Конспект + презентация урока обучения грамоте по теме «Буква З как знак для звуков [з] – [з’]» 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [з], [з,], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты:

Предметные:

•         знать характеристики звуков [з], [з,],  печатные буквы Зз;

•         знать графическое обозначение мягкого и твердого звуков [з], [з'] ;                

•         уметь сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з,]; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные:

•        развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

•        развитие речевой и мыслительной деятельности;

•        проявление интереса к учебному труду.

 

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник Эльконин, Давыдов «Обучение грамоте».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата: 18.12.2018                                                                                                          Учитель: Кожевникова Т.И.

Школа: №148                                                                                                             Студент: 42 группы, Шумилкина Д.Г.

Класс: 1 «К»                                                                                                               Методист: Батуева Л.И.

Кабинет:  221

Урок: 1

Технологическая карта урока обучения грамоте

Тема: «Буква З как знак для звуков [з] – [з’]»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [з], [з,], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты:

Предметные:

•         знать характеристики звуков [з], [з,],  печатные буквы Зз;

•         знать графическое обозначение мягкого и твердого звуков [з], [з'] ;                

•         уметь сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з,]; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные:

•        развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

•        развитие речевой и мыслительной деятельности;

•        проявление интереса к учебному труду.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник Эльконин, Давыдов «Обучение грамоте».

Челябинск, 2018

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Геннадьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Здравствуйте!

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

7

мин.

-Все мы умеем говорить. А когда говорим, то произносим и слышим…
-Верно! Какими звуками можно передать радость? Огорчение? Удивление? А каким звуком можно передать ваше настроение в данную минуту?
-На какие группы с точки зрения русского языка можно разделить звуки?
-Ребята, сейчас я расскажу вам забавную историю, которая произошла с зайцем, волком и козлом. А вы внимательно послушайте, я буду задавать вопросы.
-Гулял заяц по лесу и зонт нашел
(на доске появляется картинка зонта). Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

– З-з-западня, – затресся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может волк меня за гриб примет. Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеется-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц, – зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал! Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца. Побежал в магазин купить у козла зонт. Козел испугался волка. Задрожал от страха. И вдруг его осенило: если обхитрить волка и дать ему “новое современное средство” для взлета – волшебные зерна (на доске появляется картинка зерна). Волк превратится в птичку. Сможет летать и уже не навредит зайчику. Так козел и поступил. Теперь всем хорошо: заяц жив-здоров, волк – песни в небе поет, а козел спокойно торгует в своем магазине.
-Как вы думаете, какие задания можно выполнить со словами зонт и зерна?


-Ребята, сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Я вам предлагаю составить звуковые модели данных слов и сравнить их. А я буду смотреть, кто быстрее и правильнее справится с этим заданием.
-Молодцы. Теперь мне нужен один человек у доски.
-Ниже обозначьте звуки изученными буквами. Каждый работает в своей тетради самостоятельно.
(Учитель подчёркивает первую неизвестную букву на доске)

-Звуки.

Отвечать на вопрос.

- Гласные и согласные.

Слушать рассказ учителя.

Предлагать свои варианты.
Например:

– Чем похожи слова зонт и зерна? (Слова, называющие предметы)

– Чем различаются? (Разное лексическое значение, звучат неодинаково, неравное количество слогов)
Открыть тетради, записать число.

Составлять звуковые модели слов и сравнивать их.


(На доске и в тетрадях)
-онт, -ёрна.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

-Хорошо. У вас на партах лежат листочки. Зафиксируйте “незнание” в виде знака, схемы, рисунка в паре. На это задание у вас 1 минута. (Учитель проходит, выбирает работу. На доске фиксируется наиболее удачный, лучший вариант)


-Ребята, мы с вами сделали модель. Какую букву мы заменили этой моделью?

-Ребята, кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Кто назовёт тему урока?

- Верно! А какие цели мы поставим перед собой?

-Хорошо!




- Букву «З»

- Тема урока: «Буква З как знак для звуков [з] – [з’]»
- Цели:

1. Познакомиться со звуками [з] – [з’].

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Динамическая пауза

16

мин.

-У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.
-Начнём со звука [з]. Какой он?
-Отлично! А кто хочет рассказать про звук [з’]?

-Хорошо. Ребята, чем различаются эти звуки?
-Ребята, какой же буквой на письме мы можем обозначить звуки [з] и [з’] ?

- Верно!
- Представьте, что вы – художники. В какой цвет вы бы разукрасили букву З? Почему?

-А теперь немного отдохнём.
– Из каких элементов состоит печатная буква З? Напишите букву З частями тела (головой,
 носом, плечами, рукой , бедрами, ногой…).

-Садитесь.
-Теперь, когда мы знаем какая буква должна находиться в словах зонт и зёрна, мы можем вставить её.
(Учитель прописывает букву З в словах на доске)
-
Запишите ниже слова зонт и зёрна как на доске.

-Обсудите в паре , какую “работу” выполняет буква З в словах зонт, зёрна?

-Кто может ответить на этот вопрос?




-Хорошо! Теперь мне нужен один человек, который покажет какие работы выполняет буква З на модели, остальные выполняют это задание в тетради самостоятельно.


-Теперь откройте учебник, на странице 86. Сравните модель из учебника слева с нашей моделью. Всё правильно?
- Теперь отступите 2 строчки в тетради и  запишите себе буквы в 2 столбика, как у меня на слайде.

А         Я

О         Е

У         Ю

Ы        Ё

Э        И

-Запишите букву З карандашом синего цвета над той командой  гласных букв, которые указывают на твердость предыдущего согласного. Карандашом зеленого цвета запишите букву З над той командой гласных, указывающих на мягкость предыдущего согласного.

-Давайте сверим со слайдом.

-Прочитайте первый столбик начиная с ЗА, как :

1) солдат,

2) тихо-громко,

а второй столбик:

1) с вопросительной интонацией,

2) с радостью.


-Вернёмся к учебнику. Прочтём слова по слогам, начиная со слова заря и проговорим какой звук обозначает буква З в том или ином слове.

Описание: https://psv4.userapi.com/c848332/u88995061/docs/d6/88f1278db08d/bukva_z_kak_znak_zvukov.jpg?extra=hZeIMQVjhm3Jx5huvDQYl5QbcRzU1nmrvXeWi2Vsa_k2LkaAmV61-2a0J89yzCgMSjoQYgSImySca9pCKttF5Cff4qY5ULea2wrxOCCGXyETIkieRyhxWOfFMyROVRWJRwbXQoRnKBbcWGZSDfbdjhE


-Почему?

-Следующее слово.

-Молодцы!

- Согласный, звонкий, твёрдый.

- Он согласный, звонкий, мягкий.

-[з]- твердый, [з’]- мягкий. 

- Буквой З.

Отвечать на вопросы.

-Малый полуовал, большой полуовал.

Повторять движения за учителем.

Записывать слова.

Обсуждать в парах.

-В слове зонт буква выполняет одну “работу”: обозначает звук [з] твердый, а в слове зёрна – [з’] мягкий.
Модель

-Да.

Записывать буквы в 2 столбика.


Записывать букву З.




Сверять.

Читать слоги с заданием.

Открыть учебник.








Заря – буква З обозначает звук [з]
-Потому что гласная А обозначает твёрдость предыдущего согласного.

Зима – буква З обозначает звук [з’]

Козы – буква З обозначает звук [з]
Зина – буква З обозначает звук [з’]
Звуки– буква З обозначает звук [з]
Земля– буква З обозначает звук [з’]
Звери– буква З обозначает звук [з]
Зерно– буква З обозначает звук [з’]

Заноза– буква З обозначает звук [з]
Резина– буква З обозначает звук [з’]

Узоры– буква З обозначает звук [з]

Зефир– буква З обозначает звук [з’]

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

В какой “домик” согласных букв заселим новую букву? Почему?

-К звонким согласным буквам.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

9 мин.

-Теперь в учебнике найдите последнюю строчку. Кто прочитает все слова?
-В тетради отступите 1 строчку, запишите слова и звуковые модели к ним.


-Узор, Зина, зима, заноза, звуки.

Выполнять задание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

-Заканчиваем работу.

-Итак, ребята, чем мы занимались на уроке?

-Поднимите руку кто раньше был знаком с буквой З?

-Какие еще вопросы о букве З у вас возникли?

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

-Ребята, что это за предмет?
-Измерьте свое самочувствие на уроке таким необычным градусником: те ребята, которые чувствовали себя на уроке великолепно, зарисуют в тетради – "!". Те, кто чувствовал себя нормально, но мог бы и лучше – "*".  Те, кому было неуютно – "/".

-Расскажите родителям, с какой согласной буквой познакомились на уроке, какую работу она выполняет. И по желанию можете нарисовать животных, в названии которых встречается буква З.
-Спасибо за урок! До свидания.

- Градусник, термометр.

Отмечать знаком своё самочувствие на уроке.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....

Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".

Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....

Конспект сдвоенного урока обучения грамоте и письма "Буква Э, звук Э" с презентацией.

Конспект сдвоенного урока обучения грамоте и письма по теме: "Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение и написание строчной буквы э, слогов и слов с буквой э"....

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Конспект и презентация урока обучения грамоте по теме " Согласные звуки [к ], [к\' ], буквы К, к".

Конспект урока для 1 класса, УМК " Школа России" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская,М.В.Бойкина....