_o.n._razrabotki_urokov_oktyabrskaya_sosh.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Русский язык
Программа «Перспективная начальная школа»
Учебник «Русский язык», 2 класс, 3 часть,
издательство «Академкнига"
учебник автор Чуракова А.Н.
год издания: 2 часть – 2004 год, 3 часть - 2006 год.
ТЕМА: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.
СУФФИКСЫ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ.
(по программе - 4 часа)
Выполнила: Гукова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
УРОК 1
Цели урока:
- сформировать знания об образовании слов, называющих предметы с помощью суффиксов;
- научить образовывать новые слова, называющие предметы с помощью суффиксов;
- находить слова, от которых образованы новые слова;
- определять местоположение и значение суффиксов в образованных словах.
1.Организационный момент
2.Подготовка к изучению нового материала
Сообщение темы урока. (На доске записана часть темы: «Как делаются слова»).
Запись на доске:
На столе лежат шары, карандаши, фонарь.
Учитель: Из данного предложения выпишите в столбик слова, называющие предметы столбиком, поставив их в начальную форму (в ходе выполнения задания учащиеся повторяют на какие вопросы отвечают слова, называющие предметы в начальной форме).
Учащиеся записывают слова в тетради и на доске по-очереди.
3.Формирование новых знаний
а) введение понятия «суффикс»
Учитель: От слов, написанных на доске образуйте новые слова, которые будут обозначать предметы меньшего размера.
Стол-столик
Шар-шарик
Карандаш-карандашик
Фонарь-фонарик
Подчеркните и назовите часть слова, с помощью которой образовались новые слова.
Учащиеся: (-ик)
- Учитель: Эта часть слова называется СУФФИКСОМ и обозначается знаком ^. Сегодня на уроке вы научитесь образовывать новые слова, называющие предметы с помощью суффиксов, находить слова, от которых образованы новые слова, определять местоположение и значение суффиксов в образованных словах. (учитель дописывает тему урока на доске).
б) Определение места суффикса в слове.
Учитель: Запишите столбиком слова шубка, рыбка, берёзка. Рядом запишите слова, от которых они образовались, поставив между ними стрелку.
шубка←шуба
рыбка←рыба
берёзка←береза
Учитель: С помощью какого суффикса образовались новые слова? Какое значение придаёт суффикс словам?
Учащиеся: С помощью суффикса –к. Уменьшительно-ласкательное значение.
Учитель: Где находится суффикс в слове?
Учащиеся: После корня.
Учитель: Выделите в этих словах корни и окончания.
4. Закрепление знаний
а) Работа с учебником и словарем. Упражнение 21, стр.23..
После выполнения упражнения - обобщение пройденного материала: плакат на странице 23.
б) Словообразовательная работа
Упражнение 22 (устно).
Пример ответа ученика:
- От слова день с помощью суффикса –ёк образуется новое слово денёк.
После выполнения упражнения учащиеся сравнивают значения суффиксов –ик и –ёк.
в) Работа в тетради для самостоятельных работ
Страница 18, упражнения 22, 23.
7.Подведение итогов
а) Ученикам предлагается найти в тексте слова, называющие предметы, образованные с помощью суффиксов –ик, -ёк, -к, -ок. Выделить их. Вставить пропущенные буквы (текст желательно дать каждому ученику).
Сегодня ясный денёк, но ст.ит х.лодок. Сн.жок замёл все доро.ки. Вася взял лыжи и поб.жал в л.сок. Он повесил кормушку на неб.льшой дубок. Скоро прилетели птички. Под кустиком Вася увидел сл.ды зайца.
б) Домашнее задание:
устно: повторить правило стр. 23
письменно: упр. 20
УРОК 2
Цели:
- сформировать знания об образовании слов, называющих предметы с помощью суффиксов, когда в корне происходит чередование согласных, видимое на письме;
- научить разбирать слова, образованные с помощью суффиксов по составу, в которых в корне происходит чередование согласных, видимое на письме.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации
Учитель: Как делаются новые слова, называющие предметы?
Учащиеся: С помощью суффиксов.
Учитель: С какими суффиксами вы познакомились на прошлом уроке? (Можно предложить детям из группы слов выбрать те, которые образованы с помощью известных им суффиксов)
Учащиеся: –ик, -ёк, -к, -ок.
Учитель: Образовать от данных слов новые слова, называющие предметы с суффиксами –ик, -ёк, -ок,-к.
таз→...
кот→…
угол→…
крыша→...
снег→…
(создаётся проблемная ситуация, когда необходимо изменить букву согласного в корне слова)
5. Решение проблемной ситуации
Учитель:
а) Необходимо вспомнить о чередовании согласных в корне слов, видимое на письме.
Учащиеся называют пары согласных, чередующихся в корне слова, видимые на письме и др.
б) Разбор пары слов снег-снежок. Учащиеся выделяют корень и суффикс, называют чередующиеся согласные в корне слова, подчеркивают буквы, обозначающие эти согласные.
5. Постановка целей урока
6. Формирование умений
а) Образовать новые слова, называющие предметы с помощью суффиксов –к и –ок. Выделить корни и суффиксы, подчеркнуть буквы, чередующихся согласных.
Птица→…………..
Книга→……………
Река→…………..
Рука→…………….
Дорога→…………..
Берег→…………….
Пирог……………
б) Упражнение 23, стр. 25
7.Закрепление
Самостоятельная работа:
От данных слов образовать новые слова, называющие предметы женского рода. Выделить корни и суффиксы, подчеркнуть буквы чередующихся согласных. (Если возникнуть затруднения можно назвать суффикс –инк).
Снег→…………
Смех→……….
Горох→………..
Верх→……….
Пирог→…………
8.Итог урока
9.Домашнее задание
письменно: упражнение 29, стр.30
УРОК 3
Цели:
- формировать умения письменно показывать, как образуются новые слова, называющие предметы;
- научить делать запись новых слов по алгоритму;
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3. Постановка целей урока
4.Актуализация знаний
Из текста (2 часть, стр.32, упражнение 21) выписать слова, называющие предметы, образованные с помощью суффиксов. Выделить части в этих словах.
5.Формирование новых умений
Учитель:
а) Чтобы достичь цели, мы должны вспомнить, что такое основа слова (часть слова без окончания).
Далее дети знакомятся с алгоритмом действий на стр. 25-26.
б) Практическая работа: стр. 26, упражнение 24.
6.Закрепление
а) Упражнение 25, стр28.
б) Самостоятельная работа
Дополнить записи:
Трав + к + а = травка
………+…+….= зимушка
………+…+….=дворник
………+…+….=школьник
………+…+….=котята
………+…+….=дядюшка
9.Итог урока: Упражнения 27, 28
10.Домашнее задание: упражнение 30.
УРОК 4
Цели:
- закрепить знания об образовании слов с помощью суффиксов;
- развивать умения разбирать слова, называющие предметы по составу;
- расширять словарный запас детей.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Словарная работа (знакомство со словами группа, класс)
4.Постановка цели урока
5. Групповая работа по словообразованию
Учитель: От данных слов образовать новые слова, называющие предметы, выделить в них корни, суффиксы, окончания.
Хлеб, стул, лист, цирк, горох, ночь, лес, снег, волк, старый, брат, сестра.
Подчеркни слова с чередованием согласных в корне, видимое на письме.
6.Практическая работа
а) Работа в тетради для самостоятельных работ
Упражнение 26, стр.20.
б) Закрепление умений письменно показывать словообразование:
………+…+…= горочка
………+…+…= вазочка
………+…+…= крышечка
………+…+…= избушечка
7. Самостоятельная работа
К данным словам подбери однокоренные слова, называющие предметы.
Смелый→(что?)…………..
Чистый→(что?)…………………
Синий→(что?)………………..
Добрый→(что?)………………..
Красивый→(что?)………………..
Выдели в новых словах корни, суффиксы, окончания.
9.Итог урока
10.Домашнее задание
тетрадь для самостоятельных работ: упражнения 24, 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....