Подготовка к сочинению по наблюдениям «Вот и весна пришла!»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему
Сочинения в начальных классах обучающие, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать икак писать. Учащиеся всех классов любят писать сочинения о весне. Они много читают об этом времени года, охотно отмечают в календарях приметы весны, ждут с нетерпением теплых дней. Но, чтобы и в этих сочинениях не было общих мест и примелькавшихся фраз, необходима серьезная подготовительная работа. Работа над сочинением по наблюдениям начинается задолго до написания самого сочинения, в ходе рассредоточенной подготовки к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya..doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению по наблюдениям «Вот и весна пришла!»
Е. В. Гусарова,
заместитель директора, учитель начальных классов
ГБОУ лицей №395, Санкт-Петербург
Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», справедливо указывала М.А.Рыбникова (М.А.Рыбникова). Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.
Сочинения в начальных классах обучающие, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать.
Учащиеся всех классов любят писать сочинения о весне. Они много читают об этом времени года, охотно отмечают в календарях приметы весны, ждут с нетерпением теплых дней. Но, чтобы и в этих сочинениях не было общих мест и примелькавшихся фраз, необходима серьезная подготовительная работа. Работа над сочинением по наблюдениям начинается задолго до написания самого сочинения, в ходе рассредоточенной подготовки к нему.
Чтобы детское сочинение не было сухим перечнем признаков времени года, чтобы в нем были личные впечатления и наблюдения, учитель должен организовать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок весеннего дня, и многообразием световых оттенков неба, и свежестью первых клейких листочков, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.
Прежде всего, определяется тема сочинения, объекты для наблюдения, подбираются слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дается конкретное задание по сбору языкового материала для творческой работы, организуются экскурсии, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.
Во время подготовительной работы учитель сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое наслаждение. Важно мотивировать детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного.
На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.
Сочинения в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатствами русского языка, к умению пользоваться этими богатствами (З.И.Романовская). Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.
Жизнь, новые программы требуют от учителя, чтобы вся работа по подготовке и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.
Предлагаю один из возможных вариантов проведения урока развития речи на тему «Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!».
Тема. Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!»
Цель. Учить детей наблюдать и находить слова и выражения для передачи собственного выражения.
Задачи:
- формировать умения собирать материал к сочинению путем наблюдения за явлениями природы;
- учить находить в художественном тексте языковые средства и эмоциональные выражения, используемые автором;
- обогащать словарь учащихся изобразительной лексикой;
- учить использовать накопленный учащимися материал при составлении текста, использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому явлению;
- познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем писать сочинение по наблюдениям.
III. Актуализация знаний.
- Прочитайте тему сочинения. (Вот и весна пришла!)
- А теперь ты прочитай.
- Чье чтение вам понравилось больше?
- Почему? (Выразительнее, правильно передана интонация, …) (Выразил чувство радости)
- А когда так говорят: «Вот и весна пришла!»? (Когда рады весне)
- Почему мы радуемся весне? (Природа пробуждается, это пора удивительных встреч, превращений)
- Что главное нужно передать в сочинении? (Передать чувство радости от того, что приходит весна)
IV. Анализ подготовительной работы.
- Как вы готовились к сочинению?
- Наблюдали за тем, как приходит весна
- Были на экскурсии
- Собирали копилку произведений (Читали рассказы и стихи)
- Собирали языковую «Весеннюю копилку» (интересные высказывания, слова и т.д.)
- Слушали музыкальные произведения
- Рассматривали картины художников
- Выполняли свои творческие работы
- Почему важно было наблюдать? (Нужно увидеть, о чем писать)
V. Работа над содержанием сочинений. «Мозаика сочинений».
- Расскажите о своих наблюдениях ранней весной. (Дети вспоминают о таянии снега…, о продолжительности дня, о появлении проталинок, о громком щебетанье птиц, о ярком солнце, о цвете неба…и т.д.)
- Задумайтесь, какие из них вас затронули больше.
- Вы рассказали сейчас о многом и о разном. Тема нашего сочинения очень ёмкая. Ведь первые приветы весны можно наблюдать повсюду, их очень много, они разнообразны. Всё это напоминает весеннюю мозаику. И сочинения у вас будут тоже разные. Каждый из вас будет писать о какой-то одной части мозаики, о чем-то одном. Создадим свою весеннюю мозаику.
- Прочитайте записанные на доске фразы.
- Весеннего солнышка лучик.
- Сосулька плачет.
- Весенняя капель.
- Весенние воды.
- Музыка весны и т.д.
- Как вы думаете, что это такое? (Части мозаики; то, о чем будем писать)
- А почему пунктов несколько? (Мы можем выбрать одну)
- Да, ведь вы уже размышляли, какое явление вас затронуло больше. А здесь предложены интересные названия вашим явлениям.
- О чем бы каждый из вас хотел написать? Ты…? А ты..? ( Ответы детей)
- Перед вами стоит задача так рассказать о своих наблюдениях, чтобы читающий увидел описываемое вами как - бы своими глазами и почувствовал всё вместе с вами.
Главное – рассказать о своих наблюдениях, а не вообще о весне.
VI. Обсуждение структуры и содержания текста. Языковая подготовка.
- Знать наблюдать, восхищаться увиденным – мало. Надо ещё научиться рассказывать слушателям об удивительном и прекрасном.
- А каким должен быть текст, чтобы его интересно было слушать? (Связанным, последовательным, членимым)
- Какие части обязательно будут в любом сочинении?
- Сочинение строится по плану:
- Вводная
- Основная часть
- Заключение
- О чем нужно сказать в начале каждого из этих сочинений, во вводной части? (О том, что пришла весна)
- Как можно интересно и выразительно начать сочинение?
- Начало не должно быть сухим, невыразительным.
- Поскольку темы ваших сочинений разные, и рассказывать вы будете о разном, во вводной части у каждого будет ещё и такое предложение, которое поможет вам связать вводную и основную части. «Мостик». Придумайте такой «мостик», исходя из того, какую тему вы выбрали. (Ответы)
- Мы обсудили вводную часть.
- Основную часть каждый из вас посвятит запомнившемуся явлению.
- Мы не только наблюдали за явлениями природы, но ещё много читали.
- Какие авторы вам запомнились?
- А зачем нужно было много читать? (У авторов можно поучиться находить точные и выразительные слова)
- Сейчас у каждого из вас есть возможность поделиться своими интересными находками с нами.
- Итак, мы с вами обсуждаем основную часть.
- Ребята, если бы мы с вами писали обычное сочинение (у нас было бы больше времени), то эти пункты входили бы в основную часть. Но мы ограничены во времени…
- Кто выбрал для сочинения тему о солнышке?
- Что интересного вам удалось наблюдать?
- Какие слова и выражения помогут точно и выразительно об этом рассказать? (Ответы детей)
- В одном из рассказов К.Д. Ушинского меня привлекли такие слова: «Видит зима, что нечем ей взять,- заплакала со злости…. Закапали зимние слёз, … видно, весна недалеко».
- А как может плакать зима? (Капель, тают сосульки)
- Кто об этом явлении будет писать?
- Это самый первый, ранний привет, который шлет вам весна.
- Что интересного вы заметили, наблюдая за этим явлением?
- Какие точные выражения вы нашли для описания этого явления?
- А кто выбрал тему о весенних водах?
- Расскажите о своих наблюдениях.
- Какие слова и выражения ты бы использовал в своей работе?
- Мы обсудили только некоторые зарисовки. Их может быть очень – очень много. Вы выбираете то, что вам ближе, что пришлось по душе.
- Какая последняя часть должна быть в сочинении? (Заключение)
- Что мы должны передать в последней части? (Свое отношение, все рады весне, подвести итог)
- Нужно подумать, как интересно закончить свое сочинение?
- Как выразить своё отношение к изображаемому явлению? (Ответы детей)
VII. Физминутка.
VIII. Написание сочинений.
- Отбирая материал к сочинению, вы сразу объясняли встречающиеся орфограммы, поэтому сейчас мы не будем повторно их разбирать. При работе обращайтесь к «копилкам», словарям.
IX. Проверка-взаимопроверка.
- Прочитайте работы друг друга и найдите интересные слова и выражения, которые использовались.
- Кто хочет прочитать своё сочинение?
- Кто доволен своей работой?
- Кто считает, что ему ещё надо поработать над своим сочинением?
X. Рефлексия урока.
- Кто сегодня на уроке узнал о каком-то явлении, на что раньше не обращал внимания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла!»
Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношен...
Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."
Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...
урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс
урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению по материалам наблюдений по теме "Зимние забавы"." 3 класс
Урок построен по принципу проектной деятельности, где дети делятся на группы, самостоятельно подбирают фотографии, иллюстрации, создают презентации, подбирают пословицы, стихотворения . А потом ...
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Конспект "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник «Русский язык»...
Наблюдение над способом развития мысли в текстах типа описание. Закрепление о тексте. Подготовка к сочинению.
Цели:Анализ текстов, определение типа, темы, основной мысли.Подготовка к созданию текста (описание матрешки). Анализ текстов о матрешке. Обсуждение вариантов рассказа....