разработка урока русского языка по теме "Общее значение однокоренных слов"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_znachenie_odnokorennyh_slov.docx | 151.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Цыбулева»
Учитель Скирденко М.Н.
П.Ракитное
2011г.
Урок русского языка в 1 классе
Тема: Общее значение однокоренных слов.
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные слова, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважения к своим товарищам.
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске,
I. Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая разминка. 2 слайд
- «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.
- Определение знаков препинания в конце предложения:
Что, Иванушка, невесел?
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Скандирование словарных слов:
ребята
язык
дорога
Москва
учитель
- Какое слово лишнее?
- На какие группы можно разделить слова?
- Найдите слово, которое нельзя перенести?
Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски)
- Что мы с вами записали? (слова)
- Что имеют слова? (значение)
Прикрепляется листы с записью: слова, значение.
III. Постановка учебной задачи.
- Послушайте, что произошло однажды на лугу: 3 слайд
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.
-Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
- А кто такие родственники? (Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками)
- Назовите родственников среди действующих лиц сказки.
- А нет ли родственников среди слов нашего языка? Как это можно установить?
(проведём исследование). Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
IV. Изучение нового материала.
1.Исследование.
- Назовите героев-родственников сказки :
-Запишите эти слова: гусь, гусыня, гусята.
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (-Можно выделить общую часть)
- Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
На доске получается схема:
СЛОВА
значение
похожее разное
общая часть
- Как называются слова, обладающие этими признаками?
2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79
- Какие же значения имеют родственные слова? 4-5 слайд
- Предположите, зачем нам нужны знания о родственных словах?
3.Образование родственных слов.
- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми)
Назовите одним словом фразу: небольшая, мелкая рыба. (рыбка, рыбешка)
- Рыбная ловля. (рыбалка)
- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (рыбак)
- Ловить рыбу. (рыбачить)
- Прочитайте вслух написанные на доске слова.
(Рыба, рыбка, рыбешка, рыбалка, рыбачить)
Физкультминутка. 6 слайд
- На экране написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес – лесник Река – плот Сад – садовый Дом – домашний Дом - дым | Стена – гвоздь Кот – котик Поле - полюшко Гриб – грибной Обед - стол |
- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.
3. Упражнение 3.
- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.
4. Самостоятельная работа. Работа над упражнением 5 с.81 в Р.т.
- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов.
Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
V. Первичное закрепление изученного.
1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников» 7 слайд
- Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
Давайте поможем словам найти «свою семью».
- Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.
- Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».
(Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах (Приложение 1.) ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ).
2. Проверка.
3.Найдите лишнее слово. 8 слайд
кот
котёнок
котята
котофей
котел
кошка
котище
VI. Итоги урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются родственными?
- найдите схему помог
VII. Рефлексия учащихся.
Используется рефлексивный экран 9 слайд
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
Приложение 1.
дом
гриб
лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.
Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень. ...
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...
Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова. На уроке используется презентация, за...
Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"
Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....
Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"
Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....
Разработка урока русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
Цели:- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить...
Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова"
В работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе...