Колнспект урока по русскому языку в 3 классе "Определение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка (система Л.В. Занкова) является уроком знакомства с новым понятием - определение.
Цель урока: содействовать в усвоении знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-bassarab.rar | 410.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Второстепенный член предложения — определение»
Класс: 3
Учитель: Бассараб С.Н.
Цели:
1. Содействовать в усвоении знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи.
2. Создавать условия для развития орфографической зоркости учащихся, речи учащихся, творческого мышления, дать определение понятиям «тавтология, фразеология».
3. Воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувства любви и бережного отношения к природе, к товарищам.
4. Создавать условия для развития познавательной активности, умения анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение.
Оборудование:
- компьютер как средство обучения (использование мультимедиа, тестовых заданий);
- магнитофон (фонограмма с записью голосов птиц);
- рисунок деревца, сигнальные карточки
Форма урока: урок-путешествие
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный метод, частично-поисковый, коммуникативный, эвристическая беседа, учебный диалог, групповой (работа в парах)
Организационный момент.
- У нас необычный урок. Повернитесь назад. Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу.
–Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда, вы догадаетесь
сами. (Слайд 2)
Назовите : согласный звонкий непарный в слове лось.
-безударный гласный в слове береза
- приставку в слове съел .
Д: Получилось слово - ЛЕС .
-Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. И сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения.
Слайд 3
- Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа
( Слайд 4)
А) С.сна сосновый форма, размер
См.ла смолистый цвет, запах
Ре.кость редкий состав
Зел.нь зеленый эмоциональная окраска
Род.на родной
-Придумайте задание к этим словам?
Д.: Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. Чем похожи эти слова? (Все слова относятся к понятию лес)
-Образуйте однокоренные прилагательные к слову - лес.
-Назовите значения прилагательных. Придумайте свои прилагательные, характеризующие лес.
Д: Пышный, густой, стройный, грустный, приветливый, веселый.
-- Как называются художественный прием, который вы применили произнеся прилагательные грустный….
Д.: Олицетворением. Когда свойства живого объекта переносятся на неживое.
-Что такое имя прилагательное?
Д.: Это часть речи, обозначает признак предмета по цвету, размеру, и т. д, отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? Согласовано с существительным в роде, числе, падеже. Служит для украшения , уточнения существительных.
3.Усвоение новых знаний. а) Работа с деформированным предложением.
-В лес приехало новое предложение. (Слайд 5)
- Вы согласны? Как называются эти слова? Что нужно изменить, чтобы получилось предложение?
Д: Это части речи, не связаны по смыслу и грамматически. Нужно изменить окончания, поменять слова местами.
- ВЫВОД: Чем отличаются части речи от членов предложения?
Д.: Части речи - это слова, а в предложении они играют определенную роль, т. е. являются членами предложения.
б) Синтаксический разбор предложения у доски. ЯРКОЕ СОЛНЦЕ ОСВЕТИЛО ЛЕС
Проблемная ситуация. (учащиеся, отталкиваясь от знаний о прилагательном, самостоятельно рассуждают об определении)
-Какое слово мы не определили как член предложения?
Д: Прилагательное - яркие.
Б) Отгадаем кроссворд. Мы узнаем, как называется этот второстепенный член предложения. 1ученик отвечает. Остальные поднимают карточки сигнальные. (Слайд6)
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ - запишем в тетрадь. Цели урока формулируют дети.
в) Работа с моделью второстепенного члена предложения – определением. (Рисунок дерева – определение, вопросы напечатаны на съемных листочках, ответы под листиками).
– Посмотрите, одно дерево в нашем лесу Предложения нуждается в помощи. Ответим на вопросы и оно выздоровеет (Слайд 8):
Определение - это какой член предложения?
Д.: Второстепенный.
Обозначает….. Д.: Признак предмета.
Отвечает на ….. Д : Какой? Чей?
Чем выражено в предложении? Д.: (Прилагательным)
Связано в предложении с ….Д: подлежащим и дополнением
Роль в предложении… Д: уточняет другие члены предложения, украшает речь.
-Молодцы!
г) Работа с учебником
-Откройте учебник, прочитайте правило на странице 83 .Выполним упражнение № 445 устно .
Д.: Вывод: Определение может дополнять и подлежащее и дополнение.
д) Работа по предупреждению речевых ошибок. (Слайд7)
Упражнение в подборе определений. Наблюдение над ролью определений. Составление схем предложения с определением.
(Ввести понятие тавтологии)
4. Физ. минутка
Я называю вам словосочетания. Если можно поставить вопрос- какой?, вы хлопаете, если вопрос чьи?, поднимаете руки. (Заячья избушка, холодный ветер, птичьи трели, хороший день, ласковое солнце, лисья нора)
5.Первичная проверка понимания
Закрепить умение выделять определение в тексте, ставить к нему вопросы, определять род, число.
Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. О каком животном текст? (Слайд 9 )
Д: Барсук
6.Обобщение знаний.
1)Групповая работа. Вы работаете в парах. Восстанови загадку, вставьте нужные слова. Запиши. Подчеркни определения и слова, с которым связаны. Время 1 минута, переворачиваю песочные часы.
- 1 группа. (какой ?) (трусишка?) прячет (какие?) (что?)
- заяц
- Подчеркните определения волнистой линией
- 2 группа. (какая?) (шалунья?) забралась в (какое?) (что?).
- белка
- Подчеркните определения волнистой линией
- 3 группа. (какой?) (комочек?) ищет (какую?) (что?). еж
Подчеркните определения волнистой линией (Слайд12)
Дополнительное задание. Дать определение фразеологии.
- Звери шепчут нам какие-то слова. Помогите узнать, что это за слова. Найдите определение и слово, к которому относится определение, назовите грамматические признаки
(ДЭРЖЫТ ВЙЭЖОВЫХ РУКАВИЦАХ). (Слайд 13)
7.Физ. минутка для глаз (Слайд 14 )
8.Контроль.
Творческое задание
Предлагаю вам прослушать текст и выписать все определения. Затем мы по ним восстановим и запишем весь текст.
(Слайд 15)
Дифференцированное задание
(Слайд 16)
Самостоятельная работа. Звучит тихая музыка леса. Как только она закончится, проверим.(2 человека выполняют у доски) Самопроверка.
8.Домашнее задание. (Слайд18)
9.Итог.- Вот и закончилась наша прогулка по лесу, если вы научились видеть, понимать и ценить красоту природы из вас вырастут люди, способные возродить нашу Землю. -Что нового вы узнали на уроке?
10. Рефлексия. Оценивание себя на лесенке знаний с помощью самоклеющихся листочков.
Хочу знать больше | |
Хорошо понял | |
Было трудно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...