Урок русского языка "Подготовка к сочинению по материалам наблюдений по теме "Зимние забавы"." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок построен по принципу проектной деятельности, где дети делятся на группы, самостоятельно подбирают фотографии, иллюстрации, создают презентации, подбирают пословицы, стихотворения . А потом выступают на уроке. В результате пишут сочинения, из которых потом создается книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание парных согласных на конце слова»
Цели урока: учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания детей о способах проверки парных согласных на конце слова; закреплять знания о характеристике звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма;
Развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; развивать фонематический слух; работать над культурой речи; учить чётко и правильно выражать свои мысли;
Воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «парные звонкие и глухие согласные», карточки с заданиями, ИКТ.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- прозвенел звонок, начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв, затем сядут те, чьё имя начинается с согласного мягкого звука, с согласного твёрдого звука.
Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
- Руки! На месте!
- Ноги! На месте!
- Локти! У края!
- Спинка! Прямая!
-Откройте тетради - запишите число, классная работа.
- Актуализация знаний:
- Постановка целей урока.
Учитель. - Ребята, сегодня мы будем говорить о буквах и звуках, а каких – ответите вы.
1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума;
2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова.
Дети. - Это парные согласные.
Учитель. - Правильно, именно о них пойдёт речь.
- Чистописание.
Давайте вспомним и запишем все парные согласные.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С.
- Словарная работа (один ученик у доски):
- Отгадайте загадки, запишите отгадки в столбик:
1) Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И запахи роз. (мороз)
2) Крупное промышленное предприятие. (завод)
3) Дневной приём пищи. (обед)
4) Крупный населённый пункт, место большого поселения людей. (город)
5) Летом наедается, зимой отсыпается. (медведь)
6) Обувь с высоким голенищем. (сапоги)
7) То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
8) Участок земли около дома для выращивания овощей. (огород)
9) Что за чудо – синий дом?
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Проверка слов, выделение орфограмм.
- Что общего в этих словах? Можно ли проверить эти парные согласные?
- Какое слово оказалось «лишним»? (сапоги) Почему?
- Какие бывают сапоги?
- Когда так говорят: «Два сапога – пара», «Сапог каши просит»?
физкультминутка
А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
- При написании каких букв вы затруднялись? Почему слышится один согласный звук, а пишется другая согласная буква?
Д: этот согласный находится в слабой позиции.
- К какому выводу мы с вами пришли?
Д: произношение и написание парных согласных на конце слов не совпадают. Значит, такие слова перед записью надо проверять.
- Как проверять, какое слово будет проверочным для парных согласных на конце слов?
Чтение стихотворения учителем
Живут себе два брата – глухой и звонкий звук.
И все вокруг стараются их различать на слух. Но братья друг за друга так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука! Где звонкий? Где глухой?
Нот тут приходит гласный, такой хороший звук,
И сразу два согласных мы различим на слух!
Перед прекрасным гласным – вот звонкий, вот глухой!
И каждый вдруг согласен побыть самим собой.
- Запишите проверочные слова во второй столбик (один ученик у доски).
- Какие буквы помогли проверить? Мы их будем подчёркивать двумя чертами, благодаря этим помощникам мы не ошибёмся в написании.
- Какую орфограмму мы обозначили?
Д: Звонкие и глухие согласные на конце слова.
- Какой сделаем вывод?
Правило (учебник с. 17)
- Вставь пропущенную букву (учебник, упр. №29)
Дети получают карточку № 1(для сильных учеников).
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. –
Проверка.
- Игровая пауза.
- Встаньте тихонько, посмотрите на экран.
Сколько елочек зелёных,
Столько выполним наклонов
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Самостоятельная работа.
- Списать, вставить пропущенные слова, в скобках записать проверочные:
Вчера ударил сильный … (мороз). Пошёл густой … (снег). Наш … (сад) стал белым. У крыльца большой … (сугроб). Ребятишки радостно бегут на … (пруд ). Там уже толстым слоем лежит … (лёд).
Слова для справок: мороз, пруд, лёд, сад, снег.
Карточка № 2 (для сильных учеников).
Исправь ошибки и запиши текст.
Уже потемнел снек. На реке треснул лёт. Растаял большой сугроп. Морос не щиплет за ноз. Дети сняли шупки. Это наступила весна.
Карточка № 3 (для сильных учеников).
Составить и записать предложения, вставить пропущенные буквы:
Сне…, деревья, укутал.
Стоит, в, ду…, шапке, мохнатой.
Ёлочка, в, молодая, сугро…, спряталась.
Не страшен, моро…, и, деревьям, холо… .
3. Итог урока.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему их называют парными?
- Что помогает избежать ошибок на письме?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
4. Рефлексия:
Сегодня на уроке: ……….
Оцените сами себя по линеечке:
- Если вы хорошо потрудились, научились подбирать проверочные слова, то нарисуйте снежинку на самой вершине линеечки.
- Если были затруднения, нарисуйте на середине линеечки .
- Если вы вообще ничего не поняли, то внизу линеечки.
Д/ задание :
- Кто поднялся на вершину линеечки - дома придумайте 5 предложений, чтобы в каждом предложении было слово с парной согласной на конце.
Кому было трудно, то выполните упр. 37.
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Данилова Татьяна Ивановна
Предмет русский язык
Класс 2
Автор УМК Л.В. Занков
Тема урока Парные согласные на конце слова
Тип урока
Цели урока: учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания детей о способах проверки парных согласных на конце слова; закреплять знания о характеристике звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
Развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; развивать фонематический слух; работать над культурой речи; учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | – | – | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. - Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звонкого звука. - А сейчас сядут те, чье имя начинается с согласного глухого звука. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |
Постановка темы и цели урока | 8 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске 1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума; 2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание; 3) прячутся в корне слова. текст по пунктам: Признаки орфограммы. Какие бывают непроизносимые согласные. Как проверить? Словарь. Проверь себя | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | |
Освоение нового материала | Непроизносимые согласные | 11 | Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные | Те же слова на доске, правило в учебнике | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Ф | Указывает объект наблюдения | Называют "опасные" сочетания звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило, добавляют букву "л" |
| Способ проверки |
| Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы | Для сравнения предлагается слово "грусть", правило в учебнике | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные существительные, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют [сл'] |
Проверка понимания способа действия | На доске слова: "ярос…ный", "вкус…ный" | Доказательство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов | |||
Первичное закрепление нового материала | 9 | Освоение способа проверки | Листы со словами | Самостоятельная работа, рефлексия, контроль | Г | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди вписывают букву, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию | |
Выявление словарных слов | Слова "лестница", "праздник", "чувство" | Хоровое чтение | Г | Помещает слова | Читают хором с листов групповой работы | |||
Самопроверка | 4 | Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы | Пять слов с листов групповой работы и одно новое слово | Диктовка, самопроверка, самооценка | И | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | План на доске, составленный | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Конспект урока по развитию речи....
Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение "Покормите птиц зимой!"
Урок развития речи. Подготовка и написание сочинения "Покормите птиц зимой!" в стихотворной форме....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).
В статье рассматривается методика написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается воображение детей, фантазия....
Урок русского языка «Обучающее сочинение «Зимние забавы», 2 класс
Урок русского языка «Обучающее сочинение «Зимние забавы», 2 класс...
Урок русского языка Обучающее сочинение "Зима" 4 класс
Цель: умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизироватьсобранный материал , продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости ,устойчивого внимания ; в...
Конспект урока русского языка. Тема: "Сочинение по сюжетным иллюстрациям" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Сочинение по сюжетным иллюстрациям» Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Гр...
Презентация к уроку русского языка "Обучающее сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс
Обучающее сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»....