Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ковалева Татьяна Александровна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obucheniyu_gramote.docx48.5 КБ
Office presentation icon e.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок по обучению грамоте

Тема: Буквы Э э, обозначающие гласный звук [э]

Цели:

Дидактическая: создать условия для осознания  и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Образовательные: - ознакомление с новым гласным звуком и буквами Э э;

                                - учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

                                - формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

                                - учить сравнивать строчную и заглавную буквы;

                                - учить работать с текстом.

 Развивающие: - развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей   (звук, слог, слово);

                         - оптимизировать процесс обучения за счёт активного включения обучающихся в учебный процесс;

                         -способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевысказываний, поиск способов действий,          самоконтроль).

- умение определять этимологию слова, овладение разными видами речевой деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного   общения, чувство патриотизма.

Целевые установки на достижение  результатов.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:  Выделения новых звуков из слов, уметь распознать в словах новые звуки, обозначать их буквой, читать слоги, слова,                   предложения.

Метопредметные:

 -уметь определять и формировать целью урока с помощью учителя;

-уметь планировать и прогнозировать действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить коррективы в действия  после его завершения  на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок высказывать своё предположение.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

-уметь ориентировать в своей системе знаний, отмечать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить  ответы, используя учебник, жизнь, опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

                    УУД

Включение в учебную деятельность.

Мотивация деятельности.

Речевая разминка.

Артикуляционная гимнастика.

Работа с чистоговоркой.

Работа  с скороговоркой.

Повторение ранее изученного.

Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.

Изучение нового.

Первичное закрепление

Работа над развитием речи.

Рефлексия

-Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

-Какой сейчас урок, ребята?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился?

-Давайте поделимся хорошим настроением и улыбкой друг с другом.

- Чтобы правильно дышать, чётко произносить звуки говорить красиво выполним следующие упражнения:

 «Насос».

«Тишина»

«Воет вьюга»

«Лошадка»

«Губы»

«Пчела»

На доске:

- Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца- прибежала к нам овца.

Цу-цу-цу- я веду домой овцу.

Ци-ци-ци- бегут куры от овцы.

- Гарь-парь-жарь.

- Дверь-зверь-червь.

- Шесть мышат в шалаше шуршат (слайд 1)

- Прежде чем нам узнать что-то новое, давайте вспомним то, что мы с вами уже знаем. Сейчас мы будем работать в паре. Вспомним правила работы. (слайд 2)

Учитель раздаёт карточки:

             Карточка№1

Убери лишнее.                                      А  Я О Н Е Ы Ю.

                 Карточка№2

Соедини пары.

В                       П

Г                       Ф

З                       Т

Б                       С

Д                      К

                    Карточка №3

Составь транскрипцию слова: Емеля.

                   Карточка №4

« Зажги огоньки» в предложении.

Красный огонёк – гласный;

Зелёный огонёк – согласный;

Синий огонёк -  твёрдый согласный.

На стройке работает http://blackver.com/pictures/pages/projects/murtiki/alfavit/ekskavator.jpg.


- Определитесь в паре, кто будет давать ответ.

При ответе товарища внимательно  слушаем, работаем светофорами. Даём рецензию на ответ товарища.

Учитель обращает особое внимание на карточку «зажги огоньки».

- Как вы думаете, почему вместо слова экскаватор размещена картинка?

- А какая это буква? C какой буквой познакомимся? Кто может назвать тему урока? А давайте поставим цели урока. Чему будем учиться?

            ФИЗМИНУТКА.

Я с корзиной в лес пошёл (шаги на месте, высоко поднимая ноги).

Все поляны обошёл,         (Поворот вокруг себя).

К старой ёлке подошёл (присесть).

И огромный гриб нашёл ( встать руки в стороны).

- Вставьте ушки на макушку, Слушайте внимательно,

 Загадаю я вам загадки

 Отгадайте обязательно.

Он полётам не обучен,

Зато в беге – самый лучший.

От любой большой проблемы

Убегает страус ... (слайд3)

- В какой позиции мы слышим новый звук? (слайд4)

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? …

- В какой позиции слышим звук?

- Пришёл к нам в гости звуковичок. (слайд5) Поможем одеть его.

- Какие будут его башмачки?

- Нужен ли ему головной убор?

-(Слайд 6) Для чего нам нужны 2 буквы. Докажите.

- Буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 году. Даже великий учёный  ломоносов Михаил Васильевич считал, что без неё можно обойтись. Но в русском языке появилось много иностранных слов, тут буква и пригодилась. (экзамен, экономика, электричество, эстетика и другие)

-А на что похожа буква?

(слайд 9,10,11)

- Буква Э на С девица,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть на верняка,

Только нету языка?

-Взял я лук и крикнул – «ЭХ?»

Удивлю  сейчас я всех.

- Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Агукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом

И называлось …

(слайд 12,13,14) Эхо (шутка- минутка). Работаем над произношением.

-Ребята вы уже умеете читать?

А чтобы учится читать ёщё лучше, поработаем над техникой чтения, выберем вид чтения «Эхо».

Откроем с.59 Азбуки найдём текст «Поиграем в эхо». Будьте внимательны!

             ФИЗМИНУТКА.

(Слайд 15-26)

Поиграем игру в игру « Кто это? Что это?»

К нам в гости пришли слова – иностранцы. Узнаем с вами новые слова.

- этажерка;

- Эскимо – эскимосы;

- Экскаватор – экскалатор;

- Алоэ (столетник, южное растение с толстыми мясистыми листьями, разводимое у нас как лекарственное или декоративное растение).

-экскурсия;

-эстафета;

- каноэ (гребная спортивная лодка заостренным носом и высокоподнятой кормой).

- статуэтка (маленькая статуя, служащая  комнатным украшением).

-Энштейн;

- эполеты (погоны в царской армии, знак отличия).

- этмоптерус (Представители рода этмоптерусов

относятся к колючим глубоководным мелким акулам)

-Эхо бродит  по горам,

Эскимосы – по снегам.

Хлеб везут на элеватор,

Ямы роет экскаватор.

Очень колется алоэ.

Поплыву я на каноэ.

Экскалатор есть в метро.

Запомнить это так легко!

- Ребята, а если человек не знает, что обозначает то или иное слово? Как быть?

- Посмотрите на выставку книг. Эти книги называются энциклопедии. Это новое для вас слово. Вы полистаете сегодня эти книги, и постараетесь на следующий урок объяснить, а что же такое энциклопедия.

- ( слайд 27-29).  Повтори без ошибки. Работа над произношением.

- Что нового сегодня узнали?

- Что было интересно?

- Что не получилось?

На столах у вас лежат: яблоко, груша и осенний лист. Давайте украсим наше чудо-деревце. Если вам было интересно и всё получилось на уроке – выбери яблоко, если у тебя были затруднения, но ты с ними справился – выбери грушу, если тебе было скучно и у тебя все не получалось – осенний лист.

Проверка рабочего места.

-урок обучения грамоте.

-хорошее, доброжелательное.

Сидя, руки и плечи  отпущены ,на  вдохе – плечи поднять, на выдохе – опустить.

Глубоко вдохнули носом, приблизили палец к носу, на выдохе протяжно произносим:  - ш-ш-ш.

Глубоко вдохнуть носом, задержать дыхание, на выдохе произносим

  звук - у-у-у.

Цокает язычок.

Плотно сжали губы, вытянули их вперёд, не разжимая, растягиваем в улыбке.

Глубоко вдохнуть носом, на выдохе произносим  звук – ж-ж-ж.

Читают шёпотом и медленно; в обычном темпе.

Читают громко уверенно.

Читаем про себя, в слух, за учителем в быстром темпе.

Проговаривают правила работы.

Работают в парах.

Работают светофорами. Правильно  - поднимают зелёный цвет, не согласны – красный.

Дают рецензию по плану:

  1. Какая задача стояла перед отвечающим.
  2.  Справился или не справился с задачей.
  3. Понравился ответ или не понравился.
  4. Пожелания.

- Мы не знаем как читается и обозначается на письме новая буква.

Узнаем  какие звуки обозначает буква. Узнаем какая она гласная или согласная. Будем читать слова с буквой.

Выполняют физминутку.

-эму

- в начале слова, под ударением.

- эскимо

- в начале слова, без ударения.

-красного цвета, так как звук гласный.

-головной убор не нужен, так он не согласный.

- с заглавной буквой пишутся имена, фамилии, названия населённых пунктов, географические названия.

-Высказывают мнения.

-  эхом.

Хорошо читающий ученик начинает читать текст, а другой проговаривает за ним тоже слово.

С помощью учителя  объясняет значение слов.

- обратиться к толковому словарю.

Высказывают своё мнение.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества  с учителем и сверстниками; Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: Выполнять различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблем. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций.

ПУУД: определять круг своего незнания; самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

РУУД: Определять правильность выполненного задания.

РУУД: планирование, прогнозирование, решение проблем, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

РУУД: целепологание.

ПУУД: самостоятельное выделение, формулирование проблемы. Отвечать на вопросы учителя.

КУУД: участвовать в диалоге на уроке, понимать точку зрения другого.

КУУД: читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

КУУД: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме с учетом своих жизненных ситуаций.

ПУУД: наблюдать и делать выводы.

ПУУД: рефлексия. ЛУУД: смыслообразование. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы Э э. Гласный звук [ э ] Презентацию выполнила: Ковалёва Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Слайд 2

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Слайд 3

Правила работы в паре Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Слайд 4

Он полётам не обучен, Зато в беге – самый лучший. От любой большой проблемы Убегает страус ...

Слайд 6

На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это? …

Слайд 7

Э

Слайд 8

Э э

Слайд 9

На что похожа буква?

Слайд 10

Э

Слайд 11

Кто гонится за рыбой?

Слайд 12

Шутка - минутка.

Слайд 13

Э Эй !

Слайд 14

АУ-У-У-У!!! Э Э хо по лесу гуляет, Всем, кто крикнет, отвечает.

Слайд 15

Кто это? Что это?

Слайд 16

Э тажерка

Слайд 17

Э скимосы Э скимо

Слайд 18

Э скалатор Э кскаватор

Слайд 19

ало э

Слайд 20

э кскурсия

Слайд 21

Э стафета

Слайд 22

кано э

Слайд 23

э полеты

Слайд 24

Стату э тки

Слайд 25

Э йнштейн

Слайд 26

Представители рода этмоптерусов относятся к колючим глубоководным мелким акулам Э тмоптерус

Слайд 27

Повтори без ошибки.

Слайд 28

Э та кнопка и шнурок – Э лектрический звонок. Э

Слайд 29

Э "Эх, спою!" - Сказала Элла. Эльза слушать не хотела. "Эдик тут всё утро пел. Этот шум мне надоел!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).

Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘].

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘]....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю и звуки, которые она обозначает. »

Цель: знакомство с новой йотированной буквой Ю.Задачи: познакомиться с буквой Ю, ю и со звуками; дать понятие, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – посл...

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Гласный звук э, буквы Э, э».

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Гласный звук э, буквы Э, э»....