Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это после введения понятия. 

Я представляю конспект по теме "Овощи - Фрукты", здесь проводится обучение составлению текста-описания по конкретной схеме.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

Цель: научить составлять текст-описание по предложенной схеме.

Задачи:

•        обогащение словаря по теме;

•        обучение составлению рассказа-описания по схеме и сравнению двух предметов;

•        развитие зрительного и слухового внимания;

•        развитие памяти и логического мышления.

Материалы: картинки с изображением овощей и фруктов или их муляжи.

Ход занятия

Организационный момент:

Объясняем детям правила поведения на занятии, включаем в работу.

Работа над речевым материалом:

Повторение темы: «Овощи - Фрукты». Педагог показывает и называет предметные картинки с изображением овощей-фруктов или же муляжи. Дети или сам учитель называют предмет и его основные свойства. Например, «это помидор, он круглый и красный».

Работа над лексико-грамматическим строем речи:

Дидактическая игра «Угадай, про что я говорю»:

Учитель на доске размещает несколько картинок с изображением овощей (яблоко, тыква, лук, огурец).

Учитель: Я буду сейчас вам описывать один конкретный предмет, а вы постараетесь отгадать, что это.

- Это сочное, спелое, круглое красное.

Дети: Это яблоко!

Учитель: Правильно.

А теперь подумайте, что именно вам помогло дать правильный ответ, а не выбрать, например, лук или тыкву? А помогло вам то, что я очень подробно описал вам признаки предмета – и вкус и форму и цвет. Правильно?

Дети: Да.

Учитель: А что именно вам помогло? Как вы думаете?

Дети: То, что это сочное и красное. Так как «круглое» и тыква и лук.

Учитель: Молодцы. Значит, вы понимаете, что предметы могут отличаться по какому-то одному признаку, а могут и по нескольким. И чтобы нам описать предмет так, чтобы всем стало понятно, надо постараться выделить как можно больше признаков. Да.

Дети: Конечно!

Учитель: Значит, мы научились отличать фрукты и овощи по признакам. А все наши признаки отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?».

Составление описаний по картинке:

Учитель: А теперь вы попробуйте выделить два-три признака фрукта или овоща. Учтите, что предметы могут еще различаться и по размеру (большой или маленький) и по структуре (мягкий или твердый), а также по запаху.

Вот первая карточка, что на ней изображено?

Дети: Это морковь!

Учитель: Правильно, а теперь назовите мне ее отличительные черты, какая она?

Дети: овальная, оранжевая, сладкая, полезная.

Учитель: Отлично! А теперь, что я вам показываю?

Дети: Это огурец, он зеленый и овальный.

Учитель: Вы все правильно сделали и научились выделять главные признаки.

Сравнение двух предметов: (составление текста-описания по схеме)

Учитель: Отлично, но ведь мы можем не только описывать предметы, но и сравнивать их.

Давайте попробуем описать две картинки, сначала по очереди, а потом сравним, что получилось. Чтобы было проще, мы будем пользоваться схемой:

  1. Что это (фрукт/овощ)? И название.
  2. Какой формы?
  3. Какого размера?
  4. Какого цвета?
  5. Какой на вкус?

Учитель: Вот первая картинка. Что мы видим (на картинке большое желтое яблоко).

Дети: Это яблоко. Это фрукт. Оно круглое, большое, желтое и вкусное.

Учитель: Отлично, а вот вторая картинка (маленькое зеленое яблоко).

Дети: Это тоже яблоко, это фрукт, оно маленькое, зеленое и сладкое.

Учитель: У нас получились два рассказа, оба про яблоки. Но чем-то все же отличаются? Чем именно, по каким параметрам наши фрукты разные?

Дети: Они разные по форме и по цвету. А в остальном они похожи.

Учитель: Правильно, все молодцы!

Итог занятия:

«Что мы сегодня научились делать?»  (Ответ детей – выделять признаки предметов и сравнивать разные предметы по этим признакам).

Молодцы, вы все отлично поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на тему "Дорожные знаки"

Конспект урока по развитию речи может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....

Конспект урока по развитию речи на тему:"Зима в лесу" в 3 классе

Конспект урока по развитию речи для учащихся 3 класса с нарушением слуха по теме "Зима в лесу"...

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»

Конспект урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание»...

Конспект урока по развитию речи на тему: «Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке» 2 класс

Технологическая карта урока Тема урока: «Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке»Цель урока: ·        Научить делить текст на части;·...

Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс

Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...