Урок обучения грамоте по теме "Алфавит. Упражнения в чтении и письме" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Овчинникова Любовь Григорьевна

Урок обучения грамоте с использованием интерактивной доски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit._uprazhneniya_v_chtenii_i_pisme.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                                                                 Обучение грамоте

                                                Тема: «Алфавит. Упражнения в чтении и письме.»

 Цель: познакомить обучающихся с алфавитом

Задачи:  формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

                – формируем умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

                – формируем умение классифицировать предметы;

                – формируем умение анализировать текст.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:  

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения)

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре;

Предметные  результаты:

- запомнить название и последовательность букв русского алфавита;

- уметь располагать слова в алфавитном порядке;

- знать отличия письменных и печатных букв;

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– не смешивать понятия «звук» и «буква»;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

Оборудование: рисунки животных или карточки со словами в конвертах для работы в парах;

ИКТ; толковый словарь;

Символы:

                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ

(Технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

  1. Работа со стихотворением.

– Прочитайте стихотворение, записанное на доске. 1 4 1 3 1

Вслух читает хорошо читающий ученик.

Журчат ручьи,

Слепят лучи,

И тает лёд, и сердце тает!

И даже пень

В апрельский день

Берёзкой снова стать мечтает!

                                            (М. Вольпин)

– Какую картину нарисовал поэт? (После ответов учащихся - слайд 2)

– Прочитайте слова с мягким знаком.

– Какую роль он играет в этих словах?

– Назовите в этих словах мяг кие согласные звуки.

- А какую роль в словах может еще играть мягкий знак?

Дети приводят примеры слов с разделительным ь.

- Когда в слове пишется разделительный ь?

– Какая ещё буква выполняет такую работу? (Твёрдый знак.) Таких слов нет.

Дети приводят примеры слов с ъ.

– Когда в слове пишется твёрдый знак? Приведите примеры слов.

 Работа в парах: вставить соответствующий знак в слова, объяснить свой выбор. Проверка (слайд 3). 4 4

– Какие знания мы сейчас с вами повторили?

– Для чего нам нужны эти знания?  4   4

2. – Откройте «Букварь» на с. 2–3. 

– Что это? (Коробка с кубиками.) 

– Почему вместо букв здесь были рисунки? (Ещё не знали букв.) 

– День за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы. Теперь откройте «Букварь» на с. 158.

– Что вы видите? (Перед вами всё те же кубики, но лежат другой стороной, той, где на печатаны буквы.)

– Подсчитайте, сколько всего букв.

– Сколько из них букв гласных звуков?

– Какая подсказка для этого есть на картинке? (Красный цвет.)

– Сколько букв соглас ных звуков?

– Что вам подсказало? (Буквы синего цвета.)

– Сколько букв, не обозначающих звуков?

Дети называют буквы ъ, ь.

– Как окрашены они?

– Почему?

– В каком порядке выстроены буквы?

– Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определён ный порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.) (слайд 4)

– Как называется расположение букв в установленном порядке?

(Азбука, алфавит.)

– Определите тему урока. Назовите её. (слайд 4)  4   4

 Что нового мы узнаем сегодня?

– На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

    1. Работа в «Букваре» (с. 158).  5   6   2   4

– Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», получи лось слово «алфавит». Вот так и живут слова-близнецы: русское сло во «азбука» (по названиям первых букв аз и буки) и греческое слово «алфавит».

– Прочитайте алфавит, называя правильно каждую букву.

2. Игра «Что пропало?»

Класс делится на две команды. На доске записан алфавит с пропу ском букв. Надо вставить пропущенные буквы и прочитать весь алфавит хо ром без ошибки.

А Б Д Е К Г Д Е З К

Л М И С Ц М Р У Ф

 Ч Ш Щ Ш Э Я

– А зачем надо знать алфавит?

Учитель показывает словарь, в ко тором слова записаны в алфавитном порядке.

3. Составление загадок про букву. (слайд 5) 4

Учитель загадывает загадку-образец, ученики составляют анало гичные сами.

Образец. 

 Эта буква обозначает согласный глухой, всегда твёрдый звук. У неё два «соседа» по алфавиту, которые обозначают глухие со гласные звуки. С этой буквы начинается имя героя, который приду мал сказку про домик на заячьих ножках. С этой буквы начинается и фамилия автора этой сказки. Что это за буква? Проверьте свой ответ, она 24-я по счёту в алфавите.

Учитель просит детей составить похожие загадки и загадать их друг другу.

Физкультминутка

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в тетради для печатания (с. 5150).

Варианты работы:

1) Дети коллективно, в парах и самостоятельно подписывают рисунки: печатают слово и подчёркивают первую букву.

2) Называется предмет и печатается только первая  буква на строке под рисунками. Затем буквы называются в алфавитном порядке (с опорой на алфавит на слайде 3).

– Что нового для себя сейчас узнали?

– Какие знания повторили?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

  1.    Работа с загадками. 4 3 1 2

Упражнение в составлении азбуки «Мир растений».

– Сейчас мы составим азбуку. Тему её подскажут загадки. (слайд 6)

                               Буква А.

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус – называется... (арбуз).

                               Буква Б.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь... (берёзку)?

                              Буква В.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок.

Синеглазый... (василёк).

– Какова тема нашей азбуки?

– Названия каких растений продолжат её?

– Про какие растения вы знаете загадки?

 – А как называют растительный мир Земли? (Флора.) 

    3. Работа в прописи.   4   2   1

– Откройте прописи на с. 42. Что вы увидели на этих страницах?

1) Составление азбуки из письменных букв.

– Что такое буква? (Значок для обозначения звуков на письме.) 

– Мы говорили уже о том, что у каждой буквы два лица – печатное и письменное. Рассмотрите рисунки.

– Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком пер вую букву названия. Это будут письменные заглавная и строчная бук вы. Рисунки раскрасите дома.

Коллективная работа с комментированием.

2) Запись слов по алфавиту. Работа в парах. 4

Учащиеся получают конверт с рисунками животных или словами и по заданию раскладывают их в алфавитном порядке. ( белка, рак, жук, лев,  улитка,ёж.

– Расположите рисунки так, чтобы слова названия животных шли в алфавитном порядке.

Проверка (слайд 7)

– Как можно озаглавить нашу азбуку? («Мир животных».) (слайд 7)

- А как называют животный мир Земли? (слайд 7)

– Запишите самостоятельно слова названия животных. Подчер кните первую букву.

3) Распределение слов по группам. Коллективная работа (слайд 8)

Физкультминутка

4) Самостоятельная работа (с. 38).

а) Замена печатных букв верхней строки письменными.

Самопроверка с образцом на доске.

б) Написание слов с печатного образца, подчёркивание буквы ь.

– Прочитайте слова.

– Что в них общего?

– В чём отличие?

– Подчеркните зелёным карандашом слова, в которых мягкий знак разделяет букву согласного и букву гласного. Спишите с комментированием.

Вопросы к ученикам по работе на с. 38 прописи (начало формирования алгоритма самооценки): 2

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил  всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою письменную работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь в конце страницы справа внизу.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Итог

– Что нового узнали?  4   4

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?

(слайд 9, 10)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

ТООУ

V. Домашнее задание (по желанию)

Узнать у родителей, где в жизни используется алфавит. Раскрасить животных в прописи.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

1. Работа в «Букваре»

                  * Отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно записывали буквы алфавита.

2. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и текст.

          3. Работа в парах

                    * Отметить учеников, которые  работали в паре, используя правила сотрудничества и умения                   договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"

Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...

Презентация к уроку обучения грамоте ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" и прописям "Мои волшебные пальчики" Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной (УМК "Школа 2100")...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"

Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами  по учебнику  "Букварь"  БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Урок обучение грамоте. "Знакомство с буквой Бб. Чтение слогов и слов»

На уроке проводится  звуковой анализ слова, характеристика  гласных и согласных звуков; развитие  фонематического  слуха; знакомство  с новой буквой; умение читать слоги...

К уроку обучения грамоте по теме: Упражнения в чтении и письме. (66) Школа 2100

Иллюстрации к уроку  обучения грамоте для интерактивной доски и мультимедиапроектора....

урок обучения грамоте в 1 классе "Алфавит. Значение алфавита" (программа 2100)

Данный  урок  представляет интерес для учащихся тем, что проведён в нестандартной форме - создание проекта - ПАСПОРТА для алфавита. Первоклашки с удовольствием работают в группе и постредстл...