Интегрированный урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных. Вода в природе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Дааный материал дает возможность познакомить обучающихся 3 класса со склонением имен существительных через связь с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
РУССКИЙ ЯЗЫК + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Три типа склонения имен существительных. Вода в природе»
Класс 3 «А»
УЧИТЕЛЬ: Фрольцова Светлана Владимировна
ГБОУ Школа №2067 г.Москвы
Цели урока:
- Обобщить знания о типах склонения имен существительных.
- Совершенствовать умения определять тип склонения существительных в начальной форме.
- Развивать навык беглого чтения.
- Продолжить формирование понятия «вода», расширить представления о свойствах ее как природного тела.
- Учить бережному отношению к природе.
Оборудование: таблица «Три склонения имен существительных», глобус на столе учителя, рисунки детей к стихотворению С.Михалкова «Прогулка», проект «Озеро Байкал» к теме «Вода в природе», отпечатанные тексты стихотворения.
Ход урока.
1. Вводная беседа.
Учитель. -Ребята, отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без .....(воды)
-Какое слово получилось? (вода)
- Какую роль играет слово в русском языке? (из слов состоят предложения)
- Какую роль играет слово ВОДА в природе?
- ВОДА- какая это часть речи?(существительное)
- Как оно изменяется?
- Какую роль играет в предложении?
- Так что же такое вода?
Вода — зто такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое и обратно при незначительных изменениях окружающей среды.
2. Минутка окружающего мира.
- Вспомните, дети, в каком состоянии встречается вода в природе?
(Твердом, жидком, газообразном.)
- Где можно увидеть эти состояния воды?
(Лед на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана.)
- Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (В различные осадки.)
- Назовите их. (Снег, дождь, град, иней, изморозь, роса.)
- Запишите эти слова и определите их склонение.( Дети записывают в тетрадь и делают взаимопроверку.)
- Послушайте, как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.
Выборочный диктант.
Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень — все это жидкое тело, это вода.
- Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в данном описании. (Дети вспоминают и называют.)
(На доске на карточках вывешиваются имена прилагательные из данного текста: фантастические, причудливые, узорчатые, радужное,громадных,теплвх, леденящая,весенний, тропический)
- Определение склонений имен существительных.
- Образуйте от имен прилагательных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажите их склонения.
Проверка. Учащиеся цепочкой читают слова и объясняют свой выбор .
Фантастика - 1 скл. Тепло - 2 скл. Узор - 2 скл.
Причуда - 1 скл. Лед - 2 скл. Радуга - 1 скл.
Весна - 1 скл. Громадина - 1 скл. Жидкость - 3 скл.
Тропик - 2 скл.
- Какие слова из записанных можно отнести к понятию вода? ( Лед, жидкость.)
- А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение «Откуда пришла вода» и найти слова, обозначающие различные состояния воды.
(текст напечатан для каждого ученика)
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты?- спросил росу.
- Поверь — и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
- Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных ее проявлениях.(Роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дождинка.)
- Определите склонение имен существительных .Проверка с помощью цветных карточек.
3) Откуда они появились? (Из океана.)
- Что такое океан? (Это крупный естественный водоем.)
- Сколько океанов на нашей планете Земля? (Тихий , Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) Покажите на глобусе и назовите их. (Учащийся подходит к столу учителя и выполняет задание.)
- Какие водоемы вы еще знаете? (Родник, ручей, река, море, озеро, пруд.)
Учитель, по мере называния, записывает слова на доске.
-Определите склонение имен существительных и запишите в тетради. (Взаимопроверка тетрадей.)
IV.Физминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились,и умылись.
Раз,два,три,четыре,
Вот как славно освежились,
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз,это брасс,
Одной, другой- это кроль.
Все как один,плывем,как дельфин,
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Ребята, назовите такой водоем, который со всех сторон окружен сушей. (Это озеро.)
- Какое самое глубокое озеро на Земле? (Озеро Байкал.)
- Где оно находится? Покажите на глобусе. (В России. Ученик показывает.)
- Просмотр проекта на видео «Озеро Байкал» Ермолаева У.
- Запишем об этом удивительном озере несколько предложений.(комментированное письмо)
Озеро Байкал — голубая чаша Сибири. По Байкалу ходят корабли с грузом и пассажирами. В его водах обитают известные всему миру ценные рыбы: омуль, сиг, осетр. А еще здесь живут нерпы (тюлени), но ученые до сих пор не знают, как они там появились.
- Подчеркните имена существительные и определите типы склонений. (Дети выполняют задание.)Проверка.
- Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. Русский народ говорил в старину: «Мать — водица — всему царица!». Что обозначает это выражение? (Обсуждение значения воды для природы и человека.)
- Теперь в данном тексте вставьте пропущенные буквы и прочитайте полученный текст.(на парте у каждого ученика данный текст)
Т...кла через с...ло р...ка. Была она в...селая, г...в...рливая. Р...шили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и к...ров д...ить, и землю п...хать, и ...город пол...вать, и д...р...вья п...лить, и пш...ницу м...л...тить.
- Объясните пропущенные орфограммы. (Обсуждение.)
- Какие словарные слова здесь встречаются? (Работа, веселая, корова, огород, деревья, пшеница.)Запишите их
- В каких словах звуков больше, чем букв? (Веселая, говорливая.)
- Разберите слова по составу. (Веселая, говорливая.)
- Найдите в тексте слово река и определите какую роль оно играет в предложении?(подлежащее и второстепенный член)
- Минутка экологии.
- Планета Земля — наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем.
На дом вам было задано прочитать стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и подумать о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия? Некоторые ученики свои ответы выразили в рисунках. (Обсуждаются устные ответы учащихся и рисунки.)
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! - крикнул Дима,
- Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
- «Современный человек, видимо, не понимает, что ВСЕ вокруг нас — это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим.» Это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.
- А вы дома подумаете над этими строчками и напишите, или нарисуете свое понимание.
- Итог урока.
Обсуждается чем понравился урок, что нового узнали, с каким настроением работали.(на доске карта настроений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение» и презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Определение падежей имен существительных" Девиз урока: "Судьба планеты - наша общая судьба"
Урок посвящен Году экологии...
Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"
Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....
Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"
Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются образ...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...