Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю и её звуки."
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему
Целью данного урока является: формирование умения различать гласные и согласные звуки; выделять звук в слове; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; развитие устной и письменной речи учащихся.
Урок направлен на формирование универсальных учебных действий:
Познавательных УУД:
· формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
· формируем умение представлять информацию в виде схемы;
· формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативных УУД:
· Развиваем умение слушать и понимать других.
· Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
· Оформлять свои мысли в устной форме.
· Учимся работать в паре.
Регулятивные УУД:
· Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
· Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
· Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
· Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_bukvy_yu._shvidchenko_25_n.doc | 163.5 КБ |
bukva_yu._shvidchenko_office_powerpoint.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЕВ УРОКОВ
С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Обучение грамоте (литературное чтение)
1 КЛАСС
ПРОГРАММА «Школа - 2100»
Швидченко Марина Ивановна,
учитель начальных классов
тел. 8861915-54-77
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 ст. Павловской
Обучение грамоте (литературное чтение)
Тема: Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца.
Цели:
– формирование умения различать гласные и согласные звуки; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; выделять звук в слове; анализировать текст.
Введение понятия «суффикс».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
| - Ребята, скажите, какой у нас сейчас урок? (Литературное чтение) -Что нам надо для урока? | |
| (слайд 2) - К нам на урок пришёл Незнайка. Он просит помочь ему разобраться со звуками речи. | |
3. Актуализация знаний 4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные) -что знаете о гласных? (бывают ударные и безударные) -что знаете о согласных звуках? (бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) (слайд 3) – Прочитайте слова на экране. В каких словах все согласные звуки мягкие? Молодцы. – Вспомните, какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков на письме? (слайд 4) – Чем интересны буквы Е, Ё, Я? (могут обозначать два звука в начале слова и после гласной; могут смягчать впереди стоящий согласный звук) Молодцы! Незнайка остался вами доволен. (слайд 5) Посмотрите на экран. Определите задание (выполнить звуко-буквенный разбор слова юбка) Звуко-буквенный анализ слова юбка. – Скажите слово по слогам. – Сколько слогов в слове юбка? – Сколько гласных? – Какие? – Какой первый слог? – Назовите первый звук в этом слоге [й], второй звук [у]. Учитель. –Звуков два, а букв для обозначения этих звуков одна. Буква ю. (показ на слайде) -Определите тему сегодняшнего урока. 1. Работа в «Букваре». - Откройте учебники на с. 148. Оправдаются ли ваши предположения? (слайд 6) – Давайте составим план сегодняшнего урока. Составление плана урока. План (примерный)
-Какие ключевые слова использовали при составлении плана? (чтение на слайде 5) | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
1. Работа в «Букваре». 1)Звуко-буквенный анализ слов. – Найдите на рисунках предмет женской одежды (юбка) – Как отметим первый звук, второй звук? –В чем особенность новой буквы в этом слове? (обозначает два звука) – Как называется предмет, нарисованный на второй картинке? (Люстра.) – Сколько гласных, сколько слогов в слове? – Сделаем схему этого слова, произнесём, послушаем все звуки и отметим их графически. – Что заметили? (В слове есть буква Ю, но она обозначает один звук.) – Какой звук обозначает буква Ю? (Звук [у], [л’устра].) – Обозначьте соответствующий звук на схеме буквой Ю. – А какую роль играет буква Ю в слове люстра? (Указывает на мягкость согласного [л’].) – Видите, как по-разному ведёт себя буква Ю. Догадались почему? (Если стоит в начале слова – обозначает два звука, а если после буквы согласного – обозначает звук [у] и указывает на мягкость предшествующего согласного.) (Аналогично разбирается слово клюв) 2) Схема-«человечек». – Найдите схему-«человечка». Как её необходимо раскрасить? Дети в «Букваре» обводят красным цветом «человечка», левый башмачок делят на две части, одну из которых закрашивают зелёным цветом, другую красным. Правый башмачок закрашивают красным цветом и ставят над ним знак ударения. Важно, чтобы сначала дети увидели слова, где буква Ю в начале слова и буква после буквы согласного, только потом учитель просит обратиться к схеме-«человечку». –Проверьте по слайду (слайд 7) –На что похожа буква ю? Чтобы О не укатилось, – Что мы сейчас делали? – Что нового узнали? – Как вы думаете, легко писать прописную букву Ю? Давайте попробуем. – Где мы сейчас будем работать? 3. Работа в прописи. 1) Показ букв на карточке. –Сколько образов у буквы ю?1) Знакомство с письменной строчной буквой ю. Сравнение письменной строчной буквы ю со строчными н, о. Запись этих букв. Отмечаются общие элементы, на доске – буква Ю из цветных элементов. – Из каких элементов состоит буква Ю? (Из линии, соединительной петли, овала.) Запись элементов. Обратить внимание, что соединительная петля пишется, как у буквы Н. Учитель с комментированием выполняет показ на доске. – Пишу прямую линию сверху вниз, возвращаюсь вверх по написанному, делаю петельку, пишу овал. Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего (слайд 8) Обведение буквы Ю на ладошке, в воздухе. 2) Письмо под счёт трёх букв Ю (по светлым буквам образца) на строке. 3) Обведение по светлым линиям. 5) Анализ ошибок. Учитель на доске показывает буквы, написанные неправильно. Просит детей увидеть и исправить ошибки. Обязательно потом стереть буквы с ошибками! Обратить внимание детей на правильный образец перед продолжением записи букв. Подчеркнуть самую красивую букву. –Чему сейчас учились? (письму буквы ю) 6) Письмо соединений с буквой Ю. Давайте прочитаем слоги с новой буквой (слайд 9) Где находится буква ю в этих слогах? (в начале) Сможете ли вы объяснить нашему гостю–Незнайке, как соединить букву ю с другими буквами? (анализ соединений на слайде 9) Написание слогов: чтение, определение соединения буквы Ю с последующей, списывание, подчёркивание слов среди слогов (юг, юн). – Одну букву писать легче, а в соединении труднее. Часто буква Ю в словах русского языка стоит в середине слова. Физкультминутка. | ||
5. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». Чтение слогов и слов. 1) Чтение слогов. – Найдите на с. 148 тот столбик, в котором написаны слоги. – Прочитайте слоги, которые начинаются с буквы Ю. – Отметьте цветными точками соответствующие звуки в слогах. 2) Чтение слов в столбиках. – Найдите слово, которое начинается с этого слога. 3)Работа в паре. Прочитайте слоги и слова с соседом по парте. Обозначение цветными точками соответствующих звуков в слове. –Чему учились в этом задании? Что можно сказать о букве ю в этих словах? Какое слово заблудилось? (клювик) Почему? (Есть буква Ю, она обозначает один звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.) –Чему необходимо научиться теперь? (писать слова с буквой ю) 2.Работа в прописи. Запись слов с печатного образца. – Прочитайте слова, которые начинаются с одинаковых буквосочетаний. – Какое это буквосочетание? (Юный и др.) (слайд 10)– Кого называют юнгой? – Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово. – А юноша может в 1-м классе учиться? – Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово. – Интересное слово юннат, из двух слов: юный и натуралист, мальчик или девочка, которые любят природу. Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово. – В олимпиаде принимают участие и юные спортсмены, юниоры. Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово. 3. Чтение слогов, где Ю смягчает предшествующий согласный звук (слайд 11) –Какую роль буквы Ю наблюдали в прочитанных слогах? – Прочитайте слова второй строчки. – Над какими словами мы не будем ставить знаки ударения? – Почему? (Над односложными словами.) – Обозначьте звуки. – Одинакова ли роль буквы Ю в словах первой и второй строчек? – Выберем из слов только соединения с буквой Ю и запишем их (из слова клюв – люв; клюква – люк; плюс – люс; флюс – люс). – Что обозначает слово флюс? –Чему учились в этом задании? 4.Работа в Букваре. Учитель. – Посмотрим, какие слова предлагает нам букварь. 1)Чтение слогов и слов. – Прочитайте слово, которое можно «найти» в кастрюле. (Пюре.) – Найдите слово, которого «боится» машина. (Кювет. Кто знает, что это?) (слайд 12) – Юркий: как сказать по-другому? (Быстрый, увёртливый.) – Про кого можно сказать, что он юркий? (Про мальчика, птицу, рыбку…) – А есть ли слово, которое называет математический знак? (Плюс.) – Найдите слово, которое отвечает на вопрос: какой? (Любимый.) – Предмет, которым пользуемся каждый день. (Тюбик.) – Найдите слово, обозначающее устройство, которое выпускает воду в реку. (Шлюз) (слайд 13) – Прочитайте все слова этого столбика. – Что в них общего? (Есть буква Ю, она обозначает один звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.) Обозначим это стрелкой от Ю к букве согласного звука. – Найдите второй столбик. Приготовьтесь его читать. – Сколько точек поставите под каждой буквой Ю? – Почему? (Буква Ю после буквы согласного обозначает один звук, поставим одну красную точку.) – В каком слове буква Ю обозначает звук под ударением? – Поставим знак ударения. – Какое слово обозначает предмет, которым любила баловаться няня Малыша, друга Карлсона? (Плюшки.) – А каким словом обозначают крепкий, сильный мороз или злого зверя? (Лютый.) – Назовите слово, однокоренное слову поле. (Полюшко.) – Какое слово принадлежит хоккеисту? (Клюшка.) – Что можете сказать про слова третьего столбика? (Они однокоренные.) – Выделим корень в этих словах. – Какие слова мы не назвали? (Значение слов: дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.) 2) Чтение слов, обозначающих имена. – Найдите слова, записанные в строчку. Что объединяет эти слова? – Какую девочку назвали Валюша, а Надюша? – А как получилось слово Валюша? – Что добавили в слова? Подчеркните эту часть слова. (ПРОПЕДЕВТИКА.) – Что нового мы сейчас узнали? – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Физкультминутка. 5. Завершение схем-«человечков» в прописи (внизу на с. 33). – Объясните работу буквы Ю и её подруг в словах. – Что же общего у этих букв-подруг? (Повторить, сколько звуков обозначает буква Ю в середине слова, в начале, после буквы гласного.) – Все гласные звуки могут быть ударными и безударными. Поставим знак ударения на схеме на левый башмачок. – Назовите слова, в которых звук [у] под ударением. – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 6. Работа в «Букваре». Чтение грамматической сказки. 1) До чтения текста. а) Иллюстрация, заголовок. – Художник не нарисовал иллюстрацию, странно, почему? – Прочитайте заглавие. – Его нет? А что вместо него? (Знак вопроса.) – А что бы это значило? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.) б) Просмотровое чтение. – Просмотрите весь текст, помогайте себе пальчиком – прочитайте слова, напечатанные крупным шрифтом. Учитель не предлагает вчитываться, а даёт установку только прочитать выделенные слова. – Смотрите, слово дом часто встречается в тексте. Наверное, художник сам запутался, когда читал. – Что же можно нарисовать к этому тексту? Ответим на этот вопрос после чтения. 2) Чтение текста. а) Чтение про себя 1-го предложения. – Кто ответит на этот вопрос? – Давайте искать ответ в тексте. Чтение 2-го и 3-го предложений про себя. После 3-го предложения: – А что имеется в виду? Что будет превращаться? б) 2–3-й абзацы. Комментированное чтение. Вот слово ДОМ. Что вы представили себе? Расскажите. Добавим буквы к этому слову и получим ДОМИК. А сейчас что вы представили? Каким стал ДОМ? (О чём прочитали? Так что превращается?) А если добавим к слову ДОМ другие буквы, получим ДОМИЩЕ. (Какие другие буквы добавили?) И каким же стал ДОМ? Как он изменился? (Как интересно, всего две-три буквы, а так изменилось значение слова! Какие это буквы?) Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ? (Оказывается, это не просто буквы, а части слова!) Эти части слова -ИК- и -ИЩ- называются суффиксами. Поиграйте с этими суффиксами. А слова будут такие: ГЛАЗ и НОС. (Что изменили суффиксы?) Бывают суффиксы ласковые, как котята. Прибавили их к слову – слово становится ласковым. Смотрите: Надя – НадЮШа – НадЮШКа, Ваня – ВанЮШа – ВанЮШКа. (А какие имена мы сегодня уже встречали?) Назовите нежно, ласково: Оля, трава... (Назовите, что получится.) Ну разве не чудесные превращения? 3) Работа с текстом после чтения. – Кто же совершает в русском языке чудесные превращения? – Как назовём текст? (Суффиксы. Сказка. Чудесные превращения.) На доске картинки разных по размеру домов со словами: дом, домик, домище. – К какой части слова добавили -ик-, -ищ-? (К корню дом.) Выделим корень графически. – Выделим суффикс графически. – Какие суффиксы встречали? 4) Упражнение на закрепление умения узнавать суффиксы. ГЛАЗ НОС ГЛАЗик НОСик ГЛАЗища НОСище – К какой части слова прибавили суффиксы? – Прочитайте слова с суффиксами -ик-, -ищ-. – Как можно назвать слова каждого столбика? (Однокоренные.) – Что изменили суффиксы в словах? – Выделим корни в словах. – Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к тексту? Чтение русской народной песенки «Была у нас Дуня». 1) До чтения песенки. – Прочитайте заглавие. – Интересно, кто такая Дуня? (Это старинное русское имя.) – Кто автор этой песенки? – Почему не песня, а песенка? – А что за список в руках у Дуни? – В какую одежду одета девочка? Почему? 2) Чтение песенки вслух ребятами всего класса по строчкам. 1-й ученик: Была у нас Дуня. (Или Дуся, Дуняша.) 2-й ученик: Милая Авдотья. (Это об одной девочке?) 3-й ученик: Что у нашей Дуни, Что было скотины. (А о ком это?) 4-й ученик: Было-то скотинушки. (А почему не скотина, а скотинушка? Как получили это слово?) Всем дано по имечку: (А как в современном русском языке? Кличка.) 5-й ученик: Кобылка (То есть кто? Лошадка.) – Ненила, 6-й ученик: Жеребец (То есть молодой конь.) – Гаврила, 7-й ученик: Корова – Алёна, (Кормилица.) 8-й ученик: А бык-то был Ерёма, (Упрямец, наверное.) 9-й ученик: Телушка (А кто это? Молодая коровка.) – Феклушка. (Ласково, что помогло? Суффикс.) 10-й ученик: А бычок – Петрушка, (Почему Петрушка? Игривый, наверное.) 11-й ученик: Свинья-то Аксинья, (Большая!) 12-й ученик: Боровок (А кто это? Хряк.) – Василья, 13-й ученик: Уточка – Анютка, (Маленькая, красивая.) 14-й ученик: Селезень – Павлутка, (Представили? Какого цвета?) 15-й ученик: Курица – Матрёшка, (Яркая, наверное, да кругленькая.) 16-й ученик: Петушок – Терёшка. (Почему Терёшка?) 3) Работа с текстом после чтения. – Какие из этих имён-кличек вы услышали впервые? – Прочитайте все мужские имена. – Почему домашним животным давали человеческие имена? (Кормильцы, члены семьи.) – Как вы думаете, нужен ли Дуне такой список? – Знает ли своих питомцев Дуня наизусть? – А почему тогда художник нарисовал такую иллюстрацию? 4) Повторное перечитывание. – Можно ли спеть эту песенку? Дети вместе с учителем пытаются спеть песенку. – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
6. Итог | – Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма. – Расскажите, что нового узнали о букве Ю. – Какие проблемы мы решали? – Чему новому научились? – Над чем ещё придётся поработать? | |
| – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто доволен сегодня своей работой? –Оцените свою работу на уроке в дневнике с помощью цвета. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
гласные согласные ударные безударные звонкие глухие Мягкие и твёрдые звуки
В каких словах все согласные звуки мягкие? картина книга лечение учение пища чай
Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?
Выполните з ю Выполните звуко-буквенный анализ слова
Ключевые слова: звук буква слог слово схема Тема. Буква ю и её звуки. Строчная буква ю
Ю
Ю г л м н р б з
Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.
Ю п л д т к
дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром полюс -точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью кювет - канава для стока воды вдоль дороги
шлюз – сооружение на реке для пропуска судов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.
Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...
Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"
Урок обучения грамоте в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ ы] " ....
Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....
Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".
Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....
Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"
Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....