урок обучения грамоте в 1 классе "Алфавит. Значение алфавита" (программа 2100)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный урок представляет интерес для учащихся тем, что проведён в нестандартной форме - создание проекта - ПАСПОРТА для алфавита. Первоклашки с удовольствием работают в группе и постредстлвом игры создают проект алфавита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Таёжный
Урок обучения грамоте в 1 классе
по теме «Алфавит. Значение алфавита».
Учитель: Аширова Людмила Петровна
Урок обучения грамоте по теме «Алфавит. Значение алфавита» (1 класс)
Тип урока: комбинированный - открытие нового знания и формирование УУД
Цель: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение.
Планируемые результаты – формируемые УУД
- Личностные: * Понимать причины успеха в учебной деятельности;
* Осваивать социальную роль обучающегося;
* Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
- Регулятивные: * Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей;
*Формирование умений поведенческого самоконтроля.
- Познавательные: * формирование умения обобщать, строить рассуждения под
руководством учителя.
- Коммуникативные: * Формирование умений строить понятные для окружающих
Высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов;
*Формирование умений формулировать собственное мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД - * Научиться правильно называть буквы в алфавитном порядке; *Применять знания алфавита при выполнении практических заданий.
Межпредметные связи: Письмо, русский язык, история.
Ресурсы: 1.Электронная презентация (самостоятельно составленная);
2.Карточки – буквы;
3.Листы для составления паспорта;
4.Карточки с изображением подснежников;
5 Раздаточный материал- алфавит;
6 Орфографический словарь;
7 Письмо от алфавита.
8 Схемы формируемых УУД
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | СЛАЙД № 1
Как вы это понимаете? Ученики: дают собственные комментарии. | Личностные УУД (Понимать причины успеха в учебной деятельности;) |
2 | Актуализация знаний | 2.Учитель: Ребята, сегодня у нас последний урок с нашей учебной книгой – Букварём. Букварь нас многому научил. Чему же? (Ответы детей) - А почему наш умный друг Букварь загрустил?» (слайд № 2) Давайте спросим у нашего умного дядюшки Филина. Ой, да здесь письмо какое –то. | Коммуникативные УУД (Формирование умений строить понятные для окружающих высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов) |
3 | Постановка учебной задачи | 3.Дети читают письмо: Ребята, меня хотят разлучить с другом. Злой волшебник ТИВАФЛА преградил ему путь –дорогу ко мне, Букварю, унёс его далеко в своё царство. И не выпустит моего друга до тех пор, пока он не покажет пропуск – ПАСПОРТ. Но дело в том, что мой друг потерял свой паспорт. Наверное, мы теперь никогда не увидимся с моим другом. (Объясняем значение слова «ПАСПОРТ») Дети: А кто же твой друг, Букварь? 4.Учитель: Имя его зашифровано, прочитайте. (СЛАЙД № 3) Дети: АЛФАВИТ. (слайд № 4) Слайд № 5 – Жил Алфавит в своём городе Алфавитске и горя не знал. Кто же жители этого города? (буквы) Учитель: так что же, ребята, выручим друзей, поможем им встретиться? А что для этого нам нужно будет сделать? Дети : ПАСПОРТ. | Коммуникативные УУД+ Регулятивные УУД (Формирование умений поведенческого самоконтроля) |
4 | Формирование УУД | Слайд № 7 5.Из каких сведений будет состоять ПАСПОРТ Алфавита? (фамилия, имя, отчество, место рождения, год рождения, особые сведения, важные сведения) 6Учитель: Откуда появилось имя алфавита. Оказывается – из букв древней Греции (альфа + вита= АЛФАВИТ) А у нас на Руси первые буквы назывались АЗ + БУКи = АЗБУКА. (СЛАЙД № 8) Ребята, а что означает слово «Азбука»? «Алфавит»? Эти слова имеют одинаковое значение – братья – близнецы. (Маша – Мария) Слайд № 9 В 863 г. – священнослужители – монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, которая состояла их 43 букв. С тех пор на Руси появилась письменность. А этим людям по сей день в знак благодарности изготавливают памятники, скульптуры. Слайд № 10 + 11 В 1711 г. появился церковнославянский алфавит – 42 буквы. Большую роль сыграл Петр первый. В 1918 г. появился русский алфавит из 33 букв. Ребята, что мы из представленной информации можем записать в паспорт АЛФАВИТА? Дети: 2 человека – заполняют паспортные данные АЛФАВИТА, СЛАЙД № 12. Остальные читают на экране: Самый длинный алфавит в мире – у абазинцев, народов, живущих на Кавказе – 71 буква. Самый короткий алфавит – у финнов и итальянцев- 21 буква. | Регулятивные УУД (Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей) Познавательные (формирование умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя). |
5 | ФИЗМИНУТКА | 6.Песенка про АЛФАВИТ( с видеопрезентацией) | |
6 | Формирование УУД | Продолжаем заполнять ОСОБЫЕ СВЕДЕНИЯ АЛФАВИТА: Слайд № 13 7.Что вы знаете про буквы и звуки Алфавита? (Гласные, согласные, ударные и безударные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие) 8.Чтение рассказа из Букваря (стр 37) А. Шибаев «Всегда вместе» - Почему гласные и согласные теперь никогда не разлучаются? 9. Все ли гласные перед нами? (СЛАЙД № 14) Особенности гласных (Е, Ё, Ю, Я) 10 Игра «Какие буквы лишние?» (непарные – Р, Л) (СЛАЙД № 15) Соединитесь в пары парные согласные (у детей буквы, дети встают парами) Дети ищут свою пару. | Регулятивные УУД (Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные УУД (Формирование умений формулировать собственное мнение.) |
7 | Открытие нового знания | 11. Значение АЛФАВИТА Практическая работа «Найдите слово «карандаш» в орфографическом словаре; Найди свою фамилию в журнале Найди фамилию «Аширов» в телефонном справочнике. Слайд № 16 –Учитель: Для чего нужен АЛФАВИТ? Ответы детей (В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале, слова в словарях расположены в алфавитном порядке, книги в библиотеке, медицинские карточки, фамилии в телефонных справочниках и т. д. ) СЛАЙД № 17 – дети читают. Дети заполняют страницу паспорта «ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ» | Коммуникативные УУД (Формирование умений строить понятные для окружающих высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов) Познавательные (формирование умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя). Предметные УУД (Применять знания алфавита при выполнении практических заданий.) |
8 | Первичное закрепление нового знания | Практическая работа У каждого на парте – алфавит с нумерацией букв. Задание 1 Найдите, под каким номером буквы начинается ваше имя? Запомните свой номер. Задание № 2 Ребята, постройтесь в алфавитном порядке перед нами. | Регулятивные УУД (Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей) Предметные УУД (Применять знания алфавита при выполнении практических заданий.) |
9 | Итог урока Рефлексия | Работа с карточками – символами Р П К Л Р - работать вместе, регулировать, планировать свои действия. П – Узнали, зачем нужен АЛФАВИТ Учились рассуждать К – учились правильно строить предложения Л – учились быть учениками, соблюдать правила поведения на уроке. | Коммуникативные УУД (формирование умения формулировать собственное мнение) |
10 | Самооценка | Учитель: СЛАЙД № 18 А теперь, те ребята, которые считают, что поработали на уроке хорошо и помогли друзьям встретиться, они в благодарность для вас прислали корзину с первыми цветами- подснежниками. Возьмите их и подарите тому, кому пожелаете. Но не просто так, а с пожеланиями на ту букву, которая сидит в подснежнике. Цветов с какими буквами не будет? (Ъ и Ь, Ы) (СЛАЙД № 19) | Регулятивные + личностные УУД |
Самоанализ урока обучения грамоте по теме «Алфавит. Значение АЛФАВИТА»
Учитель: Аширова Людмила Петровна
Тип урока: комбинированный - открытие нового знания и формирование УУД
Цель: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение.
Планируемые результаты – формируемые УУД
- Личностные: * Понимать причины успеха в учебной деятельности;
* Осваивать социальную роль обучающегося;
* Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
- Регулятивные: * Формировать умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей;
*Формирование умений поведенческого самоконтроля.
- Познавательные: * формирование умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
- Коммуникативные: * Формирование умений строить понятные для окружающих высказывания,
в том числе с помощью наводящих вопросов;
*Формирование умений формулировать собственное мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД - * Научиться правильно называть буквы в алфавитном порядке;
*Применять знания алфавита при выполнении практических заданий.
Межпредметные связи: Письмо, русский язык, история.
Это последний урок обучения грамоте перед изучением предмета «Литературное чтение».
Урок разработан в соответствии с УМК Программы 2100.
Комбинированный урок формирования УУД и открытия новых знаний проведён на основе технологии деятельностного обучения, а также ИК технологии. Структура урока соответствует типу. Начало урока и актуализация опорных знаний способствовали осознанному вхождению в учебный материал.
На этапе открытия новых знаний применила такой метод, как практическая работа, в ходе которой дети выяснили значение АЛФАВИТА. Из технологии деятельностного обучения также применила приёмы самооценки.
Учитывая возрастные особенности обучающихся, урок построен в форме работы над игровым проектом – создание ПАСПОРТА АЛФАВИТА. Ребята в игровой форме обобщили необходимый учебный материал. Сказочные герои, ребусы, яркие картинки презентации также способствовали активизации мыслительной деятельности обучающихся и большей заинтересованности в учебной деятельности.
В целях релаксации и предупреждения переутомления использовала музыкальную паузу, которая найдёт своё продолжение на других уроках (русский язык, литературное чтение) и поможет детям также в ненавязчивой игровой форме заучить алфавит.
Учитывалась рациональная организация урока. Частота чередований видов учебной деятельности соответствует норме. В течение всего урока большее внимание уделяла коммуникативным навыкам, что объясняется особенностями предмета.
В 1 классе всегда большое внимание уделяю навыкам самоконтроля поведенческого характера.
Начало и конец урока запланировала и провела на высоком эмоциональном уровне.
Считаю, что выбранные мной предметные и универсальные учебные действия в ходе урока ребята учились формировать успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
К уроку обучения грамоте " Повторение. Упражнение в чтении и письме" (урок 46) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями по теме: "Ярмарка" к уроку обучения грамоте в 1 классе....
К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100
Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....
Учебно-методический комплект к уроку обучения грамоте на тему: "Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных" (конспект+презентация) - 1 класс
Цели деятельности учителя: познакомить со звковым значение буквы ю [й’у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...