Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это после введения понятия.
Я представляю конспект по теме "Овощи - Фрукты", здесь проводится обучение составлению текста-описания по конкретной схеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
Цель: научить составлять текст-описание по предложенной схеме.
Задачи:
• обогащение словаря по теме;
• обучение составлению рассказа-описания по схеме и сравнению двух предметов;
• развитие зрительного и слухового внимания;
• развитие памяти и логического мышления.
Материалы: картинки с изображением овощей и фруктов или их муляжи.
Ход занятия
Организационный момент:
Объясняем детям правила поведения на занятии, включаем в работу.
Работа над речевым материалом:
Повторение темы: «Овощи - Фрукты». Педагог показывает и называет предметные картинки с изображением овощей-фруктов или же муляжи. Дети или сам учитель называют предмет и его основные свойства. Например, «это помидор, он круглый и красный».
Работа над лексико-грамматическим строем речи:
Дидактическая игра «Угадай, про что я говорю»:
Учитель на доске размещает несколько картинок с изображением овощей (яблоко, тыква, лук, огурец).
Учитель: Я буду сейчас вам описывать один конкретный предмет, а вы постараетесь отгадать, что это.
- Это сочное, спелое, круглое красное.
Дети: Это яблоко!
Учитель: Правильно.
А теперь подумайте, что именно вам помогло дать правильный ответ, а не выбрать, например, лук или тыкву? А помогло вам то, что я очень подробно описал вам признаки предмета – и вкус и форму и цвет. Правильно?
Дети: Да.
Учитель: А что именно вам помогло? Как вы думаете?
Дети: То, что это сочное и красное. Так как «круглое» и тыква и лук.
Учитель: Молодцы. Значит, вы понимаете, что предметы могут отличаться по какому-то одному признаку, а могут и по нескольким. И чтобы нам описать предмет так, чтобы всем стало понятно, надо постараться выделить как можно больше признаков. Да.
Дети: Конечно!
Учитель: Значит, мы научились отличать фрукты и овощи по признакам. А все наши признаки отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?».
Составление описаний по картинке:
Учитель: А теперь вы попробуйте выделить два-три признака фрукта или овоща. Учтите, что предметы могут еще различаться и по размеру (большой или маленький) и по структуре (мягкий или твердый), а также по запаху.
Вот первая карточка, что на ней изображено?
Дети: Это морковь!
Учитель: Правильно, а теперь назовите мне ее отличительные черты, какая она?
Дети: овальная, оранжевая, сладкая, полезная.
Учитель: Отлично! А теперь, что я вам показываю?
Дети: Это огурец, он зеленый и овальный.
Учитель: Вы все правильно сделали и научились выделять главные признаки.
Сравнение двух предметов: (составление текста-описания по схеме)
Учитель: Отлично, но ведь мы можем не только описывать предметы, но и сравнивать их.
Давайте попробуем описать две картинки, сначала по очереди, а потом сравним, что получилось. Чтобы было проще, мы будем пользоваться схемой:
- Что это (фрукт/овощ)? И название.
- Какой формы?
- Какого размера?
- Какого цвета?
- Какой на вкус?
Учитель: Вот первая картинка. Что мы видим (на картинке большое желтое яблоко).
Дети: Это яблоко. Это фрукт. Оно круглое, большое, желтое и вкусное.
Учитель: Отлично, а вот вторая картинка (маленькое зеленое яблоко).
Дети: Это тоже яблоко, это фрукт, оно маленькое, зеленое и сладкое.
Учитель: У нас получились два рассказа, оба про яблоки. Но чем-то все же отличаются? Чем именно, по каким параметрам наши фрукты разные?
Дети: Они разные по форме и по цвету. А в остальном они похожи.
Учитель: Правильно, все молодцы!
Итог занятия:
«Что мы сегодня научились делать?» (Ответ детей – выделять признаки предметов и сравнивать разные предметы по этим признакам).
Молодцы, вы все отлично поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на тему "Дорожные знаки"
Конспект урока по развитию речи может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....
Конспект урока по развитию речи на тему:"Зима в лесу" в 3 классе
Конспект урока по развитию речи для учащихся 3 класса с нарушением слуха по теме "Зима в лесу"...
Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"
Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....
Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»
Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»...
Конспект урока по развитию речи на тему: «Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке» 2 класс
Технологическая карта урока Тема урока: «Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке»Цель урока: · Научить делить текст на части;·...
Конспект урока по развитию речи по теме: "Составление рассказа "Собака-санитар" из деформированного текста
Данный материал предназначен для обучения детей с нарушением слуха....
Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс
Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...