Урок по русскому языку "Буквосочения чу, щу"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок построен с учётом новых требований в рамках ФГОС второго поколения с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_klass_russk.yaz_._2012.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку.

2 класс

Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ». 

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель урока (формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока):

научить писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Планируемый результат (формулируется для учащихся): научиться писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Основные задачи: (учитель составляет конкретные задачи относительно темы урока).

Воспитательная задача: учить отстаивать свое  мнение  аргументировано, знать и  стремиться выполнять правила работы в группе (личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД).

Развивающая задача: уметь устанавливать в словах наличие  изученных орфограмм. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы  в слове. Составить алгоритм написания буквосочетания чу/щу;  уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД); уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно  (регулятивные, познавательные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; (регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)

Обучающая задача: уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу/щу, жи/ши, ча/ща (предметные, регулятивные, УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним,  (предметные УУД,  познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД).

Материал к занятию:

демонстрационный:        

1. Карточка с буквосочетаниями:        ЖИ - ШИ       ЧА - ЩА

2. Карточка со словами:     Ж…знь, ш..на,  ш…рокий,  маш…на, ч…сы, пищ…т, леж…т.

       

раздаточный:      

1.Набор блоков алгоритма «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща» (на группу.)

1) Произнеси слово.

2)  Определи опасное место в  буквосочетаниях  жи-ши, ча-ща.

3)  Поставь ударение.

4) Если в звукосочетаниях  жи-ши,  ча-ща  гласный  ударный,  то  примени  правило написания этих буквосочетаний.

5)  Если в звукосочетаниях  жи-ши,  ча-ща   гласный  безударный, то подбери  проверочное слово, в котором безударный звук стал ударным   или проверь по словарю.

6)  Примени правило  написания буквосочетаний  жи-ши,  ча-ща.

7) Обозначь орфограмму.

8) Проверь орфограмму.

2.  Карточки для групп со словами:     Верчу, кручу, ищу, тащу.

3. Карточка для первичного закрепления (на каждого):

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_  

И пятерку получ_.

4. Карточка для самостоятельной работы:

Вставь пропущенные буквы.

Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_

-Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

5. Предметы для этапа рефлексии: яблонька, нарисованная на листе ватмана; набор  трафаретов яблок красного, желтого и зеленого цвета.

                 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок

 -Начинается урок.

К нам без опоздания  

Приходи, старание.  

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда  учиться.

- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

- Какое значение у слова «старание»? (Работа с толковым словарем)

- Почему эта черта характера помогает учиться?

- Какими хотите быть на уроке?

- Чему мы учились на предыдущем уроке русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча - ща, жи - ши).

- Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить знания, которые необходимы нам, чтобы узнать новое.)

 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действии.                                  

- Я приготовила для вас следующее задание: прочитайте слова, записанные на карточке.
(Ж…знь, ш..на, ш…рокий,  маш…на, ч…сы, пищ…т, леж…т).

- В каких частях речи бывают буквосочетания жи-ши, ча-ща?

- В каком месте слова бывают буквосочетания, изученные на прошлом уроке?

- Каким способом мы пользовались при написании слов на эти правила?

1) правило в учебнике;   2) алгоритм написания слов с этими буквосочетаниями.

- Что вам надо помнить при выполнении задания?

- Надо не просто вставить буквы, а еще и обосновывать ее выбор, почему надо написать именно эту букву.

- Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?

(Правило «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща».)

- А как вы будете действовать? (По алгоритму).

                   Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма

- Предлагаю вам в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам.

Группы работают с блоками   ранее изученного алгоритма в течение 1 мин. После этого каждая группа представляет свой вариант.

- Почему последовательность шагов будет именно такой?

- Какое именно правило вы будете применять для данных слов?

Учитель подставляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ - ШИ,

ЧА - ЩА

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание в тетрадях (работа на изученные правила: тексты, иллюстрации, словари толковый или орфографический).

- Вставьте в слова пропущенные буквы.

- Проверяем по образцу.

Учитель выставляет на доске карточку с образцом (эталон).

- У кого есть ошибки? В каком шаге алгоритма? Что вам надо повторить?

Пробное действие.

- Запищите в тетрадь  слова: щука, чудо.

- Зафиксируйте, какие буквы вы написали в первом слоге после согласных.

- У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.

3.        Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Вписывали буквы в слова «чудо» и «щука»).

- В каком месте вы засомневались? (Какие буквы написать после «Ч» и «Щ»).

- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «Ч» и «Щ» - «У» или «Ю».)

- Если мы не знаем правила письма буквосочетаний  чу/щу, то чему мы будем сегодня на уроке учиться? (Будем учиться писать слова с буквосочетаниями чу-щу.)

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой «у» или «ю» писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ.) Чтобы не раскрывать готовое правило, тему урока можно записать на доске так:

Чу/ю - Щу/ю ?        

-   Поскольку данные буквосочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились

исторически,  я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова.

                          Верчу, кручу, ищу, тащу.

Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.

- Кто готов рассказать о своем открытии?

Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква У

- Как же  нужно было написать слова «щука» и «чудо»? (Нужно писать с буквой «У».)

- Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило.

- Сделайте вывод, как же писать буквосочетания ЧУ - ЩУ? (С буквой У.)

- Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

- Сможете теперь правильно написать слова «щука» и «чудо» и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

- Достигли поставленной цели? (Да.)

- Чем будем пользоваться при написании буквосочетаний чу-щу?  (Правилом из учебника или  планом действий  (алгоритмом).

Можно составить модель этого правила на основании понятий «Всегда  твердые согласные, всегда  мягкие согласные».

Учитель выставляет на доске план действий, затем раздает в группы аналогичные

карточки с планом.

План действий:

1) Произнеси слово

2)  Определи опасное  место  в  буквосочетаниях  чу-щу

3)  Примени правило написания этих  буквосочетаний и впиши нужную букву

4) Обозначь новую орфограмму

5) Проверь орфограмму.

- Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Раз, два, раз, два!

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

   5.    Первичное закрепление во внешней речи.

- Какие наши дальнейшие действия? (Нам надо потренироваться.)

- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

Учащиеся работают с карточками. Первые два слова рифмовки разбираются фрон тально у доски. Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом  проговаривая друг другу правило.

Образец:      

Произношу слово «щука».

Есть опасное место - буквосочетание ЩУ.

Применяю правило: «ЧУ – ЩУ пишу с У»,

Пишу в слове «щука» после Щ букву У.

Обозначаю орфограмму - щука.

Проверяю по правилу или алгоритму.

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_

И пятерку получ_.

- Поставьте ударение в словах. Что заметили? (Ударная и безударная позиции буквосочетаний  чу-щу).

Какой вывод сделаем? (Буквосочетания чу-щу пишу с у.)

- Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?

6.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке.

- На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте
задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -

Я с У пишу и Чу и ЩУ!

Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку  с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

- Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца. Учащиеся оценивают свою работу по критериям.

- Проанализируйте место и причину ошибки. (Дети фиксируют место ошибки – в начале или в конце слова, анализируют причины ошибок – не пользовался алгоритмом, перепутал шаги алгоритма)

- Молодцы! Поняли в чем ваши ошибки!

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи. И, как гуси, зашипели, зашипели, помолчали.

И, как зайки, поскакали. Поскакали, поскакали и за кустиком пропали.

7.        Включение в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие; если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять; грамотное письмо необходимо для общения.)

- Где можем применить полученные знания? (При выполнении упражнений, составлении писем, смс- сообщений)

- Хорошо! Давайте поработаем с упражнением, иллюстрацией, словарём по группам.

Далее учитель может использовать текст заданий на изученную тему из любого учебника или дидактического материала практического характера : (составить объявление, написать письмо, смс- сообщения)

Напиши в правый столбик слова по образцу:

Образец: искать грибы – ищу грибы

Учить уроки - ____________________

Кричать другу - ___________________

Шептать на ухо - ___________________

Кипятить молоко - ____________________

Тащить санки - _____________________

Молотить рожь - _______________________

Крутить педали - _______________________

- Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? Проверка проходит фронтально

Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении упраж нений полученные знания.

8.        Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями  ЧУ - ЩУ.)

- Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.)

- Достигли цели? (Да.)

- Как пишутся буквосочетания ЧУ - ЩУ? (Буквосочетания ЧУ - ЩУ писать надо с буквой У.

- Где нам пригодятся знания грамотного письма буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу?

- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоя тельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

- У кого созрели красные яблоки - дома сочините рифмовку с изученными буквосоче таниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение. Значение непонятных слов узнайте в толковом словаре.

Учитель называет номер упражнения из учебника, по которому ведется работа с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...