Этап урока | Используемый инструмент, тренинг | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Организационный момент.
Целеполагание.
Сообщение темы урока. |
Игра «Да-нет»(ситуативная)
|
Выдвижение гипотез и их обоснование.
| Учитель. Русская природа... -Что вы представляете, когда слышите «русская природа»? Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. На многих уроках мы с вами говорили о красоте русской природы, читали , рисовали… Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины. Сегодня мы с вами познакомимся с художественным произведением, изображающим природу. Подготовимся к сочинению. -Как вы думаете, зачем нужно писать сочинения? Легко ли это делать? Нужно ли вообще готовиться к написанию?
- Что по вашему мнению нужно сделать, чтобы хорошо написать сочинение?
А о чем это произведение вы узнаете, если сыграете со мной в игру «Да-нет» Она их выслала в этом направлении, чтобы они рассказали всем о ее приходе.
Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! |
Высказывания учеников.
Ответы детей.
Дети задают вопросы учителю. |
Определение ближайших целей для себя каждым учащимся
Правильное построение вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Дети должны отгадать слова за наименьшее количество вопросов. |
|
|
| -Ребята, скажите, чем моя загадка в прозе отличается от стихотворной фразы Тютчева?
-Почему именно воды являются первыми гонцами весны? -Какие чувства у вас вызывает весна? Почему? Весна – красивое время года. Многие поэты и писатели описывают ее в своих произведениях. - Кто еще может ее изобразить в своих произведениях? - Сегодня мы будем внимательно рассматривать картину замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы. -Какой месяц весны на ней изображен? (Апрель). - Как вы догадались, что это апрель? Послушайте фрагмент из произведения Петра Чайковского «Апрель». - Посмотрите на репродукцию картины. Подходит ли музыка, которую мы прослушали, к данной репродукции? | Воды здесь олицетворенные, они радостные, быстрые. Весна, как будто королева, которая отправила своих слуг оповестить о ее пришествии и т.д.
-В апреле на водоемах лед тает, кругом разливается вода.
Дети делятся своими мыслями.
| Умение сравнивать прозу от стихотворения.
-Композиторы, художники.
|
Определение состава картины. | Игра «Подзорная труба» | Аналитическая деятельность | -Посмотрите внимательно на картину. Что вы видите на картине? Какие предметы художник изобразил на ней? - Давайте мысленно разобьём эту картину на части. - Назовите объекты, которые изобразил художник.
Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и схематично фиксируем его на доске, обводя в круг. | Березы, осинки, лодка, вода, ветки, дома, небо, облака, тени, берег, отражения, деревья, роща, воздух, лес, день, и т.д. |
|
Установление взаимосвязей между объектами. |
| Поисковая деятельность или синтез | -Картина – это система. В системе все части должны быть…? (Можно сравнить с текстом, в котором все предложения взаимосвязаны по смыслу). Теперь посмотрим, ведь мы разобрали картину на части, а обратно не собрали.
Соедините между собой два объекта и объясните их взаимосвязь. Глаголы повторять нельзя. | -Взаимосвязаны. |
Правильно строить речевые высказывания, высказывания полными предложениями, оценивать лексику и грамматический строй фразы. |
Характеристика объектов и действий.
Разные точки зрения. | Игра «Ожившие предметы» Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. |
| -Представьте себя в данном месте. Войдите в картинку, походите тихонько по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути. Что почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает .Потрогайте березу, вдохните воздух. Какой запах вы чувствуете? Представьте, что вы сидите в лодке. Какие ощущения у вас? Опустите руку в воду?
Учитель дает несколько объектов и попросит высказаться от их имени. Опору дает на доске: «я вижу, слышу… чувствую… удивляюсь… опасаюсь… радуюсь…».
– На месте какого объекта им хотелось бы оказаться. Или – если тебе предложил бы волшебник превратиться в какой-то объект на картине – что бы ты выбрал? Почему? |
Высказывания детей. Например: От имени березки «Я чувствую, что моим жилкам поднимается вода… Я боюсь утонуть – так много воды…»
| Умение использовать все органы чувств при исследование объекта, умение контролировать и дифференцировать свои ощущения, умение выражать их в вербальной форме. |
Подготовка детей к самостоятельному анализированию и сравнению объектов на картине. |
|
| -Что занимает большую часть картины? Почему вода занимает большую часть картины
- Что вы можете сказать о реке? Какая вода в реке?
- С чем ее можно сравнить?
- Какую часть картины занимает вода? Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю? - Какое оно?
- С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
-Что вы можете услышать
- Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек? | -Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома
-Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся.
С зеркалом.В ней отражаются деревья, кусты - Нижнюю.
-Небо. - Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное.
- С белыми барашками, с легкими корабликами, с белыми комьями ваты, со льдинками. - Дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды и т.д. -Лодка, дома. |
|
Работа в группах. |
| Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников. | Каждой группе дается объект. Опишите по плану. У детей есть своя весенняя копилка. Учитель выдает копилку литературных произведений. Какие-то слова или словосочетания они могут взять в них.
1 группа: березовая роща 2 группа: день 3 группа: лучи солнца 4 группа: дома, лодка 5 группа: тени деревьев
| На большом листе дети отвечают на следующие вопросы. Где изображен объект? В какой части картины? Как выглядит? (Какой?) Какой наощупь? Какой звук может издавать? Как связан с другими объектами? На что похоже?
Далее дети обмениваются впечатлениями, дополняют.
|
|
Представление возможных изменений данного объекта во времени. |
|
| -Шагнем по времени немного назад, на несколько дней… -Что вы видите?» - Шагнем вперед… | Дети представляют прошлое и будущее объекта и составляют связный рассказ об этом. | Умение выстраивать временные последовательности |
Рефлексия. |
|
| - Чем поможет вам наш урок в написании сочинения и поможет ли? -Для чего мы пишем сочинение, для чего готовимся к нему. Весна меняет природу. Искусство меняет нас. – Что изменилось в тебе за этот урок?
|
| Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|