Конспекты уроков по русскому языку
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Гукова Ольга Николаевна

 русский язык 2 класс тема "Как делаются слова"  по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gukova_o.n._razrabotki_urokov_oktyabrskaya_sosh.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык

Программа «Перспективная начальная  школа»

Учебник «Русский язык», 2 класс, 3 часть,

издательство  «Академкнига"

учебник  автор Чуракова А.Н.

год издания: 2 часть – 2004 год, 3 часть -  2006 год.

ТЕМА: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.

            СУФФИКСЫ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ.

 (по программе - 4 часа)

                                         Выполнила: Гукова Ольга Николаевна,

                                                              учитель начальных классов

УРОК 1

Цели урока:

  1. сформировать знания об образовании слов, называющих предметы с помощью суффиксов;
  2. научить образовывать новые слова, называющие   предметы с помощью суффиксов;
  3. находить слова, от которых образованы новые слова;
  4.  определять  местоположение и значение суффиксов  в  образованных словах.

1.Организационный момент

2.Подготовка к изучению нового материала

 Сообщение темы урока. (На доске записана часть темы: «Как делаются слова»).

Запись на доске:

На столе лежат шары, карандаши, фонарь.

Учитель: Из данного предложения выпишите в столбик  слова, называющие предметы столбиком, поставив их в начальную форму (в ходе выполнения задания учащиеся повторяют  на какие вопросы отвечают слова, называющие предметы в начальной форме).

Учащиеся записывают слова в тетради и на доске по-очереди.  

3.Формирование новых знаний

а) введение понятия «суффикс»

Учитель: От слов, написанных на доске  образуйте новые слова, которые будут обозначать предметы меньшего размера.

Стол-столик

Шар-шарик

Карандаш-карандашик

Фонарь-фонарик

Подчеркните и назовите часть слова,  с помощью которой образовались новые слова.

Учащиеся: (-ик)

  1. Учитель: Эта часть слова называется СУФФИКСОМ и обозначается знаком ^. Сегодня на уроке вы научитесь образовывать новые слова, называющие   предметы с помощью суффиксов, находить слова, от которых образованы новые слова,  определять  местоположение и значение суффиксов  в  образованных словах. (учитель дописывает тему урока на доске).

б) Определение места суффикса в слове.

Учитель: Запишите столбиком слова шубка, рыбка, берёзка. Рядом запишите слова, от которых они образовались, поставив между ними стрелку.

шубка←шуба

рыбка←рыба

берёзка←береза

Учитель: С помощью какого суффикса образовались новые слова? Какое значение придаёт суффикс словам?

Учащиеся: С помощью суффикса –к. Уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель: Где находится суффикс в слове?

Учащиеся: После корня.

Учитель: Выделите в этих словах корни и окончания.

4. Закрепление знаний

а) Работа  с учебником и словарем. Упражнение 21,  стр.23..

После выполнения упражнения - обобщение пройденного материала:  плакат на  странице  23.

б) Словообразовательная работа

Упражнение 22 (устно).

Пример ответа ученика:

- От слова день с помощью суффикса –ёк образуется новое слово денёк.

После выполнения упражнения учащиеся сравнивают значения суффиксов –ик и –ёк.

в) Работа в тетради для самостоятельных работ

Страница 18,  упражнения 22, 23.

7.Подведение итогов

а) Ученикам предлагается найти в тексте слова, называющие предметы, образованные с помощью суффиксов –ик, -ёк, -к, -ок. Выделить их. Вставить пропущенные буквы (текст желательно дать каждому ученику).

Сегодня ясный денёк, но ст.ит х.лодок. Сн.жок замёл все доро.ки. Вася взял лыжи и поб.жал в л.сок. Он повесил кормушку на неб.льшой дубок. Скоро прилетели птички. Под кустиком Вася увидел сл.ды зайца.

б) Домашнее задание:

устно: повторить правило стр. 23

письменно: упр. 20

УРОК 2

Цели: 

  1. сформировать  знания об образовании слов, называющих предметы с помощью суффиксов, когда в корне происходит чередование согласных, видимое на письме;
  2. научить разбирать слова, образованные с помощью суффиксов по составу, в которых в корне происходит чередование согласных, видимое на письме.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

Учитель:  Как  делаются новые слова, называющие предметы?

Учащиеся: С помощью суффиксов.

 Учитель: С какими суффиксами вы познакомились на прошлом уроке? (Можно предложить детям из группы слов выбрать те, которые образованы с помощью известных им суффиксов)

Учащиеся: –ик, -ёк, -к, -ок.

Учитель: Образовать от данных слов новые слова, называющие предметы с суффиксами –ик, -ёк, -ок,-к.

   таз→...

   кот→… 

   угол→…

  крыша→...

  снег→…   

 (создаётся проблемная ситуация, когда необходимо изменить букву согласного в корне слова)

5. Решение проблемной ситуации

Учитель:

а) Необходимо вспомнить о чередовании согласных в корне слов, видимое на письме.

Учащиеся называют пары согласных, чередующихся в корне слова, видимые на письме и др.

б)  Разбор пары слов снег-снежок. Учащиеся выделяют корень и суффикс, называют чередующиеся согласные в корне слова, подчеркивают буквы, обозначающие эти согласные.

5. Постановка целей урока

6. Формирование умений 

а) Образовать новые слова, называющие предметы с помощью суффиксов –к и –ок. Выделить корни и суффиксы, подчеркнуть буквы, чередующихся согласных.

Птица→…………..

Книга→……………

Река→…………..

Рука→…………….

Дорога→…………..

Берег→…………….

Пирог……………

б) Упражнение 23,  стр. 25

7.Закрепление

Самостоятельная работа:

От данных слов образовать новые слова, называющие предметы женского рода. Выделить корни и суффиксы, подчеркнуть буквы чередующихся согласных. (Если возникнуть затруднения можно назвать суффикс –инк).

Снег→…………

Смех→……….

Горох→………..

Верх→……….

Пирог→…………

8.Итог урока

9.Домашнее задание

письменно: упражнение 29,  стр.30

УРОК  3

Цели:

  1. формировать умения письменно показывать, как образуются новые слова, называющие предметы;
  2. научить делать запись новых слов по алгоритму;

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3. Постановка целей урока

4.Актуализация знаний

Из текста (2 часть,  стр.32,  упражнение 21) выписать слова, называющие предметы, образованные с помощью суффиксов. Выделить части в этих словах.

5.Формирование новых умений

Учитель:

а) Чтобы достичь цели, мы должны вспомнить, что такое основа слова (часть слова без окончания).

Далее дети знакомятся с алгоритмом действий на стр. 25-26.

б) Практическая работа: стр. 26, упражнение 24.

6.Закрепление

а) Упражнение 25,  стр28.

б) Самостоятельная работа

Дополнить записи:

Трав   + к + а  = травка

………+…+….= зимушка

………+…+….=дворник

………+…+….=школьник

………+…+….=котята

………+…+….=дядюшка

9.Итог урока:  Упражнения 27, 28

10.Домашнее задание: упражнение 30.

 

УРОК 4

Цели:

  1. закрепить знания об образовании слов с помощью суффиксов;
  2. развивать умения разбирать слова, называющие предметы по составу;
  3. расширять словарный запас детей.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Словарная работа (знакомство со словами группа, класс)

4.Постановка цели урока

5. Групповая работа по словообразованию

Учитель: От данных слов образовать новые слова, называющие предметы, выделить в них корни, суффиксы, окончания.

Хлеб, стул, лист, цирк, горох, ночь, лес, снег, волк, старый, брат, сестра.

Подчеркни слова с чередованием согласных в корне, видимое на письме.

6.Практическая работа

а) Работа в тетради для самостоятельных работ

Упражнение 26,  стр.20.

б) Закрепление умений письменно показывать словообразование:

………+…+…= горочка

………+…+…= вазочка

………+…+…= крышечка

………+…+…= избушечка

7. Самостоятельная работа

К данным словам подбери однокоренные слова, называющие предметы.

Смелый→(что?)…………..

Чистый→(что?)…………………

Синий→(что?)………………..

Добрый→(что?)………………..

Красивый→(что?)………………..

Выдели в новых словах корни, суффиксы, окончания.

9.Итог урока

10.Домашнее задание

тетрадь для самостоятельных  работ: упражнения 24, 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....