Склонение имён существительных. Вода в природе. Водоёмы Белгородской области.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Зинченко Тамара Геннадиевна

 

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Склонение имён существительных. Вода в природе. Водоёмы Белгородской области."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Тема:

Склонение имён существительных. Вода в природе. Водоёмы Белгородской области.

Цели урока:

- обобщить знания о склонении имён существительных;

- совершенствовать умение определять тип склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах;

- продолжить формирование понятия « вода», расширить представление

о свойствах воды;

- систематизировать знание 4 классников о водоёмах Белгородской области;

- учить бережному отношению к воде, природе.

Ход урока:

1.Пр-ка готовности к уроку.

2.Разминка.

( Вам нужно ответить на мои вопросы)

1.Мы говорим ; « она течёт»,

Мы говорим : « играет».

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает. ( Река )

2.Какая река России носит женское имя ? ( Лена )

3.Какая рыба, кроме «золотой» способна исполнить желание? ( Щука )

4.Непрозрачный воздух, состоящий из мельчайших капелек воды

(Туман).

5.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (Сельдь).

6.Осадки в виде белых хлопьев (Снег)

- Какой ч.р. являются эти слова?

- Чем отличаются эти имена существительные?

- К какому понятию, связанному с природой можно отнести эти слова?

(вода).

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем упражняться в определении типа склонения имён существительных, а так же поговорим о воде, её свойствах и водоёмах Белгородской области.

3.Минутка природоведения.

( работа по опорным схемам)

- Что такое вода?

- В каком состоянии встречается вода в природе?

- Где можно увидеть эти состояния воды?

- Во что превращается вода при изменении температуры воздуха?

-Посмотрите на тест и найдите лишнее слово.

1. Роса                    4.Лёд.

2.Волна.                 5. Пар.

3. Снег.          

 ( Докажите)

4.Словарно – орфографическая работа.

( Повторение правила определения склонения существительных)

- Записать слова , выделить орфограммы, определить склонение у существительных.

Снег   ,  град   , иней    , роса, изморозь.

- Как определить склонение имён существительных?

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл.

- Как определить склонение сущ.,если оно стоит в косвенном падеже или во множ. числе?

5.Характеристика воды.

(дадим характеристику воде по след.признакам)

цвет      вкус       запах        форма

- Что обозначают эти слова?

- Какой ч.р. являются эти слова?

- Найдите лишнее слово.

- А как можно более поэтично рассказать о воде?

6.- А теперь послушайте, как ещё красиво можно рассказать о воде.

Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.

Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева  снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны тёплых морей и ледяная влага родников и весенний дождь – всё это жидкое тело, это вода.

- Назовите имена прилагательные.

- От этих имён прилагательных образовать однокоренные им. сущ. в ед.числе. (по рядам).

фантастика                      радуга                      лёд

причуда                           тепло                        весна

узор                                  громада                   жидкость

- Какие из этих слов можно отнести к понятию «вода»? ( лёд, жидкость)

7.Физминутка.

8.Работа со стихотворением.( в парах)

- В стих-ии пропущены им. сущ. Ваша задача вставить подходящие по смыслу имена сущ.,сохраняя рифму, логическую последовательность.

( определить склонение у встав. им. сущ.)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в ………превратится,

То в ………

Растает – и снова в ………!

Вдруг в ……… взовьётся,

……… обернётся.

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница- наша ……. .

- О каком явлении, связанном с водой, идёт речь в этом стихотворении?

( Круговорот воды в природе)

9.Водоёмы Белгородской области.

- Посмотрите на тест и найдите лишнее слово

             река                      море

             ручей                   дождь

             пруд

- А какие ещё водоёмы вы знаете ?

- А какие крупные реки протекают на территории Белгородской области?

Работа с предложением.(Списать, вставить пропущенные буквы, найти им. сущ. , определить склонение. По дневникам проверить с. 89.

 

Необыкновенно ж..вописны б..р..га подлинной  ж..мчужины Белгородчины – р..ки Ворсклы, которая славится чистыми водами и зарослями белой лилии.

- Почему Ворсклу называют жемчужиной Белгородчины?

- А где протекает эта река? Что находится на берегах этой реки?

10.Охрана воды.

- Какое значение имеет вода для жизни природы и человека?

- Что мы можем сделать для того, чтобы все реки можно было назвать жемчужинами нашего Белгородского края?

( охрана воды, запрещающие знаки)

11.Творческая работа.

- Какие слова, носящие положительный оттенок притягивает к себе слово вода. Это должны быть сущ. 1 и 3 склонения.

вода

влага       река       туча     волшебница     жизнь    роса     жидкость

- Используя эти слова, давайте оживим нашу картину. У вас на партах капельки – частички воды. На этих капельках вы напишите предложения, начинающиеся со слов. Вода – это …. .

1 ряд – состояние воды в воздухе.

2 ряд – значение воды для жизни животных и растений.

3ряд – вода на поверхности земли.

12.Итог урока.

- Какие мысли и чувства остались у вас в душе после сегодняшнего урока?  Д/ задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начал...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Интегрированный урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных. Вода в природе"

Дааный материал дает возможность познакомить обучающихся 3 класса со склонением имен существительных через связь с окружающим миром....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....