Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая учебная программа по русскому языку для 2 класса. УМК "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.rus_.yaz_.2_kl..doc | 470 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Карповская СОШ
Рассмотрена на заседании МО Протокол №___ от «____» _______2011г.
руководитель МО _______________(ФИО)__________
| Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________2011___г. Директор ______________(ФИО) ____________________________ | |
Согласована «___» __________________2011 г. Заместитель директора__________ (ФИО)________________________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена на основе Примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по русскому языку 1-4 классы
УМК «Гармония» по предмету русский язык, автор – кандидат педагогических наук, профессор М.С.Соловейчик.
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Учебник 2 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Рабочая тетрадь № 1, № 2, № 3 2 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010
3. Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы» в двух частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования. За основу рабочей программы взята типовая программа, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации: «Русский язык» автор М.С.Соловейчик.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели изучения:
- обучение формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
- воспитание привитие внимания, интереса и уважения к языку, уважения к себе как его носителю, формирование культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству речи;
- развитие во-первых—формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых—совершенствование чувства слова, языковой интуицией детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе—потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов.
Общая характеристика учебного предмета
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребёнку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а так же включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Количество учебных часов:
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка во 2 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
В данной рабочей программе: 5 часов в неделю.
Согласно календарному распределению учебных четвертей и каникулярного времени учебный год составляет 34 учебные недели и 4 дня. Согласно расписанию уроков на 2011-2012 учебный год количество часов по учебным четвертям следующее: Iч-42; IIч-36; IIIч-45; IV-47; всего за год – 170 часов. В том числе: контрольных работ-7ч; р
Уроки русского языка приходятся на дни государственных праздников: 23.02, 08.03, 01.05, 09.05.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
I.Повторение. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20 | 20 |
II. Орфография.
| 75 | 65 22 43 |
III. Предложение. «Выражаем мысли и чувства» | 11 | 11 |
IV. Текст.
| 13 | 13 9 |
V.Слово. Состав слова. 1. Корень и окончание как части слова. «Размышляем о словах. 2. Продолжаем размышлять о словах. 3. Продолжение знакомства с составом слова. «Как устроены слова». (приставки и суффиксы) | 46 | 12 7 29 |
VI. Обобщение в конце года. Перелистаем учебник. | 5 | 5 |
170 | 171 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и продуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, памяток, различных справочных материалов.
Учебно-методический комплекс учителя:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Учебник 2 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Рабочая тетрадь № 1, № 2, № 3 2 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010
3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка для 2 класса «К тайнам нашего языка» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.
4. «Учебно-методический комплект «Гармония» для четырёхлетней начальной школы - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
5. Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы» в двух частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Учебно-методический комплекс ученика:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Учебник 2 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Рабочая тетрадь № 1, № 2, № 3 2 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010-2011
3. Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы» в двух частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I. Повторение (20ч)
(Знаем – повторим, не знаем – узнаем.)
Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и дрг. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [й].
Цель: Повторить и закрепить знания, умения и навыки по основным темам первого класса. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
II. Орфография (65ч)
Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, деревО, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [у] (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
Цель: познакомить уч-ся с понятием «орфограмма». Развивать умение решать орфографические задачи.
III. Предложение (11ч)
Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Цель: познакомить уч-ся с назначением и признаками предложения; видами предложений по цели высказывания и по интонации.
IV. Текст (22ч)
Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Цель: дать представление об отличии текста от предложения. Упражнять уч-ся в составлении и пересказе текстов.
V.Слово. Состав слова.
Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Цель: дать представление о составе слова. Совершенствовать умение проводить морфемный разбор слов; разграничение приставок и предлогов.
VI. Обобщение в конце года. (5ч)
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные во 2 классе, подготовиться и провести итоговую контрольную работу.
В результате изучения курса русский язык 2 класса обучающиеся должны знать:
- Пары согласных по глухости-звонкости;
- Название частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);
- Изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
- Виды предложений по цели и интонации.
Умения, формируемые в процессе обучения:
Речевые.
- Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».
- Самостоятельно «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.
- Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.
- Создавать предложения, обдумывая предмет речи и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания. Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.
- Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему и основную мысль, отражать их в заголовках.
- Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов; проверять и улучшать написанное.
- Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать.
Языковые (грамматические)
- Проводить звуко-буквенный анализ слов.
- Проверять написанное с точки зрения графических ошибок.
- Различать слова по их функции, узнавать названия предметов в косвенных падежах.
- Подбирать родственные слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными корнями.
- Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов.
- Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам.
- Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические.
- Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными.
- Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те способы решения которых известны.
- Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне и на границе морфем. Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы. Пользоваться орфографическим словарем учебника. использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок.
- Списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Проверять написанное. Находить и исправлять ошибки на изученные правила.
- Писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») - наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
«3» («удовлетворительно») - наличие 4-6 ошибок иди 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 10 недочетов по пройденному материалу", нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Однако, в связи со спецификой каждой образовательной области, некоторые положения характеристики цифровой оценки (отметки) требуют уточнения (см. по образовательным областям).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Итоговые контрольные работы во 2-4 классах проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество контрольных работ в течение каждой четверти должно быть примерно следующим:
1 Классы | Количество контрольных работ | Виды контрольных работ | Четверти | |||
I | II | III | IV | |||
2 | 7 | а) контрольный диктант | - | 1 | 2 | 1 |
б) контрольное списывание | - | - | 2 | 1 | ||
3 | 14 | а) контрольный диктант | 2 | 2 | 3 | 2 |
б) контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | - | ||
в) контрольное изложение | - | - | - | 1 | ||
г) практические работы | - | - | 1 | - | ||
4 | 16 | а) контрольный диктант | 2 | 3 | 3 | 2 |
б) контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | - | ||
в) контрольное изложение | 1 | - | 1 | 1 | ||
г) диктант / практическая работа | - | - | - | 2 |
Во 2-.4-х классах объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим:
Классы | Четверти | |||
/ | II \ III | IV | ||
. 2 | 20-25 слов | 25-30 слов | 30-35 слов | 35-40 слов |
3 | 40-45 слов | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-65 слов |
4 | 60-65 слов | , 65.-70 слов | 70-75 слов | 75-80 слов |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки
Ошибки | Недочёты |
Нарушение правил написания слов, вклю чая грубые случаи пропуска, перестанов ки, замены и вставки лишних букв в сло вах; неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями); отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); наличие ошибок на изученные правила по орфографии; существенные отступления от авторского текста при написании изложения, иска жающие смысл произведения; отсутствие главной части изложения, про пуск важных событий, отраженных в ав торском тексте; употребление слов в несвойственном им | Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предло жение написано с большой буквы; отсутствие "красной" строки; неправильное описание одного слова (при наличии в работе несколько таких слов) на одно и тоже правило; незначительные нарушение логики собы тий авторского текста при написании из ложения. |
За диктант выставляется следующие отметки:
"5" - если в диктанте нет ошибок;
"4" - если допущено не более двух ошибок;
"3" - если допущено не более пяти ошибок;
"2" - если допущено пять и более ошибок.
Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например ученик дважды написал в слове звезда вместо е букву и);
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные);
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой: отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Грамматические задания служат средством проверки степени понимания учащи мися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой ана лиз слов и предложений (заданий должно быть не более 4 видов, а грамматических разборов не более 2 видов).
Два задания обязательны для всех учащихся класса. Они отражают минимум требо ваний к знаниям и умениям по русскому языку на данном этапе обучения.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительные задания повышенной трудности, требующие языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий, оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и за задание. За невыполнение дополнительного задания отметка за грамматические задания не снижается.
Критерии оценок за выполнение грамматических заданий:
«5» - за задание, выполненное полностью, без ошибок или допущена одна ошибка или два недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы одно дополнительное задание;
«4» - за задание, полностью выполненное при одной ошибке, или допущено две ошибки и два недочета в основном задании, но верно выполнено одно дополнительное за дание;
«3» - выполнено не менее половины заданий или полностью основное задание, но допущено три ошибки или один-два недочета или верно выполнено одно дополнительное задание;
«2» - выполнено менее половины заданий.
В 4 классе в конце учебного года рекомендуется провести диктант (1 урок) и прове рочные задания (1 урок).
Организация и проведение словарного диктанта
В словарные диктанты включены слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников.
Сроки для проведения словарных диктантов учитель определяет сам.
Количество слов в словарном диктанте не должно превышать: во 2-м классе - 10 слов, в 3-м классе - 12 слов, в 4-м классе - 15 слов.
Оценивание словарного диктанта:
"5" - за работу без ошибок;
"4" — за работу, в которой одна ошибка;
"3" - за работу, в которой две ошибки;
"2" - за работу, в которой три - пять ошибки.
Организация и проведение списывания с орфографическими и пунктуационными заданиями
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунк туационных навыков, умениями видеть и запоминать все предположение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников.
Списывание проводится регулярно и может быть представлено в нескольких вариантах, которые соответствуют различным уровням сложности. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, кото рый, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.
При организации списывания учитель записывает текст на доске или, если позволяют технические возможности, раздает текст, напечатанный на отдельных листах, каждому ученику. Дети читают текст самостоятельно и анализируют слова с трудными орфограммами. На первом этапе возможен вариант, когда учитель читает текст, а дети следят за записью на доске. Затем дети списывают текст и сличают его с оригиналом.
Оценивание списывания:
"5" - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
"4" - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка;
"3" - за работу, в которой две-три ошибки;
"2" - за работу, в которой четыре ошибки и более.
Организация и проведение изложения.
Изложение имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи.
Начинать обучение написанию изложений следует с текстов повествовательного характера, где легко прослеживаются развитие действия, есть ясный сюжет, действующие
Критерии оценки изложений и сочинений по содержанию и речевому оформлению:
Оценка | Критерии оценки | Допускается | |
1 | 2 | 3 | |
Отлично | - За правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие те мы (сочинение); | - не более 1 речевой неточности; - 1 -2 исправления | |
— отсутствие фактических ошибок; | |||
- богатство словаря; | |||
- правильное речевое оформле ние; | |||
- отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учи тываются ошибки на изученные правила) | - | ||
Хорошо | - правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - отдельные речевые неточности | - не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и по строении текста; - не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки; - 1-2 исправления | |
Удовле твори тельно | - допущены некоторые отклоне ния от авторского текста (изло жение), отклонение от темы (со чинение); - допущены отдельные наруше ния в последовательности изло жения мыслей в построении 2-3 предложений; - беден словарь; - имеются речевые неточности | - не более 5 недочетов в содержании и построении текста; - 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста; - 1-2 исправления | |
Плохо | - работа не соответствует теме (сочинение), имеются значи тельные отступления от авторского текста (изложение); - допущено много фактических неточностей; — нарушена последовательность изложения мыслей; - отсутствует связь между частями текста; - беден словарь | - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста; - 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки; - 3-5 исправлений |
В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим:
Классы | Изложение | Сочинение | ||||||
1ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | 1ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | |
1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
4 | 2 | - | 3 | - | 2 | 2 | 2 | 2 |
Организация и проведение разноуровневых проверочных работ
по русскому языку
Рубежная диагностика во 2-4 классах проводится по мере изучения тем по русскому языку. Разноуровневая проверочная работа проводится на одном уроке. Учащимся предлагаются задания трёх уровней на самостоятельный выбор. Каждое задание оценивается определённым количеством баллов:
- О баллов - работа не начата, или выполнена не правильно, или допущено 3 ошибки;
-1 балл - выполнена часть задания, или допущено 2 ошибки;
- 2 балла - большая часть задания выполнена правильно, или допущена одна ошибка;
- 3 балла - задание выполнено правильно.
Оценить предлагаемую диагностическую работу учащегося учитель может так:
- 10-13 баллов - отметка «3»;
- 14-17 баллов — отметка «4»:
- 18-21 баллов — отметка «5».
Чтобы определить уровень обученности класса в целом, нужно количество всех по лученных детьми баллов разделить на количество учащихся в классе.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во час. | Дата |
I четверть. | 42 | ||
I. | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20 часов | |
Повторение изученного о «опасных» местах. | 9 часов | ||
1 | Поговорим об ушедшем лете… | 1 | 01.09.11 |
2 | О нашей речи (повторение). | 1 | 02.09.11 |
3 | Что ты знаешь о словах? Знакомство с понятием «предмет». | 1 | 05.09.11 |
4 | Изменение названий предметов по вопросам. | 1 | 06.09.11 |
5 | Звуко – буквенный разбор. («Будем говорить понятно»). | 1 | 07.09.11 |
6 | Совершенствование формируемых умений. | 1 | 08.09.11 |
7 | Обозначение мягкости – твёрдости согласных звуков. | 1 | 09.09.11 |
8 | Правописание ударных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (повторение) | 1 | 12.09.11 |
9 | Написание ь между двумя буквами согласных. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн. | 1 | 13.09.11 |
Обозначение мягкости согласного звука перед согласным (расширение и углубление сведений). | 11часов. | ||
10 | Обозначение мягкости согласного звука перед согласными (расширение и углубление сведений). | 1 | 14.09.11 |
11 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь. | 1 | 15.09.11 |
12 | Закрепление правила написания ь между двумя буквами согласных. | 1 | 16.09.11 |
13 | Продолжение закрепления изученного. | 1 | 19.09.11 |
14 | Повторение двух способов обозначения звука [й’]. | 1 | 20.09.11 |
15 | Знакомство с третьим способом обозначения звука [й’] – с помощью разделительных знаков (ь и ъ) | 1 | 21.09.11 |
16 | Обозначение звука [й’] с помощью разделительных знаков (закрепление). | 1 | 22.09.11 |
17 | Использование при письме разделительных знаков. | 1 | 23.09.11 |
18 | Обобщение: три способа обозначения звука [й’]. | 1 | 26.09.11 |
19 | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем». | 1 | 27.09.11 |
20 | Контрольный диктант по теме «Мягкость – твёрдость согласных». | 1 | 28.09.11 |
II. | Главные опасности письма. Как писать без ошибок? | 22 часа | |
21 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. Знакомство с понятием орфограмма. | 1 | 29.09.11 |
Как писать без ошибок. Письмо с «окошками». | 9 часов. | ||
22 | Орфограммы безударных гласных. | 1 | 30.09.11 |
23 | Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных. | 1 | 03.10.11 |
24 | Непарные по глухости – звонкости согласные – не орфограммы. | 1 | 04.10.11 |
25 | Парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими. | 1 | 05.10.11 |
26 | Совершенствование орфографической зоркости. Списывание с заданием | 1 | 06.10.11 |
27 | Введение письма с «окошками». («Учимся записывать орфографические задачи»). | 1 | 07.10.11 |
28 | Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»). | 1 | 10.10.11 |
29 | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм – по памятке 3. («Учимся писать без ошибок»). | 1 | 11.10.11 |
30 | Освоение письма с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. | 1 | 12.10.11 |
Орфографические задачи, которые легко решать. | 12 часов. | ||
31 | Подстановка слов она, оно, оии как способ решения некоторых орфографических задач («Орфографические задачи, которые легко решать»). | 1 | 13.10.11 |
32 | Орфограммы, на месте которых можно сразу писать буквы. | 1 | 14.10.11 |
33 | Введение памятки 4 и освоение письма с «окошками» на месте неизвестных (сомнительных) букв («Знаю или не знаю? Пишу или …?»). | 1 | 17.10.11 |
34 | Словарный диктант Упражнение в письме с «окошками» по памятке 4. | 1 | 18.10.11 |
35 | Две орфограммы в безударных слогах [ж ы - шы] («Бывает ли буква одна, а орфограмм две?») | 1 | 19.10.11 |
36 | Обозначение мягкости согласного звука перед согласными (повторение). | 1 | 20.10.11 |
37 | Способы обозначения звука [й’] (повторение). | 1 | 21.10.11 |
38 | «Главные» орфограммы (повторение). | 1 | 24.10.11 |
39 | Орфографические задачи, которые умеем решать (повторение). | 1 | 25.10.11 |
40 | Контрольный диктант с грамматическим заданием.» «Орфограммы». | 1 | 26.10.11 |
41 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. Учимся писать кулинарные рецепты. | 1 | 27.10.11 |
42 | Знакомство с загадками. Сочиняем загадки. | 1 | 28.10.11 |
II четверть. | 36 | ||
III. | Предложение. («Выражаем мысли и чувства») | 11 часов | |
43 | Предложение: его назначение и признаки. Обучение построению предложений. | 1 | 07.11.11 |
44 | Деление речи на предложения. Их составление и письменное оформление. | 1 | 08.11.11 |
45 | Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать. | 1 | 09.11.11 |
46 | Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?») | 1 | 10.11.11 |
47 | Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) | 1 | 11.11.11 |
48 | Закрепление изученного о видах предложений. | 1 | 14.11.11 |
49 | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь Закрепление изученного о видах предложений. | 1 | 15.11.11 |
50 | Построение ответов на вопрос «почему?». | 1 | 16.11.11 |
51 | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»). | 1 | 17.11.11 |
52 | Обучение созданию разных видов побудительных предложений. | 1 | 18.11.11 |
53 | Повторение изученного о предложении. Обучающий диктант. | 1 | 21.11.11 |
IV. | Текст. («Хочу сказать больше») | 13 часов | |
Текст. Главная мысль текста. | 9 часов. | ||
54 | Знакомство с понятием текст («А если одного предложения мало?»). | 1 | 22.11.11 |
55 | Тема и главная мысль текста («Как в детской пирамиде …») | 1 | 23.11.11 |
56 | Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?») | 1 | 24.11.11 |
57 | Обучение обдумыванию и редактированию текста («От слов к тексту»). | 1 | 25.11.11 |
58 | Составление и редактирование текстов. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор». | 1 | 28.11.11 |
59 | Анализ, редактирование и запись текстов («Составляем и пишем диктанты»). | 1 | 29.11.11 |
60 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | 30.11.11 |
61 | Контрольный диктант. по теме «Текст» | 1 | 01.12.11 |
62 | Анализ и работа над ошибками. Составление текстов. | 1 | 02.12.11 |
Обучение написанию изложения. | 4 часа. | ||
63 | Продолжение обучения написанию предложений. | 1 | 05.12.11 |
64 | Первое изложение. | 1 | 06.12.11 |
65 | Составление рассказов на основе прочитанного. | 1 | 07.12.11 |
66 | Слово, предложение, текст: обобщение. | 1 | 08.12.11 |
V. | Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах») | 12 часов | |
67 | Разговор о значении слова («Что в слове главное?»). | 1 | 09.12.11 |
68 | Знакомство с понятиями родственные слова, корень слова («Собираем родственников»). | 1 | 12.12.11 |
69 | Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написание корней в родственных словах. | 1 | 13.12.11 |
70 | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождение корня. | 1 | 14.12.11 |
71 | Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретенных умений. | 1 | 15.12.11 |
72 | Общее знакомство с понятием окончание. | 1 | 16.12.11 |
73 | Подготовка новогодних поздравлений близким («Скоро Новый год»!) . | 1 | 19.12.11 |
74 | Новогодние воспоминания: изложение. | 1 | 20.12.11 |
75 | Новогодние планы: создание текстов. Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | 21.12.11 |
76 | Итоговый контрольный диктант за Iполугодие. | 1 | 22.12.11 |
77 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | 23.12.11 |
78 | Повторение изученного о словах. | 1 | 26.12.11 |
III четверть. | 45 | ||
VI. | Продолжаем размышлять о словах. | 7 часов | |
79 | Повторение изученного о словах, введение термина однокоренные слова. («Вспомним и узнаем новое»). | 1 | 12.01.12 |
80 | Совершенствование умения находить однокоренные слова и выделять в них корень. | 1 | 13.01.12 |
81 | Знакомство с понятием синонимы. | 1 | 16.01.12 |
82 | Изменение слов по числам. | 1 | 17.01.12 |
83 | Изменение слов по «командам вопросов». | 1 | 18.01.12 |
84 | Закрепление изученного об изменениях слов. Знакомство с понятием антонимы. | 1 | 19.01.12 |
85 | Повторение освоенных способов выбора букв; постановка учебной задачи («Чему учиться дальше?») | 1 | 20.01.12 |
VII. | Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова. | 38 часов | |
86 | Введение понятий проверочные и проверяемые слова («Слова – подсказки – какие они?») | 1 | 23.01.12 |
Как искать проверочные слова для корня? | 15 часов | ||
Проверочные и проверяемые слова. | 5 часов. | ||
87 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов: изменение числа проверяемого слова. | 1 | 24.01.12 |
88 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов: изменение по «команде вопроса», подбор родственных слов. | 1 | 25.01.12 |
89 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов. | 1 | 26.01.12 |
90 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов. | 1 | 27.01.12 |
91 | Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня («От значения слова – к правильной букве»). | 1 | 30.01.12 |
Способы подбора проверочных слов. | 10 часов. | ||
92 | Способы подбора проверочных слов для названий действий. | 1 | 31.01.12 |
93 | Обучение подбору проверочных слов для названий действий. | 1 | 01.02.12 |
94 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий. | 1 | 02.02.12 |
95 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов. | 1 | 03.02.12 |
96 | Подбор проверочных слов для названий признаков предметов; закрепление. | 1 | 06.02.12 |
97 | Снова о значении слова и его написании. | 1 | 07.02.12 |
98 | Повторение и систематизация способов подбора проверочных слов для орфограмм корня. | 1 | 08.02.12 |
99 | Знакомство с понятием орфографическое правило; уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова. | 1 | 09.02.12 |
100 | Применение правила правописания безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова. | 1 | 10.02.12 |
101 | Закрепление правописания безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова. | 1 | 13.02.12 |
Обобщение изученного по орфографии («Обобщаем и стараемся писать без ошибок»). | 5 часов | ||
102 | Решаемые и пока не решаемые орфографические задачи; письмо с «окошками» как способ «ухода» от ошибок. | 1 | 14.02.12 |
103 | Решаемые и пока не решаемые задачи. | 1 | 15.02.12 |
104 | Закрепление освоенных способов постановки и решения орфографических задач. Подготовка к изложению. | 1 | 16.02.12 |
105 | Изложение с продолжением. (Е.Чарушин. Волчишко). | 1 | 17.02.12 |
106 | Продолжение работы над изложением. | 1 | 20.02.12 |
Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет»). | 4 часа | ||
107 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн, с’н’] и способов её решения. | 1 | 21.02.12 |
108 | Орфографическая задача на месте сочетаний [зн, з’н’, ств, нц, рц] и способы её решения. | 1 | 22.02.12 |
109 | Постановка и решение орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков. | 1 | 24.02.12 |
110 | Тренировка в постановке и решении задач на месте «опасных» сочетаний звуков. | 1 | 27.02.12 |
Работа над непроверяемыми написаниями | 4 часа | ||
111 | Знакомство с понятием непроверяемые написания («Когда командует словарь»). | 1 | 28.02.12 |
112 | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две»). | 1 | 29.02.12 |
113 | Слова с удвоенными согласными: закрепление. | 1 | 01.03.12 |
114 | Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний; упражнение в нахождении орфограмм и решение задач разными способами. | 1 | 02.03.12 |
Повторение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведём итоги»). | 9 часов | ||
115 | Совершенствование приобретённых детьми орфографических умений. | 1 | 05.03.12 |
116 | Продолжение работы над орфографическими умениями. | 1 | 06.03.12 |
117 | Закрепление комплекса орфографических умений. | 1 | 07.03.12 |
118 | Тренировочная проверочная работа. | 1 | 09.03.12 |
119 | Контрольная работа. Списывание с грамматическим заданием. | 1 | 12.03.12 |
120 | Контрольный диктант по теме «Главные орфограмма корня» | 1 | 13.03.12 |
121 | Работа над ошибками. Повторение изученного по орфографии. | 1 | 14.03.12 |
122-123 | Обобщение. Подведём итоги | 2 | 15,16.03.12 |
IV четверть. | 47 | ||
VIII. | Сочиняем, пересказываем, рассказываем. | 9 часов | |
124 | Поздравление с Женским праздником (знакомство с различными вариантами поздравлений) | 1 | 26.03.12 |
125 | Изложение «Подарки двум мамам». | 1 | 27.03.12 |
126 | Обучение написанию поздравлений. Подготовка поздравлений с Женским днём. | 1 | 28.03.12 |
127 | Изложение с выбором заголовка («Спасён!») | 1 | 29.03.12 |
128 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики . Изложение – миниатюра «Приближение весны». | 1 | 30.03.12 |
129 | Продолжение работы над умениями связной речи. Изложение – миниатюра «Вестники весны». | 1 | 02.04.12 |
130 | Написание словесной картины «Вот и весна!» | 1 | 03.04.12 |
131 | Подготовка телеграмм о признаках весны. | 1 | 04.04.12 |
132 | Написание записок (деловых текстов). | 1 | 05.04.12 |
IX. | Продолжение знакомств с составом слова («Как устроены слова?») | 17 часов | |
Знакомство с приставкой и суффиксом. | 7 часов. | ||
133 | Что я знаю о словах? | 1 | 06.04.12 |
134 | Повторение изученного о словах: продолжение. | 1 | 09.04.12 |
135 | Знакомство с понятиями приставка и суффикс. | 1 | 10.04.12 |
136 | Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор»). | 1 | 11.04.12 |
137 | Разграничение приставок и предлогов. | 1 | 12.04.12 |
138 | Значение, употребление и написание суффиксов. | 1 | 13.04.12 |
139 | Использование и правильное написание различных частей слов. | 1 | 16.04.12 |
Разбор слова по составу. | 10 часов. | ||
140 | Знакомство со способом действия при анализе строения слов («Как узнать строение слов?») | 1 | 17.04.12 |
141 | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдение за значением частей слов. | 1 | 18.04.12 |
142 | Упражнение в разборе слов по составу. | 1 | 19.04.12 |
143 | Нахождение, правописание и употребление разных частей слов: закрепление. | 1 | 20.04.12 |
144 | Написание приставок и предлогов. | 1 | 23.04.12 |
145 | Удвоенные согласные на границе частей слов («Новое об известных «опасностях» письма»). | 1 | 24.04.12 |
146 | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов. | 1 | 25.04.12 |
147 | Двойные согласные на месте соединения частей слова. | 1 | 26.04.12 |
148 | Выбор разделительного знака ( «ь или ъ»?) | 1 | 27.04.12 |
149 | Выбор разделительного знака :закрепление. | 1 | 30.04.12 |
Обобщение об «опасностях письма». | 4 часа | ||
150 | Новое об известных «Опасностях письма»: обобщение. | 1 | 02.05.12 |
151 | Орфографические умения: их совершенствование и применение в письменной речи («Повторяем, готовимся к диктанту») | 1 | 03.05.12 |
152 | Работа над комплексом орфографических умений. | 1 | 04.05.12 |
153 | Совершенствование различных видов умений. | 1 | 07.05.12 |
Повторение «Состав слова». | 12 часов | ||
154 | Проверяем свои умения. | 1 | 08.05.12 |
155 | Итоговая контрольная работа (Диктант с грамматическими заданиями). | 1 | 10.05.12 |
156 | Продолжение контрольной работы: списывание и словарный диктант. | 1 | 11.05.12 |
157 | Обсуждение ошибок контрольной работы. | 1 | 14.05.12 |
158 | Обобщение и систематизация изученного («Теперь я знаю и умею..») | 1 | 15.05.12 |
159 | Говорим о своих знаниях и умениях. | 1 | 16.05.12 |
160 | Учимся точной речи («Как сказать лучше?»). | 1 | 17.05.12 |
161 | Продолжим учиться точной и правильной речи. | 1 | 18.05.12 |
162 | Подготовка к написанию словесных картин и начало работы над ними. | 1 | 21.05.12 |
163 | Завершение словесных картин, сочинение загадок. | 1 | 22.05.12 |
164 | Думаем над ошибками малышей и строением слов («Я размышляю о словах своего языка»). | 1 | 23.05.12 |
165 | Разгадываем происхождение слов. | 1 | 24.05.12 |
Перелистаем учебник. (Обобщение) | 5 часов | ||
166 | Убеждаемся в своих умениях. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | 1 | 25.05.12 |
167 | Листаем и повторяем… Игры в слова и со словами. | 1 | 28.05.12 |
168 | Продолжаем играть в слова и со словами. | 1 | 29.05.12 |
169 | Написание поздравлений с окончанием учебного года. | 1 | 30.05.12 |
170 | Завершающий урок учебного года. | 1 | 31.05.12 |
(к\р) контрольное списывание | I ч 1 | II ч 0 | III ч 1 | IV ч 1 |
(к\р) дтктанты | 2 | 3 | 1 | 1 |
(к\р) тесты | 0 | 0 | 0 | 0 |
(р\р) изложения | 0 | 1 | 1 | 0 |
практические работы по развитию речи и сочинения | 0 | 0 | 1 | 2 |
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
3. «Учебно-методический комплект «Гармония» для четырёхлетней начальной школы - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010.
5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник №1,2,3 к учебнику русского языка для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010.
6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам №1,2,3 для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
7. Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы» в двух частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...