1. Организационный момент.(учитель) -Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Соберёте много знаний, Если приложить старанье. -Ребята, а вы любите тайны, приключения, открытие нового? Давайте сегодня побудем исследователями… И начнём мы с того, что найдём ту букву, которую будем писать на минутке чистописания. - Прежде всего, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования
2. Чистописание. - Перед вами слова, которые нужно разделить на две группы. Какие это будут две группы? - Какую будем писать букву сегодня? (ЯЯЯЯ)
3. Словарная работа - Пприготовьте ручку и простой карандаш. Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенные буквы, записать его в тетрадь и подчеркнуть вставленные буквы. (после написания каждого слова, дети сверяют с образцом на экране) - Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку. Молодцы.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе слов. - Какое слово получилось? (ГАЗЕТА) -Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.
- Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА. В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "( маленькая) сорока, болтунья". Также венецианское gazeta - название старинной венецианской монеты, которую платили за газету, издававшуюся в Венеции в середине XVI века, а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.…. - К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.)
- Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции) - Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор) - Правильно, РЕДАКТОР – это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.
-Я составила предложение, но в нем пропущены слова ГАЗЕТА и РЕДАКТОР. Вставьте эти слова в предложение. Прочитайте предложение, которое получилось. (Редактор проверил статью для газеты). - Запишите, подчеркните главные члены предложения. Какое из новых двух слов является подлежащим? Молодцы!
4. Постановка и решение проблемной ситуации. - Сегодня мы с вами попробуем создать свою газету и побываем в роли редактора. Какое название будет у нашей газеты? (Семейка)
А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Это стихотворение Е.Н.Леоновича, послушайте: Утром так заведено, Разомкнешь ресницы И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – ОН придет, Тоненький, смущённый, Он на цыпочках войдет Долькою лимонной… Срок прошел-плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна Кто же ОН, ОНО, ОНА?
- Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она? (МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЛУНА) - К какой части речи они относятся? ( к им.существительному) - Значит слова ОН, ОНО, ОНА заняли место имени существительного! - Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи, к которой относятся слова-указатели ОН, ОНО,ОНА? (местоимение)
5. Сообщение темы и постановка целей: - Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать? - А точнее: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
- Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока? 1) познакомиться с личными местоимениями; 2) узнавать личные местоимения на слух и в тексте; 3) знать на какие вопросы отвечает; 4) сравнить личные местоимения и имена существительные; 5) подумать, для чего нам нужны местоимения в речи.
- Ребята, если мы справимся со всеми поставленными задачами, то в конце урока у нас должна получиться интересная газета. - Так что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи) - Какую часть речи заменяет местоимение? (Местоимение заменяет имя существительное)
6. Открытие нового. 6.1 - Не случайно, в начале урока я сказала, что мы сегодня редакторы. И теперь нам предстоит разобраться с определенной группой местоимений, но для этого необходимо ответить на вопросы: - Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите. - Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите. - Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите. - Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите. - А как вы обратитесь ко мне? (Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение ВЫ может указывать и на одно лицо и тогда оно будет писаться с большой буквы. Запишите – Вы. - Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ). - А каким словом заменить слово ЖИВОТНОЕ? (ОНО) - Надя, прочитай, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)
- Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО- называют личными. Они указывают на лицо или лица. 6.2 Актуализация знаний. - Раз мы с вами редакторы, значит должны знать, что Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. - Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое
удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
- Чтобы легче запомнить личные местоимения, я предлагаю прочитать стихотворение: Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Уч-ся (хором читают стих)
- С какой задачей урока мы справились? (с первой) - Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения: Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе. 6.3 Физминутка для глаз. Чтобы глазки не уставали, понаблюдайте за цветами не отрывая глаз.
6.4 Сравнение местоимения и им.существительного. - Ребята, к этой иллюстрации еще есть текст. Так как мы редакторы, то не можем оставить данный текст непрочитанным. Артем читай вслух: Антон купил букет роз. Антон подарил цветы маме. - Что не так в этих предложениях? (Повторяется слово АНТОН) - Как это исправить? (заменить личным местоимением ОН) - Прочитайте теперь правильно предложения. Антон купил букет роз. Он подарил цветы маме.
6.5 Работа в тетради. - На какой вопрос отвечает существительное АНТОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните существительное. (Кто? ) Антон купил букет роз.
- На какой вопрос отвечает личное местоимение ОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните местоимение. (Кто? ) Он подарил цветы маме.
- Какой вывод отсюда следует? (Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные) - Существительное АНТОН называет лицо? (Да) - А личное местоимение ОН? (Нет, только указывает)
- Посмотрите, справились мы с третьей задачей урока? (Читают задачу) - Чем похожи личные местоимения и имена существительные? (Отвечают на одни и те же вопросы) - Чем отличаются личное местоимение от имени существительного? (Имя существительное называет предмет, а местоимение указывает на предмет, не называя его). - С какой задачей урока мы справились?
Физкультминутка: Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
7. Применение новых знаний на практике. 7.1 Работа с текстом - Вот теперь я уверена, что вы готовы к самому ответственному заданию. Сейчас вы будете работать в группах-редакциях: один будет главным редактором, другие – помощники главного редактора. Не забываем, что каждый в группе имеет право голоса, а главный редактор в группе решает, чей ответ принять. Задание на карточках, которые лежат у вас на парте:
1 группа: Замените выделенные имена существительные подходящими по смыслу личными местоимениями.
2 группа: вместо точек вставьте подходящие по смыслу личные местоимения. 1 группа: В последний день лета мы ездили в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В тот день солнце было яркое и весёлое. Солнце хорошо пригревало . Деревья были, как в сказке. Деревья стояли ещё в зелёных нарядах. Наконец – то я увидел реку Дон. Река была широкая и очень красивая. Домой мы поехали очень довольные. Они, оно, она, вы.
2 группа: В последний день лета ….. ездили в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В тот день солнце было яркое и весёлое. ….. хорошо пригревало . Деревья были, как в сказке. ….. стояли ещё в зелёных нарядах. Наконец – то я увидел реку Дон. Она была широкая и очень красивая. Домой ….. поехали очень довольные. Мы, она, я, они, оно, мы, вы
- Проверяем вашу работу в группах. -Послушаем текст первой группы. Второй группы. - Сравните свои тексты с текстом на экране. (учитель читает текст, дети проверяют). Какое местоимение оказалось лишним? (вы) - Поднимите руку у кого работа выполнена без ошибок? Молодцы. Исправьте у кого не так. -Как вы думаете для чего нам нужны местоимения в речи? - Вот мы справились со следующей задачей.
6.2. «Найди лишнее» - Вы знаете, что редактор должен уметь видеть в тексте лишнюю, ненужную информацию. И сейчас, я проверю, сможете ли вы найти «четвертый лишний» Работать будем в парах. ПОМОЩНИКИ гл.редактора выполнят задание, а ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР в случае необходимости помогает, потом проверяет и исправляет.
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Я, они, на, ты (предлог) Но, оно, она, они (союз) Я, Яна, ты, вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) - Проверяем работу.(Каждая пара читает по строчке, называет лишнее слово и объясняет почему) МОЛОДЦЫ!
8. Итог урока. - Ребята, выполнили ли мы поставленные задачи? - С какой частью речи мы познакомились? - Какие местоимения вы узнали? - Чем похожи личные местоимения и им. существительные? - Чем отличаются? -Вам понравилось быть редактором? -Оцените свои знания: (выбрать смайлик и повесить на доску)
- Все поставленные задачи мы выполнили и результатом нашего труда стала газета «СЕМЕЙКА».
9. Домашнее задание. - Домашнее задание: Придумать и записать статью из 5 предложений с личными местоимениями. Спасибо за урок.
|