Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Громкая Галина Николаевна

Тематическое планирование уроков русского языка по программе Т Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_russkiy_yazyk.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

                      Тематическое планирование – 3 А класс

                      Учитель: Громкая Галина Николаевна

                                           Автор  учебника: Рамзаева  Т.М.     

                                                    4 часа в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ - 170 часов

  1. повторение - 16 часов;
  2. предложение. Словосочетание - 12 часов;
  3. текст- 3 часа;
  4. состав слова – 66 часов;
  5. части речи - 63 часа;
  6. повторение изученного материала за год - 10 часов.                                                                                                                                                                

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

 Обучающиеся должны знать:

  1. части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог ;
  3. члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

  1. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
  2. производить разбор слов по составу;
  3. подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  4. распознавать части речи, их грамматические признаки;
  5. изменять имена существительные по числам;
  6. склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  7. изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  8. изменять глагол по временам ( простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
  9. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  10. устанавливать по вопросам  связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  11. распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
  12. производить синтаксический разбор предложений;
  13. интонационно правильно произносить предложения;
  14. писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  15. определять тему и основную мысль текста;
  16. делить текст на части, соблюдать красную строку;
  17. устанавливать связь между частями текста;
  18. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  19. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  20. распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
  21. писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  22. составлять устный ответ – рассуждение.

Объем письменных работ по русскому языку:

  1. словарный диктант – 10-12 слов.
  2. контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.

п/п

Дата

Оборудование

Тема урока

Сопутствующее повторение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Словарная работа

Элементы дополнительного содержания

Повторение изученного во II  классе (17ч)

1.

Схемы-опоры

Текст, предложение, слово – единицы языка и речи.

Текст, предложение, слово, речь

Различение слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении.

Знать о предложении как о единице высказывания.

Уметь:

-составлять предложения из слов и словосочетаний;

- делить предложения на слова;

- выделять из сплошного текста предложения;

-оформлять предложения на письме;

-каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен и искажения букв.

Фронтальный и индивидуальный

2.

Схемы-опоры

Обобщение знаний о предложении.

3.

Сюжетная картинка

Текст – единица языка и речи.

до свидания

признаки текста

4.

Загадки, сюжетная картинка, схемы- опоры.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Слово и его значение.

Имя прилагательное, глагол, имя существи тельное: значение и употребление.

Учащиеся должны  знать\ понимать:

значимые части слова.

Уметь:

- задавать вопросы к глаго лам, к прилагательным и существительным;

-находить в тексте изучен ные части речи;

-употреблять в речи разные части речи.

горох

Словарное богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи

5.

Схемы- опоры.

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

С/р

земляника

6.

Веселые стихи

Имена собственные. Заглавная буква.

Заглавная буква в словах

Имя существительное. Различие имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Употребление прописной буквы в именах собственных.

Знать понятия «собственные» и «нарицательные» имена.

Уметь:

-писать собственные имена с заглавной буквы;

-отличать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте

-писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

Фронтальный и индивидуальный

Красная площадь

7.

Кроссворд, сюжетная картинка.

Однокоренные слова.

родственные слова

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок

Учащиеся должны знать/понимать фор мулировку правила об однокоренных (родст венных) словах. Уметь подбирать и об разовывать однокорен ные слова с помощью аффиксов .

чёрный

однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

8.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

9.

Схемы- опоры.

Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я.

буквы и звуки

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные

Учащиеся должны

уметь анализировать и

кратко характеризовать

звуки речи

Словарный диктант

10

Грамматическая сказка

Слово и слог. Перенос слов.

Слово, слог

Деление слов на слоги

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе дневной жизни для аде кватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, свер стников, детских радио передач, аудиозаписей и др.)

Фронтальный и индивидуальный

коллектив

11.

Памятка

Р. р. Текст и его части. Связь между частями текста. Разделительный Ь.

Части текста

Употребление разделительного ь (мягкого знака).

Уметь:

- различать разделительный мягкий знак и ь;

-выполнять звукобуквенный анализ слова.

12.

Игра «Угадайка»

Работа над ошибками. Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Правописание сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Чтение и понимание учебного текста формулировкой заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь:

-различать в словах мягкие шипящие звуки;

-правильно обозначать на письме сочетание этих звуков;

-писать слова с сочетаниями  ча-щу, чу-щу.

Фронтальный и индивидуальный

хороший

13.

Игра «Хоккей»

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный Ь.

мягкий знак

Употребление разделительного ь (мягкого знака).

Знать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак.

урожай

виды текста

14.

Загадки.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

классификация  звуков

Произношение и обо значение на письме парных согласных в слове

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи. Учащиеся должны уметь различать произ ношение и написание слов

месяц

15.

Входной  диктант на тему: «Повторение пройденного во 2 классе»

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Учащиеся должны уметь соблюдать изу ченные нормы орфо графии и пунктуации.

Диктант.

16.

Карточки с заданием

Работа над ошибками.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударение

Гласные ударные и безударные. Словесное ударение. Звукобуквенный ана лиз как основа «пере вода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обо значение на письме ударных и безударных гласных в слове

Учащиеся должны

-уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

-уметь различать произ ношение и написание слов

Фронтальный и индивидуальный

17.

Схема-опора

Упражнение в построении предложений и написании слов на изученные правила.

Слово и его значение. Установление связи слов в предложении

Учащиеся должны уметь различать произ ношение и написание слов.

С/р

упр. 73

малина

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11Ч)

18.

Схема-опора

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

предложение

Интонационные осо бенности повествова тельных, побудитель ных, вопросительных и восклицательных предложений Интонационные осо бенности повествова тельных, побудитель ных, вопросительных и восклицательных

предложений

Учащиеся должны знать и понимать:

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- анализировать и крат ко характеризовать предложения

Фронтальный и индивидуальный

19.

Грамматическая сказка

Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста.

20.

С.Я.Маршак «сказка об умном мышонке»

Восклицательные предложения.

Словарный диктант

21.

Картина

Р. р. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Различение предло жения, словосочета ния, слова (их сходст во и различие).

Учащиеся должны:

-уметь  правильно составлять предложения;

-писать их с большой буквы, в конце ставить нужный знак.

фронтально-индивидуальный

эпитеты, сравнение, метафора

22.

Памятка

Работа над ошибками. Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении.

памятку списывания текста

Учащиеся должны:

- уметь передавать содержание рассказа;

- сравнивать слова, близкие по смыслу, и точно употреблять их в предложении

23.

Схемы предложений

Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.

подлежащие и сказуемое

Различение предло жения, словосочета ния, слова (их сходст во и различие). Глав ные и второстепенные

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение

ППП

(письмо по памяти)

жёлтый

Различие и употребление в речи простых и сложных предложениях

24.

Отрывок из сказки А.С.Пушкина

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Различение слова, сло восочетания и предло жения. Главные и вто ростепенные члены предложений. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, опре делений

Знать:

- признаки главных членов предложения;

- понятие «словосочетание». Уметь:

- выделять в тексте подле жащее и сказуемое;

- устанавливать связь слов в предложении;

- работать с деформирован ными предложениями;

- задавать вопросы от глав ного слова к зависимому.

фронтально-индивидуальный

крестьяне

25.

Игра «Выбирай»

Словосочетания.

связь слов в предложении

помидор

26.

Предложение и словосочетание.

Словарный диктант

27.

Проверочная работа. По теме:  «Предложение».

П/р

28.

Работа над ошибками и анализ проверочной работы

ТЕКСТ (3ч)

29.

Предметные картинки

Р.р. Текст. Тема текста.

виды текста

Различать текст и предложения. Текст имеет заголовок, главную мысль.

Знать основной признак текста.

фронтально-индивидуальный

30.

Иллюстрации

Основная мысль текста.

части текста

Уметь определять основную мысль текста, находить предложение, в котором выражена основная мысль.

31.

Иллюстрации

 Р. р. Заголовок текста.

С/р

дорога

СОСТАВ СЛОВА (15ч)

32.

Игра «Узнай, кто это»

Корень. Однокоренные слова.

однокоренные слова

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок

Учащиеся должны:

- уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Учащиеся должны знать/понимать фор мулировку правила об однокоренных (родст венных) словах;

 -уметь подбирать и об разовывать однокорен ные слова с помощью аффиксов

фронтально-индивидуальный

однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

33.

Написание корня в однокоренных словах.

34.

Игра «Третий лишний»

Понятие об окончании и его роли в речи.

Разбор слова по со ставу

Учащиеся должны уметь:

-        различать произноше ние и написание слов;

-        анализировать и крат ко характеризовать со став слова;

-        выполнять разбор слова по составу

35.

Индивидуальные карточки

Роль окончания и предлога в предложении.

предлог

Роль приставок
в слове и предлогов в речи человека.

погода

36.

Предметные картинки

Упражнения в подборе и написании однокоренных слов.

однокоренные слова

Единообразное написание корней однокоренных слов

Знать: правила написания и способы проверки безударных гласных

Уметь: образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов, приставок

С/р

Упр.144

37

Таблица с приставками

Общее понятие о приставке и суффиксе.

окончание

Значение суффиксов и приставок. Их смы словые, эмоциональ ные, изобразительные возможности, со словообразовательной ролью приставок и суффиксов. Уточнение знаний о роли суффикса в нашем языке, отработка умений образовывать слова с помощью суффиксов

Учащиеся должны знать/понимать значи мые части слова.

 - уметь образовывать новые слова с помощью аффиксов;

- умение выделять приставку и суффикс  в слове.

38.

Таблица с суффиксами

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

приставка, суффикс

Словарный диктант

Молоток

однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

39.

Схема-опора

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

 Учащиеся должны:

-  уметь  образовывать слова с помощью суффикса по образцу;

- разбирать слова по составу.

фронтально-индивидуальный

корабль

40.

Наблюдение над значением приставок и   их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Роли приставки, формировать умение разбирать слова по составу

Учащиеся должны:

-уметь образовывать слова с помощью приставок

дорога

41.

Схема-опора

Р. р. Сочинение по серии картинок.

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны:

- уметь создавать не сложные монологиче ские тексты на доступ ные детям темы в форме повествования и описа ния

42.

карточки

 Обобщение знаний о составе слова. Упражнения в разборе слов по составу.

значимые части слова, разбор слова по составу

Однокоренные слова и значимые части слова

Учащиеся должны:

-умения разбирать слова по составу;

-уметь находить в корне или приставке букву, требующую проверки

43.

Диктант по теме: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Учащиеся должны знать/понимать фор мулировку правила об однокоренных (родст венных) словах

Учащиеся должны:

- уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

- уметь подбирать и об разовывать однокорен ные слова

Диктант

44.

Схема-опора

  Работа над ошибками. Упражнения в образовании однокоренных слов, разборе предложений по членам.

члены предложения

фронтально-индивидуальный

45.

Памятка

 Структура текста.  Разбор слов по составу.

Учащиеся должны

-умение передавать содержание текста по вопросам

изложение

46.

Карточки

Разбор слов по составу.

связь слов в предложении,

разбор по составу

Текст и его содержание. Разбор слов по составу

 Учащиеся должны

- умения правильно строить предложение и оформлять его на письме

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ СО ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.(11Ч)

47.

Игра

Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне.

ударение

Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Учащиеся должны:

- умение различать парные звонкие и глухие согласные;

- выполнять последовательность  действий при обозначении согласных звуков буквами;

- уметь подбирать проверочные слова

фронтально-индивидуальный

48.

Индивидуальные карточки

Проверка слов с парными согласными на конце.

правило проверки парных звонких и глухих

обед

49.

Индивидуальные карточки

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в середине слова.

С/р

Север

восток

50. -51.

Игра «Не ошибись»

Правописание  слов с глухими и звонкими согласными в корне.

52.

Памятка

Р.р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

Связь слов в предложении

Работа с текстом:  тема текста, озаглавливание, последовательность  передачи  по плану содержание прочитанного

Учащиеся должны:

- уметь передавать содержание прочитанного по плану;

- уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова

изложение

53.

Схема-опора

 Анализ изложения. Упражнения  в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Формировать умение работать над ошибками

54.

карточки

Правописание  слов с глухими и звонкими согласными в корне.

правило проверки парных звонких и глухих

Согласные звуки: парные и непарные. Произношение и обозначение на  письме парных согласных в словах

Проверка практических навыков грамотного письма по теме «Парные согласные»

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова;

- уметь составлять текст по картинке и опорным словам;

- уметь грамотно писать слова с парными согласными

С/д

55.

Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

56.

Контрольный диктант по теме: «Парные глухие согласные».

диктант

57.

Анализ диктанта. Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова;

-уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова

фроно-индивидуальный

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.(18ч)

58.

Таблица (правило)

Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными.

Ударение

Особенности  проверочных и проверяемых слов

Учащиеся должны:

- овладеть способами проверки

фронтально-индивидуальный

Работа ракета

59

карточки

Правило проверки безударных гласных в корне.

Ударный, безударный слог

Учащиеся должны:

- умения правильно писать слова с парными звонкими глухими согласными и безударными гласными в корне;

- овладеть  способами проверки;

- уметь правильно писать слова с безударными гласными;

-уметь подбирать проверочные слова

60.

Игра «Кто внимательный»

Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных  в корне.

правило проверки безударных гласных

Работа по подбору  проверочных слов, упражнение в правильном написании слов с безударными гласными

61.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

правило проверки безударных гласных

Завтрак картофель

62

Предметные картинки

Р. р. Изложение повествовательного текста.

Работа по распознаванию в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные

Учащиеся должны:

- уметь правильно проверять слова;

-уметь обозначать звук буквой;

- уметь правильно писать слова с безударными гласными.

ППП

63

карточки

Анализ изложения. Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне.

64

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

65

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Учащиеся должны:

-  умение передавать содержание текста

 

С/д

66

карточки

Закрепление знаний о предложении и написании корня слова.

фронтально-индивидуальный

67

Игра «Кто больше…»

Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё.

звуки и буквы

Подборка проверочных слов.

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова;

- уметь подбирать проверочные слова для проверки безударной гласной е

68

Диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

изложение

69

Отр. ст-я Чуковского

Анализ диктанта. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

Учащиеся должны знать  особенность проверки слов с безударной е в коне

фронтально-индивидуальный

Осина

70

Карточки

Правописание слов с безударными гласными в корне.

правило проверки безударных гласных

Проверка слов с безударными гласными

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова

71

Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне. 

Подборка двух проверочных слова

Учащиеся должны:

 - уметь подбирать проверочные слова

Потом

 морковь

72

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

Проверка слова с одним и двумя безударными в корне

Учащиеся должны:

 - уметь подбирать проверочные слова

73

Предметные картинки

Р. р. Изложение текста по вопросам.  Проверка слов с двумя безударными гласными.

Работа по  проверки слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне

Учащиеся должны:

 - уметь подбирать проверочные слова

75

Картина И.В.Шевандроновой «В сельской библиотеке»

Анализ изложений. Упражнения в анализе и составлении текста-описания.

Составление текста - описания на заданную тему по картине

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.

Учащиеся должны:

- уметь определять главные члены предложения;

- уметь разбирать по составу слова;

- уметь подбирать проверочные слова;

- уметь исправлять ошибки

фронтально-индивидуальный

74

Контрольный диктант за I полугодие.

Проверка усвоения материала

диктант

ТЕКСТ (6ч)

76

«Сказка про однокоренные слова»

Анализ диктанта. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Звуки и их значение

Ознакомление со словами с непроизносимыми согласными в корне

Учащиеся должны знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

фронтально-индивидуальный

праздник Чувство

здравствуй

77

Контрольное списывание

Проверка навыки списывания, умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания.

Уметь списывать, расчленять текст на смысловые части – предложения.

списывание

78

Памятка

Р.р  Составление новогоднего поздравления

Уметь:

- составлять поздравления.

фронтально-индивидуальный

79

Карточки

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

непроизносимые согласные

Письмо слова с непроизносимыми согласными в корне. Способы проверки такого написания

Учащиеся должны знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

Лестница

метро

80

 Слова с непроизносимыми согласными.

Учащиеся должны  знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

Словарный диктант

комната

81

Схемы-опоры

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Учащиеся должны знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ С ПРИСТАВКАМИ.(7ч)

82

Таблица с приставками

Приставка – значимая часть слова.

Уточнение знаний о приставке как части слова и её роли в нашей речи

Учащиеся должны:

- уметь выделять в слове приставку

Словарный диктант

83

Памятка

Р. р. Обучающее изложение «Алёшина яблоня».

Работа с текстом учебника

Учащиеся должны:

- уметь осознанно употреблять слова с приставками

(озаглавить, списать,          в словах выделить приставку)

Изложение

Повторение  «овощи»

84

Таблица с приставками

Анализ изложений. Правописание приставок.

Письмо приставок всегда одинаково, не зависимо от произношения, писать слитно.

Учащиеся должны:

- уметь грамотно писать слова с приставками и безударными гласными в корне слова

Повторение       «одежда, обувь»

85

Игра «Кто больше знает слов?»

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Безударная гласная

Правописания безударных гласных в корнях и в приставках

86

Карточки

Правописание приставок и безударных гласных в корне.

Слитное написание приставок

Уметь:

- составлять текст по вопросам;

-дополнять своими сведениями о нем.

ППП упр.

343

Повторение       «ягоды, фрукты»

87

Карточки

Правописание приставок и предлогов.

приставка и предлог

Работа по различию предлогов и приставок, правильно употреблять их в речи и писать

Учащиеся должны:

 - уметь различать предлоги и приставки

фронтально-индивидуальный

понедельник,

вторник

отличие предлогов от приставок

88

Памятка

Упражнения в правописании предлогов и приставок.

Учащиеся должны:

 - уметь писать приставки со словами

Среда

Четверг

раздельное написание предлогов

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (5ч).

89

Грамматическая сказка

Разделительный твёрдый знак.

Ознакомление с правилом с правилом употребления Ъ

Учащиеся должны:

 - уметь правильно употреблять разделительный Ъ

ППП

Пятница   суббота  

90

Схема-опора

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

различия мягкого и твердого знаков

Употребление разделительного ь (мягкого знака) и Ъ (твердого знака). Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Учащиеся должны:

- уметь различать Ъ и Ь;

- уметь распознавать орфограммы;

 - уметь распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку

Изложение

Воскресенье

91

Сигнальные карточки

Написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками.

П/р

92

Обобщение знаний о твёрдом и мягком разделительных знаках.

фронтально-индивидуальный

93

Памятка

Р. р. Изложение повествовательного текста. Текст-повествование (общее понятие)

Учащиеся должны:

 - уметь полно передать содержание текста

ЧАСТИ РЕЧИ (5ч).

94

Опорная таблица

Анализ изложений. Понятие о частях речи.

Части речи

Знакомство с частями речи и их особенностями

Учащиеся должны:

 - уметь различать части речи

Повторение   слов  с удвоен. согласными

95

Опорная таблица

Общее понятие о местоимении как части речи.

Знакомство с местоимениями

Учащиеся должны:

- уметь отличать местоимения от существительных

С/р упр.388

96

Части речи и члены предложения.

члены предложения

Распознавание имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога

Учащиеся должны:

- уметь разбирать предложения по членам;

- уметь правильно употреблять разные части речи в предложении.

Словарный диктант

отличие частей речи от членов предложения

97

Изменение сущ., прил., глаг. по числам.

число, сущ, прил, гл.

Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам

Учащиеся должны:

- уметь изменять по числам

фронтально-индивидуальный

98

Обобщение сведений о частях речи. Составление текста по картинке и плану.

Развивать умения определять тему иллюстрации, озаглавливать её, составлять текст по данному плану

Учащиеся должны:

 - уметь правильно строить предложения

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21ч).

99

Опорная таблица

Лексическое значение имён существительных.

определение им сущ

Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.) отработка грамматического понятия «имя существительное»

Учащиеся должны  знать, что такое имя существительное

фронтально-индивидуальный

До свидания

Здравствуй

100.

Игра «Замени одним словом»

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

вопросы

Различие слов, отвечающие на вопросы кто? что?, развивать творческое мышление

Учащиеся должны:

- уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Спасибо

101.

Большая буква в именах собственных.

правило о заглавной букве

Заглавная буква в именах собственных

Учащиеся должны:

- уметь отличать имена собственные от имён нарицательных

Москва,

Красная площадь

102

Предметные картинки

Р. р. Сочинение по картинке « Зимние забавы детей». 

Составление рассказа повествования на заданную тему по картине

Изложение фронтально-индивидуальный

103

Карточки

Род имён существительных.

Познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных

 Учащиеся должны знать, как определить род имён существительных

Магазин

104

Карточки

Род имён существительных в ед. и во мн. числе.

число, род

Формировать умение определять род имени существительного которое стоит во множественном числе

Учащиеся должны знать, что для определения рода имени существительного, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в единственное число

105

Карточки

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

падежи, род

Работа по определению рода  имени существительного в тексте, развивать орфографическую зоркость

Учащиеся должны знать, что для определения рода имени существительного в тексте, слово надо поставить  в начальную форму (И. падеж)

К/с

упр.414

106.

Схема-опора

Родовые окончания имён существительных.

окончание

Ознакомление с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе

Учащиеся должны:

-уметь выделять окончания

фронтально-индивидуальный

вокруг

склонение им сущ

107.

Родовые окончания имён существительных.

правило, все сведения полученные ранее об им сущ

108

Схема-опора

Изменение имён сущ. по числам.

Изменение имен существительных по числам, по родам.

Учащиеся должны:

- уметь различать род имён существительных

кровать

109

Игра «Узнай род им. сущ.»

Упражнения в изменении имен существительных по числам и определении рода.

Учащиеся должны:

- уметь различать род имён существительных

тарелка

110.

Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о склонении).

падежи

Знакомство с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса

Учащиеся должны знать, что такое склонение имён существительных

Повторение       «явления природы»

111.

Склонение имен существительных и  распознавание падежа.

Формировать умение определять падеж имени существительного

Учащиеся должны:

- уметь определять падеж существительного 

Альбом

косвенные падежи

112

памятка

Р. р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану и опорным словам

Формировать умение передавать текст, развивать орфографическую зоркость

Учащиеся должны:

- уметь письменно передать текст, используя опорные слова

изложение

косвенные падежи

113.

Схема-опора

Анализ изложений. Упражнения в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.

падежи

Работа по определению падежа у сущ  по вопросу и предлогу

Учащиеся должны знать, особенности Именительного падежа

Словарный

114.

Карточки

Склонение имен существительных и распознавание падежей, в разборе предложений по членам.

фронтально-индивидуальный

Рисунок

115

Загадки

 Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

звуки

Познакомить с новой ролью Ь – показатель женского рода имён существительных

Учащиеся должны знать, когда на конце существительных после шипящих пишется или на пишется Ь

Картина

116

Предные кар-ки

Правописание слов с шипящими на конце.

П/р

упр.448

Повторение       «месяцы»

117.

Обобщение знаний об именах существительных

Формировать умение исправлять ошибки, развивать орфографическую зоркость

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.

Учащиеся должны:

- уметь разбирать предложение по членам предложения и частям речи;

- уметь  разбирать слова по составу; уметь писать существительные с шипящим звуком на конце

ППП упр.461

118.

Схема-опора

Диктант по теме «Имя существительное».

Проверить усвоение знаний

Диктант

Дорога

Шоссе

119

Памятка

Анализ диктанта.  

Р. р. Сочинение по картинке и опорным словам.

Учащиеся должны  знать, лексическое значение имён существительных, определять род, число и падеж

Трамвай

Ракета

Самолёт

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.(15ч)

120

Опорная таблица

Понятие об имени прилагательном как части речи.

им прил

Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи

Учащиеся должны знать, с какой целью употребляются в речи имена прилагательные

Словарный диктант

Жёлтый, чёрный  

121

Опорная таблица

Связь имени прилагательного с именем сущ.

Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного

Учащиеся должны:

- уметь находить главное и зависимое слово

К/с упр.471

122

Словарь синонимов, антонимов

Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы.

синонимы антонимы.

Обобщить знания о синонимах и антонимах

Учащиеся должны:

- уметь  употреблять их в речи

Растение

123

Схема-опора

Изменение имён прилагательных по родам.

Ознакомление  с изменением имён прилагательных по родам; развивать умения изменять прилагательные по родам

Учащиеся должны:

-  уметь  определять род имён существительных; формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных

124125

Карточки

Изменение имён прилагательных по родам.

род,им сущ, им прил

Развивать умение точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания

Учащиеся должны:

- уметь  разбирать имена  прилагательные по составу

фронтально-индивидуальный

Комбайн

Комбайнёр

126

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

число

Космонавт

(космос)

127.

Карточки

Изменение имён прилагательных по числам.

Развивать умения определять число имени прилагательного; отработка умения составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных

Учащиеся должны знать,  какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе

Пловец

128

Правописание окончаний имён прилагательных во мн. числе.

Развивать умения определять число имени прилагательного; отработка умения составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных

Учащиеся должны   знать, какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе

Зр/-сл. диктант

Животное

 129

Правописание окончаний имён прилагательных в ед. числе.

130

предметные картинки

Р. р. Текст-описание. Сочинение-описание животного.

виды текста

Дать представление о тексте описании

Учащиеся должны:

- уметь составлять текст описание

Сочинение

131132

Закрепление правописания окончаний имён прилагательных.

Развивать умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе, правильно писать окончания прилагательных

Учащиеся должны:

- уметь определять род имён прилагательных

Компот

133.

Памятка

0бобщение знаний об имени прилагательном.

Уточнение знаний о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения писать окончание –ие, (-ые) у прилаг. во множественном числе, -ее (-ое) у прилагательных среднего рода в ед. числе

Учащиеся должны  знать, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

Приветливо

134.

Диктант по теме: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных»

Правописание безудар ных гласных в корне слова. Выделение зна чимых частей слова (ко рень, окончание). Слово и его значение 

Знать о единообразном на писании корня в однокорен ных словах.

Уметь:

- распознавать в корне слова, проверяемые безударные гласные;

- подбирать проверочные однокоренные слова

Диктант.

Интересный

ГЛАГОЛ. (25 ч)

135.

Опорная таблица

Анализ диктанта. Понятие о глаголе как части речи

определение

Выявить изобразительно-выразительные «возможности» глагола

Учащиеся должны  знать о роли глаголов в нашей речи

Комната

Квартира

136.

Схема-опора

Роль глаголов в предложении.

главные члены

Формировать умение находить глаголы в тексте, употреблять их в речи, развивать творческое мышление

Учащиеся должны,  знать каким членом предложения является глагол

Словарный диктант

137

Сборники синонимов и антонимов

Глаголы – синонимы и  глаголы – антонимы.

синонимы антонимы.

Формировать умение использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы

Учащиеся должны  знать, с какой целью употребляются глаголы близкие по смыслу и противоположные

фронтально-индивидуальный

Библиотека

Подбор синонимов и антонимов на заданную тему

138.

Отрывки стихотворений

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

Познакомить с употреблением глаголов в прямом и переносном смысле

Учащиеся должны  знать с какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении

139.

Памятка

Р. р. Текст-рассуждение.

Познакомить с текстом-рассуждением и его особенностями; формировать умение изменять глаголы по числам

Учащиеся должны знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы 

Изложение

Виды текста

140.

Памятка

Р. р. Изложение научно-познавательного текста по вопросам.

виды текста

Познакомить с особенностями научно-познавательного текста, формировать умение передавать содержание текста

Учащиеся должны  знать, чем отличается научно-познавательный текст от текста-описания

Контрольное списывание

141.

Предметные картинки

Анализ изложений. Изменение глаголов по числам.

число

Формировать умение изменять глаголы по числам, определять число глаголов

Учащиеся должны:

- уметь изменять глаголы по числам и определять число

фронтально-индивидуальный

Коллектив

142.

Определение числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Формировать умение изменять глаголы по числам, определять число глаголов

Учащиеся должны:

- уметь изменять глаголы по числам и определять число

Восемь

143

Упражнения в определении числа глагола.

фронтально-индивидуальный

Расстояние

144

Сборники синонимов и антонимов

Понятие о временных формах глагола.

время глагола

Познакомить с изменением глаголов по времени

Учащиеся должны знать:

- на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Четыре

145

Грамматическая сказка

Определение времени глагола.

Методика опознавания временных форм глагола не только по вопросу, но и по суффиксу

  Учащиеся должны знать,:

- как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени

Словарный

диктант

146

Неопределенная форма глагола.

Познакомить с неопределённой формой глагола

Учащиеся должны знать:

- вопросы неопределённой формы глаголов

фронтально-индивидуальный

инфинитив

147

Р. р. Речевой этикет. Составление приглашения.

148

Опорная таблица

Изменение глаголов по временам.

Время глагола

Формировать умение различать глаголы по времени

Учащиеся должны  знать, как изменяются глаголы

- уметь изменять глаголы по временам

Завтрак

Обед

Ужин

149

Памятка

Р. р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану  и вопросам

Вопросы и опорные слова.

Уметь:

- составлять текст по вопро сам;

-дополнять своими сведе ниями о нем.

Изложение

150.

Анализ изложений. Определение времени и  изменение глагола по времени.

Формировать умение различать глаголы по времени

Учащиеся должны  знать, как изменяются глаголы

- уметь изменять глаголы по временам

ППП

151

Игра «Не подведи свой ряд»

Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени

род глагола

Познакомить с изменением глаголов по родам

Учащиеся должны знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов

фронтально-индивидуальный

Однажды

152.

Гр-кая ск-ка, игра «Подбери слова»

Употребления глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками

Прошедшее время

Формировать умение употреблять глаголы с приставками

Учащиеся должны  знать:

-чем отличаются однокоренные глаголы по смыслу с разными приставками и с помощью какой части слова передаётся эта разница

Топор

153

Опорная таблица

Употребление и правописание частицы не с глаголами. 

Части речи

Ознакомление с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами; развитие умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами

Учащиеся должны  знать, как пишется частица не с глаголами

Выборочный диктант.

Сегодня

154.

Пословицы

Правописание  глаголов с частицей не.

155

Повторение правил о написании корня и окончаний.

Корень, окончание

Работа по формированию орфографической грамотности

Учащиеся должны уметь:

- проверять написания в сомнительных местах.

Сл/д

Скоро

156

П.Чайковский «Времена года»

Обобщение знаний о глаголе. Работа над текстом о Дне Победы.

Обобщение полученных знаний.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в изученной теме;

-определять орфограмму в слабой позиции и ставить её в сильную.

фронтально-индивидуальный

Автобус

157

Диктант по теме «Глагол».

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.

диктант

158

памятка

Анализ диктанта. Правописание глаголов с приставками

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Уметь:

- анализировать свои ошибки, исправлять их;

-выполнять проверочное списывание.

159

Опорные таблицы

 Р. р. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

Работа с текстом. Связь предложений в определенной последовательности.

Уметь  составлять предложения для текста в соответствующей последовательности.

Потом

ПОВТОРЕНИЕ (10ч.)

160.

Отрывки стихотворений

 Анализ изложения. Обобщение знаний о предложении.

предложение

Уточнение знаний о роли слова и предложения в речи; обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развитие умения правильно употреблять предложения в речи

Учащиеся должны  знать, что такое предложение

фронтально-индивидуальный

161

Опорные таблицы

Обобщение знаний о тексте.

Виды текста

Революция

162

Игра «Угадай»

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова

Состав слова

Развитие умения разбирать слова по составу

 Учащиеся должны  знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образуются новые слова, что такое окончание и для чего оно служит

Памятник

164.

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова

Правила корня

Развитие умения распознавать орфограммы в словах, проверять безударные гласные, глухие, звонкие и непроизносимые согласные в корне

Учащиеся должны  знать три правила, которые учат правильно писать корень слова

Пшеница

165.

Опорные таблицы

Правописание приставок. Твердый и мягкий разделительные знаки.

приставки

Развитие умения перед написанием слова, выяснять в какой части слова находится орфограмма

Учащиеся должны  знать в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь

166.

Опорные таблицы

Упражнения в написании корня слова

Развитие умения распознавать орфограмму в приставке, в корне слова

Учащиеся должны  знать три правила, которые учат правильно писать корень слова, знать правописание приставок

167.

Диктант по теме: «Повторение»

Развитие умения распознавать орфограмму в корне слова

Учащиеся должны:

 - уметь различать орфограммы, знать, как проверить написание непроизносимых согласных в корне слова

168.

Схема-опора

Анализ диктанта. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне.

Правило безуд. гл.

фронтально-индивидуальный

169.

Повторение сведений о частях речи

Обобщение знаний об именах существительных, именах прилагательных, местоимениях и глаголах, развивать умения различать их и пользоваться ими в речи

Учащиеся должны знать, что общего у имени существительного, прилагательного, глагола и чем они различаются

170.

Урок КВН «Знатоки  русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 4 класс

Поурочное планирование Канакина В.П. 4 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 4 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса система Л. В. Занкова...

Тематическое планирование уроков русского языка 1 класс по УМК ПНШ

Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...

Тематическое планирование уроков русского языка 3 класс по УМК ПНШ

Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 3 класс.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 3 класс. Рассчитано  на 170 часов 5 раз в неделю....