конспект урока по русскому языку для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок  русского языка для 2 класса по  теме  "Упражнение в написании слов с буквами И,У,А  после шипящих"  может  быть  использован по любой  программе. В  уроке использован  краеведческий материал,   хорошо  продумана  дифференцированная  работа  с  учащимися. Творческие задания делают урок познавательным и интересным .К  уроку  прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык100 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_russkogo_yazyka.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83»

Конспект урока русского  языка

2класс

« Упражнения  в  написании   слов  с  буквами  И, У, А   после  шипящих»

Учитель начальных  классов:             Голикова  Елена  Викторовна

г.Печора

2011г.

Тема : « Упражнения  в  написании  слов с буквами   И, У, А   после  шипящих»

Цель:  формировать  у  учащихся  способности  к  систематизации    материала  по  теме  «Правописание  слов сочетаниями  ча, ща, чу, щу, жи, ши»

Задачи                                                                                                                 

Образовательные:

  1. способствовать  формированию  навыка  распознавания в словах сочетания  ча, ща, чу, щу, жи, ши.
  2. способствовать  совершенствованию  умения  правильно  писать  слова  с  сочетаниями  ча, ща, чу, щу, жи, ши.

        Воспитательные

  1. -содействовать   формированию и  развитию коммуникативных качеств
  2. воспитывать  любовь    к  родному  краю

        Развивающие

  1. развивать умения логически  излагать  свои  мысли;
  2. развивать  самостоятельность  учащихся
  3. развивать  познавательные  интересы через связь  предмета  с жизнью.

Ход  урока.

I . Организационный   момент.

Снег  летает  и  сверкает

В  золотом  сиянье  дня,

Словно  пухом  устилает

Все  дороги  и  дома.

Сыплет- сыплет  снег – снежок,

Начинаем  наш  урок.

II .Постановка  темы  и  цели  урока.

Орфографическая  работа.

  - Найти  орфограммы, подобрать  проверочные слова.

Чужая  сторона  и  без  ветра сушит, и без  зимы   знобит.

-  Найдите  слова, относящиеся  к  теме, по которой  работаем  уже  несколько  уроков.

-  Сформулируйте   тему  урока.

-  Какую  цель поставим?

- Встретились  ли  вам  непонятные  слова?

ОЗНОБ – дрожь при лихорадке, болезненное  ощущение  холода.

Записать   пословицу   под  диктовку.

- Как  понимаете  смысл  пословицы ?

- Что    для  вас  родная  сторона? СЛАЙД 2.

- А  что  вы знаете  о  жизни  народа  коми?

- Выберите  кружок  с  определенным  цветом.

СЛАЙД  3

Кто считает, что он мало знает  о  жизни  коми  народа, и хотел бы ещё

больше узнать ? 

  Кто считает, что он достаточно знает, но ещё  не всё ?

 

     Кто считает, что всё знает о  жизни  коми  народа ?

Сегодня  на  уроке  мы  поговорим  о  том, как  жили, чем  занимались  жители  коми.

III . Повторение  изученного  материала.

  1. Выборочный  диктант.

- Я  буду  рассказывать,  а  вы  слушайте  внимательно, да  записывайте  в  тетрадь  слова  на  нужные  орфограммы. Напомните  их.

СЛАЙД   4  Начнем. Старинное  название  дома – изба, а  жилище коми  называется  - керка. Мастера  или  сам  хозяин  старались  украсить  построенную  избу. На крышу, на  конек  прикрепляли украшение  в  виде  животных.СЛАЙД  5;

 По  поверьям  они оберегали  дом  и  приносили  удачу.  Женщины лепили  посуду  из  глины и  передавали  секреты  этого ремесла  из  поколения  в поколения. Они  делали  миски,  ковши,  кувшины,  чашки.  СЛАЙД  6.  Женщины занимались    еще  и  рукоделием. Они  вязали  чулки,  СЛАЙД 7.  (так  называют  гольфы  до  колен), перчатки  СЛАЙД 8.   Еще  женщины шили  из  шкур  животных одежду, обувь, например  домашние  тапочки, которые  называют - чуни  и  меховую маленькую  сумку – тучу  СЛАЙД 9

- Давайте  проверим какие  слова  вы  записали, правильно   ли  обозначили  орфограмму.

Самопроверка   по  эталону.

На  слайде: жилище, животных, удачу (ча), коши, кувшины, чашки,  чулки, перчатки, шили, чуни, тучу.

- Поставьте  себе  плюс у  кого  все  правильно.

Вещи, которые  изготавливали  мастерицы – рукодельницы, они  старались  сделать  нарядными. Для  этого  использовали  разнообразные  узоры,  т.е.  орнамент.  Орнамент – это  украшение  изделия  (вещи)  различными  геометрическими, растительными  элементами. Орнамент служил  не  только  украшением, он  выполнял и другие  роли: предохранял  от  сглаза,  расположение элементов орнамента  служило определению пола, возраста  хозяина  вещи. Вот  некоторые  элементы. СЛАЙД  10.

  1. Работа  парами  с  деформированным  предложением.

- Ребята, прочитайте  запись  на  доске.

- Это  предложение?

- Что  нужно  сделать, чтобы  получилось  предложение?

- Что  еще  необычного заметили? (вместо  одного  слова  стоит  карточка  с  элементом  орнамента)

Крайнего   оленеводы   в  жили  севера

Очень   животное   с  красивое   рогами    большими

Кружились в пушистые  белые и воздухе  

- Внимание! Задание. Первый  ряд  собирает   предложение  из  слов  первой  строчки, второй  ряд собирает  из  слов  второй строчки, а  третий – из  слов  третьей  строчки. Напоминаю, что эту  работу выполняем  в  парах, после  того  как  вы  составите  предложение,   необходимо его  записать  и  обозначить  орфограммы.

- Давайте  проверим.  Прочитайте,  какое  предложение  получилось  у  ребят  1  ряда.

-Какие  орфограммы  выделили?  (Аналогично проводится работа над 2 и 3 предложением ).

- У  кого  все  правильно? Поставьте  себе  на  полях  «+».

        4. Физминутка

Под  музыку  Перепилицы   дети  выполняют  танцевальные  движения .

IV . Самостоятельная  работа.

Дифференцированная  работа  по  теме урока.

На  первом  варианте  сидят  «Сильные»  учащиеся,  на  втором «Слабые и средние»

«Слабые»  дети  получают  задание  на индивидуальных  карточках.

Вставьте  буквы. Подчеркните  слова, которые  относятся  к  жизни коми  народа.

Душ.стые,  замеч.тельный, ж.  вотное, хорош.й, площ.дка, овч.рка, ч.чело,  маш.на,  ковш., зайч.та, этаж.,  ж.дкий, щ.вель, ж.раф, озорнич.л.

Оставшиеся  ребята  со второго  варианта   получают  задания.  Слайд  11

-Списать  слова  с  доски, вставить  буквы   И  или  Ы, подчеркните  слова, которые  относятся  к  жизни коми  народа.

Ш.шка,  м.шь, ж.рный, л.ж., р.бачить, картош.на, похож.е, ш.рокий, ж.тели, уж.н, яз.к.

Ребята  первого  варианта  получают  задание:

Разбить на  предложения, списать, исправив  ошибки, обозначить   орфограммы.

Малышы  хадили  в  рощю  там  озиро  над  вадой  литали  чяйки.

Перед  проверкой  из  учеников выбирается  Редактор, который  внимательно  слушает отвечающего  у  доски. Затем  предлагает  отметку.

Для  проверки  учащиеся  меняются  тетрадями.

Проверка  второго  варианта. Один  учащийся  у доски вставляет   буквы  и  называет  слова, которые  подчеркнул.

Проверка первого  варианта. Один  учащийся  у  доски  исправляет  ошибки, называет  орфограммы, устно  подбирает  проверочные слова.

V .  Творческая  работа.

-А  теперь  я  предлагаю  вам  побыть мастерами  и  украсить  перчатку, которая   лежит  перед  вами.

Вы можете   украсить  перчатку  только  элементами  коми  орнамента

Или  украсить  элементами  орнамента и словами, которые  узнали или  запомнили, относящиеся к  жизни  и быту  коми  народ.

- Посмотрите, какие  красивые перчатки  у  вас  получились!

VI . Итог  урока.

- А  теперь  давайте  подведем  итоги.

- Вспомните,  какую  цель  мы  ставили  в  самом  начале  урока?

- Достигли ли  мы  ее?

СЛАЙД  12.  -Теперь  вернемся к кругам,  выберите  цвет:

 Кто считает, что он мало знает  о  жизни  коми  народа, и хотел бы ещё

больше узнать ? 

 Кто считает, что он достаточно знает, но ещё  не всё ?

                                                                                                                                                                                 Кто считает, что всё знает о  жизни  коми  народа ?

 - Изменился  ли  цвет  круга?

- Ребята, а  вы любите  свой  край?  А  как  же  его  можно  не любить, когда  нас  окружает  такая  красивая  природа  и  в нем  живут  такие  замечательные  люди.

Послушайте,  как  выразил  свою  любовь  к родному  краю    поэт, учитель, который  проработал  много  лет в   нашей  школе -  Хватов  Борис  Степанович.

        СЛАЙД 13.

На  карте  Родины  в  республики  границы

Когда-нибудь  внимательно  вглядись:

Как  силуэт  летящей  в небе  птицы,

Она  свободно  устремилась  ввысь.

Её  полетом  можем  мы  гордиться,

Свой  труд  ей  принося как  лучший   дар,

Печора  наша – перышки  той  птицы,

А  сердце  этой  птицы – Сыктывкар.

- Спасибо  за  работу. Урок  окончен.

Список  использованной  литературы:

1.Б.Хватов. ИзБорник. Печора.  Издательство «Печорское время», 2003

2.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство  народов  коми. М.: Издательство Наука, 1980.

3. Историко-культурный атлас  Республики Коми. Научный  руководитель  и составитель доктор исторических  наук  Э. А. Савельева. М.: Издат. дом   «Дрофа», Изд. «ДиК», 1997.

4.Материал  к занятиям  по  развитию  речи. Времена  года. Лес. Грибы / Подрезова Т.И. – М.: Айрис- пресс, 2006.

5. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1984

6.Народное  искусство  коми. Авторы  текста: Грибова Л.С., Савельева Э.А.. М., 1992.

7.Полный  курс  русского  языка: все  типы  заданий, все  виды  упражнений,  все  правила, все  контрольные  работы, все  виды   тестов: 2-й кл. Узорова  О.В., Е.А. Нефедовва.- И.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

8.Русский  язык. 1-4классы:конспекты уроков-диктантов. Познавательные  тесты  с  объяснениями  и  заданиями /авт. Н.Н. Бобкова ( и др.) – Волгоград: Учитель, 2010

9.Ярасова Е.К. Краеведение. Второй  класс. Поурочные  разработки. 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....