Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю и её звуки."
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему

Швидченко Марина Ивановна

Целью  данного урока является: формирование умения различать гласные и согласные звуки; выделять звук в слове; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; развитие  устной и письменной речи учащихся.

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий:

Познавательных УУД:

·          формируем  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

·         формируем  умение представлять информацию в виде схемы;

·         формируем  умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативных УУД:

·                     Развиваем умение слушать и понимать других.

·                     Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·                      Оформлять свои мысли в устной форме.

·                     Учимся работать в паре.

Регулятивные УУД:

·         Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

·         Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·         Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

·         Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЕВ УРОКОВ

С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обучение грамоте (литературное чтение)

1 КЛАСС

ПРОГРАММА «Школа - 2100»

Швидченко Марина Ивановна,

учитель начальных классов

тел. 8861915-54-77

m.shvidhenko@yandex.ru 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 ст. Павловской

Обучение грамоте (литературное чтение)

Тема: Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца.

Цели:

– формирование умения различать гласные и согласные звуки; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; выделять звук в слове; анализировать текст.

Введение понятия «суффикс».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент

- Ребята, скажите, какой у нас сейчас урок? (Литературное чтение)

-Что нам надо для урока? 

  1. Мотивация

(слайд 2) - К нам на урок пришёл Незнайка. Он просит помочь ему разобраться со звуками речи.

3. Актуализация знаний

4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)

 -что знаете о гласных? (бывают  ударные и безударные)

-что знаете о согласных  звуках? (бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

 (слайд 3)

 – Прочитайте слова на экране. В каких словах все согласные звуки мягкие? Молодцы.

 – Вспомните, какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков на письме? (слайд 4)

Чем интересны буквы  Е, Ё, Я? (могут обозначать два звука в начале слова и после гласной; могут смягчать впереди стоящий согласный звук)

Молодцы! Незнайка остался вами доволен.

 (слайд 5)

Посмотрите на экран. Определите задание  (выполнить звуко-буквенный разбор слова юбка)

Звуко-буквенный анализ слова юбка.

– Скажите слово по слогам.

– Сколько слогов в слове юбка?

– Сколько гласных?

– Какие?

– Какой первый слог?

– Назовите первый звук в этом слоге [й], второй звук  [у].

Учитель. –Звуков два, а букв для обозначения этих звуков одна. Буква ю. (показ на слайде)

-Определите тему сегодняшнего урока.

1. Работа в «Букваре».  

- Откройте учебники на с. 148. Оправдаются ли ваши предположения? (слайд 6)

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)  

  1. Знакомство с новым звуком.
  2. Знакомство с новой буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ слов.
  4. Знакомство с написанием буквы Ю.
  5. Чтение слогов, слов.
  6. Чтение предложений и текстов.

-Какие ключевые слова использовали при составлении плана? (чтение на слайде 5)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1. Работа в «Букваре».  

 1)Звуко-буквенный анализ слов.

– Найдите на рисунках предмет женской одежды (юбка)

– Как отметим первый звук, второй звук?

–В чем особенность новой буквы в этом слове? (обозначает два звука)

 – Как называется предмет, нарисованный на второй картинке?  (Люстра.) 

– Сколько гласных, сколько слогов в слове?

– Сделаем схему этого слова, произнесём, послушаем все звуки и отметим их графически.

– Что заметили? (В слове есть буква Ю, но она обозначает один звук.)

– Какой звук обозначает буква Ю? (Звук [у], [л’устра].)

– Обозначьте соответствующий звук на схеме буквой Ю.

– А какую роль играет буква Ю  в слове люстра? (Указывает на мягкость согласного [л’].)

– Видите, как по-разному ведёт себя буква Ю. Догадались почему? (Если стоит в начале слова – обозначает два звука, а если после буквы согласного – обозначает звук [у] и указывает на мягкость предшествующего согласного.)

 (Аналогично разбирается слово клюв)

2) Схема-«человечек».

– Найдите схему-«человечка». Как её необходимо раскрасить?

Дети в «Букваре» обводят красным цветом «человечка», левый башмачок делят на две части, одну из которых закрашивают зелёным цветом, другую красным. Правый башмачок закрашивают красным цветом и ставят над ним знак ударения. Важно, чтобы сначала дети увидели слова, где буква Ю в начале слова и буква  после буквы согласного, только потом учитель просит обратиться к схеме-«человечку».

–Проверьте по слайду (слайд 7)

–На что похожа буква ю?

           Чтобы О не укатилось, 
           Крепко к столбику прибью. 
           Ой, смотри-ка, 
           Что случилось: 
           Получилась… буква Ю.

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали? 

– Как вы думаете, легко писать прописную букву Ю? Давайте попробуем. – Где мы сейчас будем работать?

3. Работа в прописи.  

 1) Показ букв на карточке.

–Сколько образов у буквы ю?1) Знакомство с письменной строчной буквой ю.

Сравнение письменной строчной буквы ю со строчными н, о. Запись этих букв. Отмечаются общие элементы, на доске – буква Ю из цветных элементов.

– Из каких элементов состоит буква Ю? (Из линии, соединительной петли, овала.)

Запись элементов. Обратить внимание, что соединительная петля пишется, как у буквы Н. Учитель с комментированием выполняет показ на доске.

Пишу прямую линию сверху вниз, возвращаюсь вверх по написанному, делаю петельку, пишу овал. Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего (слайд 8)

Обведение буквы Ю на ладошке, в воздухе.

2) Письмо под счёт трёх букв Ю (по светлым буквам образца) на строке.

3) Обведение по светлым линиям.

5) Анализ ошибок.

Учитель на доске показывает буквы, написанные неправильно. Просит детей увидеть и исправить ошибки. Обязательно потом стереть буквы с ошибками!

Обратить внимание детей на правильный образец перед продолжением записи букв. Подчеркнуть самую красивую букву.

–Чему сейчас учились? (письму буквы ю)

6) Письмо соединений с буквой Ю.

Давайте прочитаем слоги с новой буквой  (слайд 9)

Где находится буква ю в этих слогах? (в начале) Сможете ли вы объяснить нашему гостю–Незнайке, как соединить букву ю с другими буквами?

(анализ соединений на слайде 9)

 Написание слогов: чтение, определение соединения буквы Ю с последующей, списывание, подчёркивание слов среди слогов (юг, юн).

– Одну букву писать легче, а в соединении труднее. Часто буква Ю в словах русского языка стоит в середине слова.

Физкультминутка.

5. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре».  

Чтение слогов и слов.

1) Чтение слогов.

– Найдите на с. 148 тот столбик, в котором написаны слоги.

– Прочитайте слоги, которые начинаются с буквы Ю.

– Отметьте цветными точками соответствующие звуки в слогах.

2) Чтение слов в столбиках.

– Найдите слово, которое начинается с этого слога.

3)Работа в паре.

Прочитайте слоги и слова с соседом по парте.

Обозначение цветными точками соответствующих звуков в слове.

Чему учились в этом задании? Что можно сказать о букве ю в этих словах? Какое слово заблудилось? (клювик) Почему? (Есть буква Ю, она обозначает один звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.)

–Чему необходимо научиться теперь? (писать слова с буквой ю)

2.Работа в прописи.

 Запись слов с печатного образца.

– Прочитайте слова, которые начинаются с одинаковых буквосочетаний.

– Какое это буквосочетание? (Юный и др.) 

(слайд 10)– Кого называют юнгой?

– Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.

– А юноша может в 1-м классе учиться?

– Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.

– Интересное слово юннат, из двух слов: юный и натуралист, мальчик или девочка, которые любят природу. Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.

– В олимпиаде принимают участие и юные спортсмены, юниоры. Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.

3. Чтение слогов, где Ю смягчает предшествующий согласный звук (слайд 11)

Какую роль буквы Ю наблюдали в прочитанных слогах?

– Прочитайте слова второй строчки.

– Над какими словами мы не будем ставить знаки ударения?

– Почему? (Над односложными словами.) 

– Обозначьте звуки.

– Одинакова ли роль буквы Ю в словах первой и второй строчек?

– Выберем из слов только соединения с буквой Ю и запишем их (из слова клюв – люв; клюква – люк; плюс – люс; флюс – люс).

– Что обозначает слово флюс?

–Чему учились  в этом задании?

4.Работа в Букваре.

Учитель. – Посмотрим, какие слова предлагает нам букварь.

1)Чтение слогов и слов.

– Прочитайте слово, которое можно «найти» в кастрюле. (Пюре.) 

– Найдите слово, которого «боится» машина. (Кювет. Кто знает, что это?)

(слайд 12)

Юркий: как сказать по-другому? (Быстрый, увёртливый.)

– Про кого можно сказать, что он юркий? (Про мальчика, птицу, рыбку…)

– А есть ли слово, которое называет математический знак?

(Плюс.)

– Найдите слово, которое отвечает на вопрос: какой? (Любимый.) 

– Предмет, которым пользуемся каждый день. (Тюбик.) 

– Найдите слово, обозначающее устройство, которое выпускает воду в реку. (Шлюз) (слайд 13)

– Прочитайте все слова этого столбика.

– Что в них общего? (Есть буква Ю, она обозначает один звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.) Обозначим это стрелкой от Ю к букве согласного звука.

– Найдите второй столбик. Приготовьтесь его читать.

– Сколько точек поставите под каждой буквой Ю?

– Почему? (Буква Ю после буквы согласного обозначает один звук, поставим одну красную точку.)

– В каком слове буква Ю обозначает звук под ударением?

– Поставим знак ударения.

– Какое слово обозначает предмет, которым любила баловаться няня Малыша, друга Карлсона? (Плюшки.) 

– А каким словом обозначают крепкий, сильный мороз или злого зверя? (Лютый.) 

– Назовите слово, однокоренное слову поле. (Полюшко.)

– Какое слово принадлежит хоккеисту? (Клюшка.) 

– Что можете сказать про слова третьего столбика? (Они однокоренные.)

– Выделим корень в этих словах.

– Какие слова мы не назвали? (Значение слов: дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.)

2) Чтение слов, обозначающих имена.

– Найдите слова, записанные в строчку. Что объединяет эти слова?

– Какую девочку назвали Валюша, а Надюша?

– А как получилось слово Валюша?

– Что добавили в слова? Подчеркните эту часть слова. (ПРОПЕДЕВТИКА.)

– Что нового мы сейчас узнали?

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 Физкультминутка.

5. Завершение схем-«человечков» в прописи  (внизу на с. 33).

– Объясните работу буквы Ю и её подруг в словах.

– Что же общего у этих букв-подруг? (Повторить, сколько звуков обозначает буква Ю в середине слова, в начале, после буквы гласного.)

– Все гласные звуки могут быть ударными и безударными. Поставим знак ударения на схеме на левый башмачок.

– Назовите слова, в которых звук [у] под ударением.

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

6. Работа в «Букваре».  

Чтение грамматической сказки.

1) До чтения текста.

а) Иллюстрация, заголовок.

– Художник не нарисовал иллюстрацию, странно, почему?

– Прочитайте заглавие.

– Его нет? А что вместо него? (Знак вопроса.)

– А что бы это значило? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.)

б) Просмотровое чтение.

– Просмотрите весь текст, помогайте себе пальчиком – прочитайте слова, напечатанные крупным шрифтом.

Учитель не предлагает вчитываться, а даёт установку только

прочитать выделенные слова.

– Смотрите, слово дом часто встречается в тексте. Наверное, художник сам запутался, когда читал.

– Что же можно нарисовать к этому тексту? Ответим на этот вопрос после чтения.

2) Чтение текста.

а) Чтение про себя 1-го предложения.

– Кто ответит на этот вопрос?

– Давайте искать ответ в тексте.

Чтение 2-го и 3-го предложений про себя.

После 3-го предложения:

– А что имеется в виду? Что будет превращаться?

б) 2–3-й абзацы. Комментированное чтение.

Вот слово ДОМ. Что вы представили себе? Расскажите. Добавим буквы к этому слову и получим ДОМИК. А сейчас что вы представили? Каким стал ДОМ? (О чём прочитали? Так что превращается?)

А если добавим к слову ДОМ другие буквы, получим ДОМИЩЕ. (Какие другие буквы добавили?) И каким же стал ДОМ? Как он изменился? (Как интересно, всего две-три буквы, а так изменилось значение слова! Какие это буквы?)

Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ? (Оказывается, это не просто буквы, а части слова!) Эти части слова

-ИК- и -ИЩ- называются суффиксами. Поиграйте с этими суффиксами. А слова будут такие: ГЛАЗ и НОС. (Что изменили суффиксы?) 

Бывают суффиксы ласковые, как котята. Прибавили их к слову – слово становится ласковым. Смотрите: Надя – НадЮШа – НадЮШКа, Ваня – ВанЮШа – ВанЮШКа. (А какие имена мы сегодня уже встречали?) Назовите нежно, ласково: Оля, трава... (Назовите, что получится.) 

Ну разве не чудесные превращения?

3) Работа с текстом после чтения.

– Кто же совершает в русском языке чудесные превращения?

– Как назовём текст? (Суффиксы. Сказка. Чудесные превращения.) 

На доске картинки разных по размеру домов со словами: дом, домик, домище.

– К какой части слова добавили -ик-, -ищ-? (К корню дом.) Выделим корень графически.

– Выделим суффикс графически.

– Какие суффиксы встречали?

4) Упражнение на закрепление умения узнавать суффиксы.

ГЛАЗ НОС ГЛАЗик НОСик ГЛАЗища НОСище

–  К какой части слова прибавили суффиксы?

– Прочитайте слова с суффиксами -ик-, -ищ-.

– Как можно назвать слова каждого столбика? (Однокоренные.)

– Что изменили суффиксы в словах?

– Выделим корни в словах.

– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к тексту?

Чтение русской народной песенки «Была у нас Дуня».

1) До чтения песенки.

– Прочитайте заглавие.

– Интересно, кто такая Дуня? (Это старинное русское имя.)

– Кто автор этой песенки?

– Почему не песня, а песенка?

– А что за список в руках у Дуни?

– В какую одежду одета девочка? Почему?

2) Чтение песенки вслух ребятами всего класса по строчкам.

1-й ученик: Была у нас Дуня.   (Или Дуся, Дуняша.) 

2-й ученик: Милая Авдотья. (Это об одной девочке?) 

3-й ученик: Что у нашей Дуни,

Что было скотины. (А о ком это?) 

4-й ученик: Было-то скотинушки. (А почему не скотина, а скотинушка? Как получили это слово?) 

Всем дано по имечку: (А как в современном русском языке? Кличка.)

5-й ученик: Кобылка (То есть кто? Лошадка.) – Ненила,

6-й ученик: Жеребец (То есть молодой конь.) – Гаврила,

7-й ученик: Корова – Алёна, (Кормилица.) 

8-й ученик: А бык-то был Ерёма, (Упрямец, наверное.)

9-й ученик: Телушка (А кто это? Молодая коровка.) – Феклушка. (Ласково, что помогло? Суффикс.)

10-й ученик: А бычок – Петрушка,  (Почему Петрушка? Игривый, наверное.)

11-й ученик: Свинья-то Аксинья,  (Большая!) 

12-й ученик: Боровок (А кто это? Хряк.) – Василья,

13-й ученик: Уточка – Анютка, (Маленькая, красивая.) 

14-й ученик: Селезень – Павлутка, (Представили? Какого цвета?) 

15-й ученик: Курица – Матрёшка, (Яркая, наверное, да кругленькая.) 

16-й ученик: Петушок – Терёшка. (Почему Терёшка?) 

3) Работа с текстом после чтения.

–  Какие из этих имён-кличек вы услышали впервые?

– Прочитайте все мужские имена.

– Почему домашним животным давали человеческие имена? (Кормильцы, члены семьи.)

– Как вы думаете, нужен ли Дуне такой список?

– Знает ли своих питомцев Дуня наизусть?

– А почему тогда художник нарисовал такую иллюстрацию?

4) Повторное перечитывание.

– Можно ли спеть эту песенку?

Дети вместе с учителем пытаются спеть песенку.

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

6. Итог

– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма.

– Расскажите, что нового узнали о букве Ю.

– Какие проблемы мы решали?

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

  1. Рефлексия

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто доволен сегодня своей работой?

–Оцените свою работу на уроке в дневнике с помощью цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 12 марта.

Слайд 2

гласные согласные ударные безударные звонкие глухие Мягкие и твёрдые звуки

Слайд 3

В каких словах все согласные звуки мягкие? картина книга лечение учение пища чай

Слайд 4

Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

Слайд 5

Выполните з ю Выполните звуко-буквенный анализ слова

Слайд 6

Ключевые слова: звук буква слог слово схема Тема. Буква ю и её звуки. Строчная буква ю

Слайд 7

Ю

Слайд 9

Ю г л м н р б з

Слайд 10

Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.

Слайд 11

Ю п л д т к

Слайд 12

дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром полюс -точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью кювет - канава для стока воды вдоль дороги

Слайд 13

шлюз – сооружение на реке для пропуска судов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".

Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....