Урок обучения грамоте по теме "Алфавит. Упражнения в чтении и письме" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit._uprazhneniya_v_chtenii_i_pisme.doc | 692 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Тема: «Алфавит. Упражнения в чтении и письме.»
Цель: познакомить обучающихся с алфавитом
Задачи: – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
– формируем умение классифицировать предметы;
– формируем умение анализировать текст.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения)
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре;
Предметные результаты:
- запомнить название и последовательность букв русского алфавита;
- уметь располагать слова в алфавитном порядке;
- знать отличия письменных и печатных букв;
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– не смешивать понятия «звук» и «буква»;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Межпредметные связи: окружающий мир, математика.
Оборудование: рисунки животных или карточки со словами в конвертах для работы в парах;
ИКТ; толковый словарь;
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД ТОУУ (Технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний |
– Прочитайте стихотворение, записанное на доске. 1 4 1 3 1 Вслух читает хорошо читающий ученик. Журчат ручьи, Слепят лучи, И тает лёд, и сердце тает! И даже пень В апрельский день Берёзкой снова стать мечтает! (М. Вольпин) – Какую картину нарисовал поэт? (После ответов учащихся - слайд 2) – Прочитайте слова с мягким знаком. – Какую роль он играет в этих словах? – Назовите в этих словах мяг кие согласные звуки. - А какую роль в словах может еще играть мягкий знак? Дети приводят примеры слов с разделительным ь. - Когда в слове пишется разделительный ь? – Какая ещё буква выполняет такую работу? (Твёрдый знак.) Таких слов нет. Дети приводят примеры слов с ъ. – Когда в слове пишется твёрдый знак? Приведите примеры слов. Работа в парах: вставить соответствующий знак в слова, объяснить свой выбор. Проверка (слайд 3). 4 4 – Какие знания мы сейчас с вами повторили? – Для чего нам нужны эти знания? 4 4 2. – Откройте «Букварь» на с. 2–3. – Что это? (Коробка с кубиками.) – Почему вместо букв здесь были рисунки? (Ещё не знали букв.) – День за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы. Теперь откройте «Букварь» на с. 158. – Что вы видите? (Перед вами всё те же кубики, но лежат другой стороной, той, где на печатаны буквы.) – Подсчитайте, сколько всего букв. – Сколько из них букв гласных звуков? – Какая подсказка для этого есть на картинке? (Красный цвет.) – Сколько букв соглас ных звуков? – Что вам подсказало? (Буквы синего цвета.) – Сколько букв, не обозначающих звуков? Дети называют буквы ъ, ь. – Как окрашены они? – Почему? – В каком порядке выстроены буквы? – Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определён ный порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.) (слайд 4) – Как называется расположение букв в установленном порядке? (Азбука, алфавит.) – Определите тему урока. Назовите её. (слайд 4) 4 4 – Что нового мы узнаем сегодня? – На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает эти действия? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. Работа в «Букваре» (с. 158). 5 6 2 4 – Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», получи лось слово «алфавит». Вот так и живут слова-близнецы: русское сло во «азбука» (по названиям первых букв аз и буки) и греческое слово «алфавит». – Прочитайте алфавит, называя правильно каждую букву. 2. Игра «Что пропало?» Класс делится на две команды. На доске записан алфавит с пропу ском букв. Надо вставить пропущенные буквы и прочитать весь алфавит хо ром без ошибки. А Б Д Е К Г Д Е З К Л М И С Ц М Р У Ф Ч Ш Щ Ш Э Я – А зачем надо знать алфавит? Учитель показывает словарь, в ко тором слова записаны в алфавитном порядке. 3. Составление загадок про букву. (слайд 5) 4 Учитель загадывает загадку-образец, ученики составляют анало гичные сами. Образец. – Эта буква обозначает согласный глухой, всегда твёрдый звук. У неё два «соседа» по алфавиту, которые обозначают глухие со гласные звуки. С этой буквы начинается имя героя, который приду мал сказку про домик на заячьих ножках. С этой буквы начинается и фамилия автора этой сказки. Что это за буква? Проверьте свой ответ, она 24-я по счёту в алфавите. Учитель просит детей составить похожие загадки и загадать их друг другу. Физкультминутка | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в тетради для печатания (с. 51–50). Варианты работы: 1) Дети коллективно, в парах и самостоятельно подписывают рисунки: печатают слово и подчёркивают первую букву. 2) Называется предмет и печатается только первая буква на строке под рисунками. Затем буквы называются в алфавитном порядке (с опорой на алфавит на слайде 3). – Что нового для себя сейчас узнали? – Какие знания повторили? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
Упражнение в составлении азбуки «Мир растений». – Сейчас мы составим азбуку. Тему её подскажут загадки. (слайд 6) Буква А. Он большой, как мяч футбольный. Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус – называется... (арбуз). Буква Б. Она весну встречает, Серёжки надевает. Накинута на спинку Зелёная косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаёшь... (берёзку)? Буква В. Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок. Синеглазый... (василёк). – Какова тема нашей азбуки? – Названия каких растений продолжат её? – Про какие растения вы знаете загадки? – А как называют растительный мир Земли? (Флора.) 3. Работа в прописи. 4 2 1 – Откройте прописи на с. 42. Что вы увидели на этих страницах? 1) Составление азбуки из письменных букв. – Что такое буква? (Значок для обозначения звуков на письме.) – Мы говорили уже о том, что у каждой буквы два лица – печатное и письменное. Рассмотрите рисунки. – Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком пер вую букву названия. Это будут письменные заглавная и строчная бук вы. Рисунки раскрасите дома. Коллективная работа с комментированием. 2) Запись слов по алфавиту. Работа в парах. 4 Учащиеся получают конверт с рисунками животных или словами и по заданию раскладывают их в алфавитном порядке. ( белка, рак, жук, лев, улитка,ёж. – Расположите рисунки так, чтобы слова – названия животных шли в алфавитном порядке. Проверка (слайд 7) – Как можно озаглавить нашу азбуку? («Мир животных».) (слайд 7) - А как называют животный мир Земли? (слайд 7) – Запишите самостоятельно слова – названия животных. Подчер кните первую букву. 3) Распределение слов по группам. Коллективная работа (слайд 8) Физкультминутка 4) Самостоятельная работа (с. 38). а) Замена печатных букв верхней строки письменными. Самопроверка с образцом на доске. б) Написание слов с печатного образца, подчёркивание буквы ь. – Прочитайте слова. – Что в них общего? – В чём отличие? – Подчеркните зелёным карандашом слова, в которых мягкий знак разделяет букву согласного и букву гласного. Спишите с комментированием. Вопросы к ученикам по работе на с. 38 прописи (начало формирования алгоритма самооценки): 2 – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою письменную работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему? – Отметь в конце страницы справа внизу. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙV. Итог | – Что нового узнали? 4 4 – Какие уже известные нам знания повторили? – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? – Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали? (слайд 9, 10) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? | ТООУ |
V. Домашнее задание (по желанию) | Узнать у родителей, где в жизни используется алфавит. Раскрасить животных в прописи. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно записывали буквы алфавита.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и текст.
3. Работа в парах
* Отметить учеников, которые работали в паре, используя правила сотрудничества и умения договариваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"
Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...
Презентация к уроку обучения грамоте ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" и прописям "Мои волшебные пальчики" Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной (УМК "Школа 2100")...
Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"
Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами по учебнику "Букварь" БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....
Урок обучение грамоте. "Знакомство с буквой Бб. Чтение слогов и слов»
На уроке проводится звуковой анализ слова, характеристика гласных и согласных звуков; развитие фонематического слуха; знакомство с новой буквой; умение читать слоги...
Конспект урока обучения грамоте по теме "Упражнения в чтении и письме. Чтение и написание слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом" Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока составлен на 2 часа (чтение и письмо). К конспекту прилагается презентация....
К уроку обучения грамоте по теме: Упражнения в чтении и письме. (66) Школа 2100
Иллюстрации к уроку обучения грамоте для интерактивной доски и мультимедиапроектора....
урок обучения грамоте в 1 классе "Алфавит. Значение алфавита" (программа 2100)
Данный урок представляет интерес для учащихся тем, что проведён в нестандартной форме - создание проекта - ПАСПОРТА для алфавита. Первоклашки с удовольствием работают в группе и постредстл...